• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

58.03.01 Востоковедение и африканистика

Утверждение программы
Приказ от 30.07.2014 № 8.3.6.2-08/36
Дата обновления паспорта
Протокол заседания совета факультета Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения № 10/2018-2019 от 27.08.2019
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

Востоковедение (2014): 4 года

Востоковедение (2017): 5 лет

Очная форма обучения, 240 з.е. (для 4-летнего бакалавриата);300 з.е. (для 5-летнего бакалавриата)

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведётся на русском и английском языках

Специализация
Не предусмотрена
Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы

- Практические навыки экспертного анализа и взаимодействия со странами Востока;

- Приоритеты классического востоковедения: фундаментальная научная подготовка и глубокое освоение языков наряду с активными разговорными навыками;

- Изучение 2-х восточных и 2-х европейских языков;

- Широкая междисциплинарная гуманитарная подготовка профессионалов современного уровня. 

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает историко-культурные, политические, социально-экономические, этно-конфессиональные, лингвистические и прочие особенности стран и народов Азии и Африки.

Выпускники образовательной программы «Востоковедение» могут быть востребованы в:
- центральных и региональных органах государственного управления;
- министерствах и ведомствах;
- внешнеполитических и внешнеэкономических организациях;
- организациях в сфере общественной дипломатии;
- научно-исследовательских и аналитических центрах;
- научных и общественно-политических периодических изданиях, средствах массовой информации (СМИ), издательствах;
- образовательных организациях общего и среднего профессионального образования;
- предприятиях государственного и частного секторов экономики, банках, энергетических, промышленных, торговых и транспортных компаниях, а также предприятиях в сфере малого и среднего бизнеса;
- общественных организациях, фондах, профессиональных ассоциациях;
- архивах, библиотеках, музеях, выставках, аукционах, организациях и в сфере культуры;
- международных структурах.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники по программе 4-летнего бакалавриата:

  • экспертно-аналитическая;
  • организационно-управленческая;
  • научно-исследовательская;
  • педагогическая.

Типы задач профессиональной деятельности, к решению которых готовятся выпускники по программе 5-летнего бакалавриата:

  • экспертно-аналитические;
  • организационно-управленческие;
  • научно-исследовательские и преподавательские;
  • культурно-просветительские;
  • редакционно-издательские;
  • переводческие.

Выпускник, освоивший программу 4-летнего бакалавриата, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

 - экспертно-аналитическая деятельность

ПК-1
Способен осуществлять качественный и количественный анализ явлений и процессов в профессиональной сфере на основе системного подхода
ПК-2
Способен составлять научно-аналитические отчеты, обзоры, презентации, информационные справки и пояснительные записки в сфере профессиональных обязанностей
ПК-3
Способен излагать и критически анализировать массив данных на восточном языке
ПК-4
Способен представлять результаты собственных и групповых исследований
ПК-5
Способен формировать алгоритмы выстраивания взаимоотношений между представителями РФ и Азии с учетом политической культуры и менталитета народов азиатского мира, на основе понимания роли традиционных и современных социально-политических и экономических факторов

  • практическая и организационно-управленческая деятельность

ПК-6
Способен организовать поиск контактов с представителями стран Азии и Африки и обеспечить их поддержание
ПК-7
Способен учитывать в практической и исследовательской деятельности культурную специфику, характерную для стран изучаемого региона, а также влияние этнографических, этнолингвистических и этнопсихологическихособенностей народов Азии и Африки на деловую культуру и этикет поведения
ПК-8
Способен участвовать в укреплении дипломатических и межгосударственных взаимоотношений со странами Азии и Африки

  • научно-исследовательская деятельность

ПК-9
Способен к организации и планированию собственной научно-исследовательской работы
ПК-10
Способен понимать, излагать информацию о странах и народах Востока, свободно общаться на основном восточном языке, устно и письменно переводить с восточного языка и на восточный язык тексты культурного, научного, политического, экономического и религиозно-философского характера
ПК-11
Способен пользоваться понятийным аппаратом научных исследований, критически анализировать собранную информацию
педагогическая деятельность
ПК-12
Способен преподавать восточные языки и востоковедные дисциплины на уровне профильного общего и среднего профессионального образования
ПК-13
Способен готовить методические и информационные материалы для учебных занятий
ПК-14
Способен использовать современные электронные средства в процессе образовательной деятельности
ПК- 15
Способен использовать современные образовательные технологии в профессиональной деятельности

