• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

58.03.01 Востоковедение и африканистика

Утверждение программы
Приказ от 30.07.2014 № 8.3.6.2-08/36
Дата обновления паспорта
Протокол заседания совета факультета Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения № 10/2018-2019 от 27.08.2019
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

5 лет

Очная форма обучения, 300 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Конкурентные преимущества программы

- Изучение 2-х восточных и 2-х европейских языков по выбору студентов;

- Развитие навыков практической работы в организациях, тесно взаимодействующих со странами Востока;

- Долгосрочные стажировки в странах Ближнего и Дальнего Востока, включенные в учебные планы;

- Сильнейший преподавательский состав, включающий носителей языков и культуры стран Востока, докторов и кандидатов наук;

- Высокая вариативность Учебного плана: 6 специализаций: экономика, международные отношения, политология, социология, культурология и искусствоведение, философия и религиоведение стран Азии и Африки;

- Современный учебный план, включающий формирование навыков работы с технологиями искусственного интеллекта.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает историко-культурные, политические, социально-экономические, этно-конфессиональные, лингвистические и прочие особенности стран и народов Азии и Африки.

Выпускники образовательной программы «Востоковедение» востребованы в:
- центральных и региональных органах государственного управления;
- министерствах, комитетах и ведомствах;
- внешнеполитических и внешнеэкономических организациях;
- организациях в сфере общественной дипломатии;
- научно-исследовательских и аналитических центрах;
- научных и общественно-политических периодических изданиях, средствах массовой информации (СМИ), издательствах;
- образовательных организациях общего и среднего профессионального образования;
- предприятиях государственного и частного секторов экономики, банках, энергетических, промышленных, торговых и транспортных компаниях, а также предприятиях в сфере малого и среднего бизнеса;
- общественных организациях, фондах, профессиональных ассоциациях;
- архивах, библиотеках, музеях, выставках, аукционах, организациях и в сфере культуры;
- международных структурах.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники по программе 4-летнего бакалавриата:

  • экспертно-аналитическая;
  • организационно-управленческая;
  • научно-исследовательская;
  • педагогическая.

Типы задач профессиональной деятельности, к решению которых готовятся выпускники по программе 5-летнего бакалавриата:

  • экспертно-аналитические;
  • организационно-управленческие;
  • научно-исследовательские и преподавательские;
  • культурно-просветительские;
  • редакционно-издательские;
  • переводческие.

В результате освоения программы 5-летнего бакалавриата у выпускника 2024 года набора должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

ПК-1
Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-2
Владеет одним из языков народов Азии и Африки (помимо освоения различных аспектов современного языка предполагается достаточное знакомство с классическим (древним) вариантом данного языка, что необходимо для понимания неадаптированных текстов, истории языка и соответствующей культурной традиции)
ПК-3
Способен применять знание основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристик изучаемой страны (региона)
ПК-4
Способен создавать базы данных по основным группам востоковедных исследований
ПК-5
Способен обрабатывать массивы статистическо-экономических данных и использовать полученные результаты в практической работе
ПК-6
Способен применять знание цивилизационных особенностей регионов, составляющих афро-азиатский мир

В результате освоения программы 5-летнего бакалавриата у выпускника 2024 и последующих лет набора должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

ПК-1
Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-2
Владеет одним из языков народов Азии и Африки (помимо освоения различных аспектов современного языка предполагается достаточное знакомство с классическим (древним) вариантом данного языка, что необходимо для понимания неадаптированных текстов, истории языка и соответствующей культурной традиции)
ПК-3
Способен применять знание основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристик изучаемой страны (региона)
ПК-4
Способен создавать базы данных по основным группам востоковедных исследований
ПК-5
Способен обрабатывать массивы статистическо-экономических данных и использовать полученные результаты в практической работе
ПК-6
Способен применять знание цивилизационных особенностей регионов, составляющих афро-азиатский мир


В результате освоения программы 5-летнего бакалавриата у выпускника 2025 года выпуска должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

ПК-1
Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-2
Владеет одним из языков народов Азии и Африки (помимо освоения различных аспектов современного языка предполагается достаточное знакомство с классическим (древним) вариантом данного языка, что необходимо для понимания неадаптированных текстов, истории языка и соответствующей культурной традиции)
ПК-3
Способен применять знание основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристик изучаемой страны (региона)
ПК-4
Способен создавать базы данных по основным группам востоковедных исследований
ПК-5
Способен обрабатывать массивы статистическо-экономических данных и использовать полученные результаты в практической работе
ПК-6
Способен применять знание цивилизационных особенностей регионов, составляющих афро-азиатский мир


В результате освоения программы 5-летнего бакалавриата у выпускника 2026 года выпуска должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

ПК-1
Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-2
Владеет одним из языков народов Азии и Африки (помимо освоения различных аспектов современного языка предполагается достаточное знакомство с классическим (древним) вариантом данного языка, что необходимо для понимания неадаптированных текстов, истории языка и соответствующей культурной традиции)
ПК-3
Способен применять знание основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристик изучаемой страны (региона)
ПК-4
Способен создавать базы данных по основным группам востоковедных исследований
ПК-5
Способен обрабатывать массивы статистическо-экономических данных и использовать полученные результаты в практической работе
ПК-6
Способен применять знание цивилизационных особенностей регионов, составляющих афро-азиатский мир

Характеристики образовательных модулей программы

Программа характеризуется комплексным подходом к изучению стран Востока с опорой на фундаментальные знания, касающиеся основных цивилизационных характеристик, историко-культурного, социально-экономического и политического развития стран и регионов Азии и Африки. Значительное внимание уделяется приобретению практических навыков экспертного анализа и взаимодействия со странами Востока, отвечающих запросам государственных и частных структур.

