Summary of Degree Programme
58.03.01 Asian and African Studies
No
5 years
Full-time, 300 з.е.
RUSENG
Instruction in Russian with some courses in English
Bachelor
No
With online tools
- Изучение 2-х восточных и 2-х европейских языков по выбору студентов;
- Развитие навыков практической работы в организациях, тесно взаимодействующих со странами Востока;
- Долгосрочные стажировки в странах Ближнего и Дальнего Востока, включенные в учебные планы;
- Сильнейший преподавательский состав, включающий носителей языков и культуры стран Востока, докторов и кандидатов наук;
- Высокая вариативность Учебного плана: 6 специализаций: экономика, международные отношения, политология, социология, культурология и искусствоведение, философия и религиоведение стран Азии и Африки;
- Современный учебный план, включающий формирование навыков работы с технологиями искусственного интеллекта.
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает историко-культурные, политические, социально-экономические, этно-конфессиональные, лингвистические и прочие особенности стран и народов Азии и Африки.
Выпускники образовательной программы «Востоковедение» востребованы в:
- центральных и региональных органах государственного управления;
- министерствах, комитетах и ведомствах;
- внешнеполитических и внешнеэкономических организациях;
- организациях в сфере общественной дипломатии;
- научно-исследовательских и аналитических центрах;
- научных и общественно-политических периодических изданиях, средствах массовой информации (СМИ), издательствах;
- образовательных организациях общего и среднего профессионального образования;
- предприятиях государственного и частного секторов экономики, банках, энергетических, промышленных, торговых и транспортных компаниях, а также предприятиях в сфере малого и среднего бизнеса;
- общественных организациях, фондах, профессиональных ассоциациях;
- архивах, библиотеках, музеях, выставках, аукционах, организациях и в сфере культуры;
- международных структурах.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники по программе 4-летнего бакалавриата:
- экспертно-аналитическая;
- организационно-управленческая;
- научно-исследовательская;
- педагогическая.
Типы задач профессиональной деятельности, к решению которых готовятся выпускники по программе 5-летнего бакалавриата:
- экспертно-аналитические;
- организационно-управленческие;
- научно-исследовательские и преподавательские;
- культурно-просветительские;
- редакционно-издательские;
- переводческие.
В результате освоения программы 5-летнего бакалавриата у выпускника 2024 года набора должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
ПК-1
Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-2
Владеет одним из языков народов Азии и Африки (помимо освоения различных аспектов современного языка предполагается достаточное знакомство с классическим (древним) вариантом данного языка, что необходимо для понимания неадаптированных текстов, истории языка и соответствующей культурной традиции)
ПК-3
Способен применять знание основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристик изучаемой страны (региона)
ПК-4
Способен создавать базы данных по основным группам востоковедных исследований
ПК-5
Способен обрабатывать массивы статистическо-экономических данных и использовать полученные результаты в практической работе
ПК-6
Способен применять знание цивилизационных особенностей регионов, составляющих афро-азиатский мир
В результате освоения программы 5-летнего бакалавриата у выпускника 2024 и последующих лет набора должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
ПК-1
Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-2
Владеет одним из языков народов Азии и Африки (помимо освоения различных аспектов современного языка предполагается достаточное знакомство с классическим (древним) вариантом данного языка, что необходимо для понимания неадаптированных текстов, истории языка и соответствующей культурной традиции)
ПК-3
Способен применять знание основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристик изучаемой страны (региона)
ПК-4
Способен создавать базы данных по основным группам востоковедных исследований
ПК-5
Способен обрабатывать массивы статистическо-экономических данных и использовать полученные результаты в практической работе
ПК-6
Способен применять знание цивилизационных особенностей регионов, составляющих афро-азиатский мир
В результате освоения программы 5-летнего бакалавриата у выпускника 2025 года выпуска должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
ПК-1
Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-2
Владеет одним из языков народов Азии и Африки (помимо освоения различных аспектов современного языка предполагается достаточное знакомство с классическим (древним) вариантом данного языка, что необходимо для понимания неадаптированных текстов, истории языка и соответствующей культурной традиции)
ПК-3
Способен применять знание основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристик изучаемой страны (региона)
ПК-4
Способен создавать базы данных по основным группам востоковедных исследований
ПК-5
Способен обрабатывать массивы статистическо-экономических данных и использовать полученные результаты в практической работе
ПК-6
Способен применять знание цивилизационных особенностей регионов, составляющих афро-азиатский мир
В результате освоения программы 5-летнего бакалавриата у выпускника 2026 года выпуска должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
ПК-1
Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-2
Владеет одним из языков народов Азии и Африки (помимо освоения различных аспектов современного языка предполагается достаточное знакомство с классическим (древним) вариантом данного языка, что необходимо для понимания неадаптированных текстов, истории языка и соответствующей культурной традиции)
ПК-3
Способен применять знание основных географических, демографических, экономических и социально-политических характеристик изучаемой страны (региона)
ПК-4
Способен создавать базы данных по основным группам востоковедных исследований
ПК-5
Способен обрабатывать массивы статистическо-экономических данных и использовать полученные результаты в практической работе
ПК-6
Способен применять знание цивилизационных особенностей регионов, составляющих афро-азиатский мир
Программа характеризуется комплексным подходом к изучению стран Востока с опорой на фундаментальные знания, касающиеся основных цивилизационных характеристик, историко-культурного, социально-экономического и политического развития стран и регионов Азии и Африки. Значительное внимание уделяется приобретению практических навыков экспертного анализа и взаимодействия со странами Востока, отвечающих запросам государственных и частных структур.