  • Общепрофессиональные, по всем видам деятельности

ПК-16
Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности
ПК-17
Способен к осознанному целеполаганию, социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов
ПК-18
Способен поддерживать общий уровень физической активности и здоровья для ведения активной социальной и профессиональной деятельности
ПК-19
Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно-значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе
ПК-20
Способен социально ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности
ПК-21
Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных
ПК-22
Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры
ПК-23
Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-24
Способен создавать базы данных по основным группам востоковедных исследований, обрабатывать массивы статистическо-экономических данных и использовать полученные результаты в практической работе
ПК-25
Способен использовать философские знания для выработки нравственно-этических основ профессиональной и личностной коммуникации
ПК-26
Способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

ПК-27
Способен использовать основы правовых знаний в профессиональной и общественной деятельности
ПК-28
Способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ПК-29
Способен работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-30
Способен к самоорганизации и самообразованию, профессиональному и личностному развитию
ПК-31
Способен использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
ПК-32
Способен использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных, естественных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
ПК-33
Способен демонстрировать в практической деятельности ответственное отношение к делу, своему гражданскому и профессиональному долгу
ПК-34
Способен использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности.

В результате освоения программы 5-летнего бакалавриата у выпускника 2022 года выпуска должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

ПК-1
Способен осуществлять качественный и количественный анализ явлений и процессов в своей профессиональной сфере
ПК-2
Способен создавать научно-исследовательские, экспертно-аналитические тексты, опираясь на основные принципы их организации и выбирая жанры адекватно поставленной задаче
ПК-3
Способен воспринимать, воспроизводить, анализировать и создавать тексты/ сообщения в устной и письменной форме на русском и восточном языках для целей личного, делового и профессионального общения
ПК-4
Способен использовать современные ИКТ (в том числе разные сетевые платформы, элементы программного обеспечения и др.) для презентаций, работы с базами данных, сетевой коммуникации в своей профессиональной сфере, для решения культурно-просветительских задач
ПК-5
Способен использовать современные электронные корпусы текстов, базы данных, библиографии, электронные словари и другие ИКТ в процессе обработки текстов и подготовки их к публикации
ПК-6
Способен адекватно описывать и анализировать общественно-экономические, политические, культурные проблемы, ситуации, процессы в восточных обществах (в сопоставлении с западными обществами), используя язык, аппарат, концепции математических, гуманитарных, экономических, социальных наук
ПК-7
Способен самостоятельно определять проблемное поле по избранному направлению специализации и ставить исследовательские задачи, формулировать их актуальность
ПК- 8
Способен самостоятельно находить источники информации по избранному направлению специализации, в т.ч. на восточных языках
ПК-9
Способен грамотно и аргументированно публично представлять результаты своей деятельности (научной, профессиональной и др.), используя различные формы и приёмы оформления
ПК-10
Способен организовать поиск контактов с представителями стран Востока и обеспечить их поддержание
ПК-11
Способен формулировать цели деятельности в сфере межкультурной коммуникации
ПК-12
Способен изучать проблемы на основе поступающей информации, организовать и поддержать обсуждение различных вариантов решения проблем в сфере межкультурной коммуникации
ПК-13
Способен выбирать и обосновывать критерии эффективности принимаемых решений
ПК-14
Способен на основе выделенных критериев и факторов выбирать и формулировать оптимальные решения задач в сфере межкультурной коммуникации
ПК-15
Способен участвовать в разработке и реализации культурно-просветительских программ в целях популяризации современных научных знаний и культурных традиций
ПК-16
Способен в условиях быстрого развития предметных областей непрерывно обновлять собственные знания и умения, вести самостоятельный поиск новой научной информации
ПК-17
Способен трансформировать научную информацию в популярную форму для обеспечения более эффективного её усвоения целевой аудиторией
ПК-18
Способен редактировать письменные тексты разного содержания и различных функциональных стилей (научного, официально-делового, публицистического) на русском языке в своей профессиональной сфере при подготовке их к публикации
ПК-19
Способен вести письменную и устную коммуникацию на иностранном (восточном) языке на уровне, достаточном для решения профессиональных и научных задач
ПК-20
Способен использовать разные стратегии перевода, переводческие приёмы, стилистические особенности разных типов текстов на русском и иностранном (восточном) языках в профессиональной переводческой деятельности
ПК-21
Способен применять знания о национально-культурных особенностях речевого поведения носителей иностранного (восточного) языка (их обычаев, этикета, социальных и поведенческих стереотипов) в профессиональной переводческой деятельности
ПК-22
Способен на основе междисциплинарного подхода ориентироваться в профессиональной сфере коммуникации.