Социальная и культурная антропология стран и народов Востока является ключевым компонентом подготовки и включает в себя получение знаний в области духовной и материальной культуры Востока, этногенеза, структуры и развития восточного общества и его отдельных слоев в разные периоды его существования, особенностей мышления и поведения, восприятия и передачи культурных и материальных традиций, взаимодействия с чужеродными культурными и политическими традициями. На основе полученных знаний формируется понимание влияния характерных социальных и культурных ценностей на генезис и особенности функционирования политических и социально-экономических институтов в странах Востока.
История Востока и его отдельных регионов подразумевает изучение как общеисторических, так и характерных для стран Востока особенностей развития от ранних форм цивилизации до современного периода. При этом особое место занимает изучение истории транскультурных и трансграничных процессов, передачи и ассимиляции культурных ценностей на широком пространстве Азии и Африки.

Язык, литература, источниковедение. Углубленное изучение одного или нескольких восточных языков является стержнем программы, продолжается в течение всего периода обучения и является необходимой основой для понимания особенностей мышления восточных народов,  умения работать с разнообразными источниками информации на этих языках. Литературная традиция даёт важнейший пласт информации, относящийся к мировоззрению, моделям мышления, духовной культуре народов этого региона.
Понимание важнейших экономических, социально-экономических и политических тенденций развития стран и регионов Востока предполагает углубленное изучение важнейших особенностей структуры региональной экономики на всем протяжении истории, понимание функционирования основных социальных и политических институтов и групп, различных аспектов предпринимательства в странах Востока, влияния экономических трансформаций на тенденции социального развития, а также роли и места стран Востока в процессах глобализации.

Программа предусматривает овладение методологией социально-исторических и культурно-антропологических исследований, а также формами экспертного анализа в рамках самостоятельной и совместной (проектной) исследовательской работы под руководством преподавателей.
Изучение религиозно-философских и культурных традиций восточных обществ позволяет студенту понять характерные духовные, культурные и нравственные ценности стран и народов Востока, а также овладеть способами использования этих знаний в практической работе. Студенты получают углубленные знания в области религий и социально-религиозных структур, духовных и философских традиций, их связи с экономическими и политическими тенденциями развития стран Востока.

Предлагаемые в рамках образовательной программы концентрации:

Политическое и экономическое развитие стран Востока
Базой для данной концентрации является комплекс политических и социальных наук. Выпускники этого профиля образовательной программы должны совмещать знание экономической (основы микроэкономики, макроэкономики, международных экономических отношений, финансовой экономики и пр.) и политической теории (политическая философия, институциональные элементы политической жизни, политическая культура и пр.) с пониманием обусловленной культурно-историческими факторами специфики изучаемого региона/ страны, а также с умением выявлять, формулировать и всесторонне анализировать актуальные социально-экономические и политические проблемы изучаемого региона/страны. Данный концентрация предполагает прежде всего приобретение компетенций в экспертно-аналитической и организационно-управленческой деятельности с возможными дополнительными компетенциями в переводческой и редакционно-издательской деятельности.

Общество и культура стран Востока
Базой для данной специализации является комплекс социальных и историко-культурных дисциплин, раскрывающих региональные социолингвистические, институциональные, мировоззренческие, духовно-религиозные, эстетические, бытовые и иные особенности, понимание которых необходимо для решения коммуникативных задач с носителями восточных культур. Этот комплекс предполагает знакомство выпускника с политической и социальной историей, литературой, философией, религиозными традициями, искусством, изучаемого региона/страны, а также социальными процессами на Востоке. В данном профиле подготовки акцент делается на приобретении студентами компетенций, необходимых в научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности, а также дополнительно в переводческой и редакционно-издательской деятельности.

Подготовка по направлению 58.03.01 Востоковедение и африканистика организационно включает четыре основных компонента:

  1. общепрофессиональный,
  2. специальный,
  3. языковой,
  4. исследовательский.

1. Общепрофессиональный компонент един для всех студентов, выбравших данное направление подготовки; общепрофессиональный блок отвечает за общетеоретическую подготовку студентов по базовым гуманитарным дисциплинам.
2. Специальный компонент подразделяется на несколько направлений специализации и состоит из ряда соответствующих специальных дисциплин; отвечает за адаптацию полученных студентами общетеоретических знаний к конкретному региональному материалу.
3. Языковой компонент нацелен на выработку, развитие и закрепление различных языковых компетенций для целей коммуникации и исследования.
4. Исследовательский компонент представлен научно-исследовательскими семинарами и проектной работой, исследовательскими (курсовыми и выпускными квалификационными) работами.

При поступлении на образовательную программу по направлению 58.03.01 Востоковедение и африканистика в течение первой недели обучения определяется регион специализации студента (соответственно, основной восточный язык) из предложенных данной образовательной программой, а затем, в срок, определяемый образовательной программой, студент выбирает направление специализации. По решению образовательной программы устанавливается срок (1 или 2-й годы обучения), когда студент выбирает направление своих дальнейших исследований (отдельную проблемную область, связанную с функционированием восточных обществ) в соответствии с приоритетными направлениями исследований ППС реализующих образовательную программу структурных подразделений.

В Блок «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты).

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Востоковедение»

Перейти к содержанию программы