В результате освоения программы 5-летнего бакалавриата у выпускника 2023 и последующих лет выпуска должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

ПК-1
Способен осуществлять качественный и количественный анализ явлений и процессов в своей профессиональной сфере
ПК-2
Способен создавать научно-исследовательские, экспертно-аналитические тексты, опираясь на основные принципы их организации и выбирая жанры адекватно поставленной задаче
ПК-3
Способен использовать современные электронные корпусы текстов, базы данных, библиографии, электронные словари и другие ИКТ в процессе обработки текстов и подготовки их к публикации
ПК-4
Способен адекватно описывать и анализировать общественно-экономические, политические, культурные проблемы, ситуации, процессы в восточных обществах (в сопоставлении с западными обществами), используя язык, аппарат, концепции математических, гуманитарных, экономических, социальных наук
ПК-5
Способен самостоятельно определять проблемное поле по избранному направлению специализации и ставить исследовательские задачи, формулировать их актуальность
ПК-6
Способен организовать поиск контактов с представителями стран Востока и обеспечить их поддержание
ПК-7
Способен формулировать цели деятельности в сфере межкультурной коммуникации
ПК-8
Способен на основе выделенных критериев и факторов выбирать и формулировать оптимальные решения задач в сфере межкультурной коммуникации.
ПК-9
Способен участвовать в разработке и реализации культурно-просветительских программ в целях популяризации современных научных знаний и культурных традиций;
ПК-10
Способен в условиях быстрого развития предметных областей непрерывно обновлять собственные знания и умения, вести самостоятельный поиск новой научной информации
ПК-11
Способен трансформировать научную информацию в популярную форму для обеспечения более эффективного её усвоения целевой аудиторией
ПК-12
Способен редактировать письменные тексты разного содержания и различных функциональных стилей (научного, официально-делового, публицистического) на русском языке в своей профессиональной сфере при подготовке их к публикации
ПК-13
Способен использовать разные стратегии перевода, переводческие приёмы, стилистические особенности разных типов текстов на русском и иностранном (восточном) языках в профессиональной переводческой деятельности
ПК-14
Способен применять знания о национально-культурных особенностях речевого поведения носителей иностранного (восточного) языка (их обычаев, этикета, социальных и поведенческих стереотипов) в профессиональной переводческой деятельности
ПК-15
Способен на основе междисциплинарного подхода ориентироваться в профессиональной сфере коммуникации

Характеристики образовательных модулей программы

Программа характеризуется комплексным подходом к изучению стран Востока с опорой на фундаментальные знания, касающиеся основных цивилизационных характеристик, историко-культурного, социально-экономического и политического развития стран и регионов Азии и Африки. Значительное внимание уделяется приобретению практических навыков экспертного анализа и взаимодействия со странами Востока, отвечающих запросам государственных и частных структур.

Социальная и культурная антропология стран и народов Востока является ключевым компонентом подготовки и включает в себя получение знаний в области духовной и материальной культуры Востока, этногенеза, структуры и развития восточного общества и его отдельных слоев в разные периоды его существования, особенностей мышления и поведения, восприятия и передачи культурных и материальных традиций, взаимодействия с чужеродными культурными и политическими традициями. На основе полученных знаний формируется понимание влияния характерных социальных и культурных ценностей на генезис и особенности функционирования политических и социально-экономических институтов в странах Востока.
История Востока и его отдельных регионов подразумевает изучение как общеисторических, так и характерных для стран Востока особенностей развития от ранних форм цивилизации до современного периода. При этом особое место занимает изучение истории транскультурных и трансграничных процессов, передачи и ассимиляции культурных ценностей на широком пространстве Азии и Африки.

Язык, литература, источниковедение. Углубленное изучение одного или нескольких восточных языков является стержнем программы, продолжается в течение всего периода обучения и является необходимой основой для понимания особенностей мышления восточных народов,  умения работать с разнообразными источниками информации на этих языках. Литературная традиция даёт важнейший пласт информации, относящийся к мировоззрению, моделям мышления, духовной культуре народов этого региона.
Понимание важнейших экономических, социально-экономических и политических тенденций развития стран и регионов Востока предполагает углубленное изучение важнейших особенностей структуры региональной экономики на всем протяжении истории, понимание функционирования основных социальных и политических институтов и групп, различных аспектов предпринимательства в странах Востока, влияния экономических трансформаций на тенденции социального развития, а также роли и места стран Востока в процессах глобализации.

Программа предусматривает овладение методологией социально-исторических и культурно-антропологических исследований, а также формами экспертного анализа в рамках самостоятельной и совместной (проектной) исследовательской работы под руководством преподавателей.
Изучение религиозно-философских и культурных традиций восточных обществ позволяет студенту понять характерные духовные, культурные и нравственные ценности стран и народов Востока, а также овладеть способами использования этих знаний в практической работе. Студенты получают углубленные знания в области религий и социально-религиозных структур, духовных и философских традиций, их связи с экономическими и политическими тенденциями развития стран Востока.

Предлагаемые в рамках образовательной программы концентрации:

Политическое и экономическое развитие стран Востока
Базой для данной концентрации является комплекс политических и социальных наук. Выпускники этого профиля образовательной программы должны совмещать знание экономической (основы микроэкономики, макроэкономики, международных экономических отношений, финансовой экономики и пр.) и политической теории (политическая философия, институциональные элементы политической жизни, политическая культура и пр.) с пониманием обусловленной культурно-историческими факторами специфики изучаемого региона/ страны, а также с умением выявлять, формулировать и всесторонне анализировать актуальные социально-экономические и политические проблемы изучаемого региона/страны. Данный концентрация предполагает прежде всего приобретение компетенций в экспертно-аналитической и организационно-управленческой деятельности с возможными дополнительными компетенциями в переводческой и редакционно-издательской деятельности.

Общество и культура стран Востока
Базой для данной специализации является комплекс социальных и историко-культурных дисциплин, раскрывающих региональные социолингвистические, институциональные, мировоззренческие, духовно-религиозные, эстетические, бытовые и иные особенности, понимание которых необходимо для решения коммуникативных задач с носителями восточных культур. Этот комплекс предполагает знакомство выпускника с политической и социальной историей, литературой, философией, религиозными традициями, искусством, изучаемого региона/страны, а также социальными процессами на Востоке. В данном профиле подготовки акцент делается на приобретении студентами компетенций, необходимых в научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности, а также дополнительно в переводческой и редакционно-издательской деятельности.

Подготовка по направлению 58.03.01 Востоковедение и африканистика организационно включает четыре основных компонента:

  1. общепрофессиональный,
  2. специальный,
  3. языковой,
  4. исследовательский.

1. Общепрофессиональный компонент един для всех студентов, выбравших данное направление подготовки; общепрофессиональный блок отвечает за общетеоретическую подготовку студентов по базовым гуманитарным дисциплинам.
2. Специальный компонент подразделяется на несколько направлений специализации и состоит из ряда соответствующих специальных дисциплин; отвечает за адаптацию полученных студентами общетеоретических знаний к конкретному региональному материалу.
3. Языковой компонент нацелен на выработку, развитие и закрепление различных языковых компетенций для целей коммуникации и исследования.
4. Исследовательский компонент представлен научно-исследовательскими семинарами и проектной работой, исследовательскими (курсовыми и выпускными квалификационными) работами.

При поступлении на образовательную программу по направлению 58.03.01 Востоковедение и африканистика в течение первой недели обучения определяется регион специализации студента (соответственно, основной восточный язык) из предложенных данной образовательной программой, а затем, в срок, определяемый образовательной программой, студент выбирает направление специализации. По решению образовательной программы устанавливается срок (1 или 2-й годы обучения), когда студент выбирает направление своих дальнейших исследований (отдельную проблемную область, связанную с функционированием восточных обществ) в соответствии с приоритетными направлениями исследований ППС реализующих образовательную программу структурных подразделений.

В Блок «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты).

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Востоковедение»

Перейти к содержанию программы