Социальная и культурная антропология стран и народов Востока является ключевым компонентом подготовки и включает в себя получение знаний в области духовной и материальной культуры Востока, этногенеза, структуры и развития восточного общества и его отдельных слоев в разные периоды его существования, особенностей мышления и поведения, восприятия и передачи культурных и материальных традиций, взаимодействия с чужеродными культурными и политическими традициями. На основе полученных знаний формируется понимание влияния характерных социальных и культурных ценностей на генезис и особенности функционирования политических и социально-экономических институтов в странах Востока.
История Востока и его отдельных регионов подразумевает изучение как общеисторических, так и характерных для стран Востока особенностей развития от ранних форм цивилизации до современного периода. При этом особое место занимает изучение истории транскультурных и трансграничных процессов, передачи и ассимиляции культурных ценностей на широком пространстве Азии и Африки.
Язык, литература, источниковедение. Углубленное изучение одного или нескольких восточных языков является стержнем программы, продолжается в течение всего периода обучения и является необходимой основой для понимания особенностей мышления восточных народов, умения работать с разнообразными источниками информации на этих языках. Литературная традиция даёт важнейший пласт информации, относящийся к мировоззрению, моделям мышления, духовной культуре народов этого региона.
Понимание важнейших экономических, социально-экономических и политических тенденций развития стран и регионов Востока предполагает углубленное изучение важнейших особенностей структуры региональной экономики на всем протяжении истории, понимание функционирования основных социальных и политических институтов и групп, различных аспектов предпринимательства в странах Востока, влияния экономических трансформаций на тенденции социального развития, а также роли и места стран Востока в процессах глобализации.
Программа предусматривает овладение методологией социально-исторических и культурно-антропологических исследований, а также формами экспертного анализа в рамках самостоятельной и совместной (проектной) исследовательской работы под руководством преподавателей.
Изучение религиозно-философских и культурных традиций восточных обществ позволяет студенту понять характерные духовные, культурные и нравственные ценности стран и народов Востока, а также овладеть способами использования этих знаний в практической работе. Студенты получают углубленные знания в области религий и социально-религиозных структур, духовных и философских традиций, их связи с экономическими и политическими тенденциями развития стран Востока.
Предлагаемые в рамках образовательной программы концентрации:
Политическое и экономическое развитие стран Востока
Базой для данной концентрации является комплекс политических и социальных наук. Выпускники этого профиля образовательной программы должны совмещать знание экономической (основы микроэкономики, макроэкономики, международных экономических отношений, финансовой экономики и пр.) и политической теории (политическая философия, институциональные элементы политической жизни, политическая культура и пр.) с пониманием обусловленной культурно-историческими факторами специфики изучаемого региона/ страны, а также с умением выявлять, формулировать и всесторонне анализировать актуальные социально-экономические и политические проблемы изучаемого региона/страны. Данный концентрация предполагает прежде всего приобретение компетенций в экспертно-аналитической и организационно-управленческой деятельности с возможными дополнительными компетенциями в переводческой и редакционно-издательской деятельности.
Общество и культура стран Востока
Базой для данной специализации является комплекс социальных и историко-культурных дисциплин, раскрывающих региональные социолингвистические, институциональные, мировоззренческие, духовно-религиозные, эстетические, бытовые и иные особенности, понимание которых необходимо для решения коммуникативных задач с носителями восточных культур. Этот комплекс предполагает знакомство выпускника с политической и социальной историей, литературой, философией, религиозными традициями, искусством, изучаемого региона/страны, а также социальными процессами на Востоке. В данном профиле подготовки акцент делается на приобретении студентами компетенций, необходимых в научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности, а также дополнительно в переводческой и редакционно-издательской деятельности.
Подготовка по направлению 58.03.01 Востоковедение и африканистика организационно включает четыре основных компонента:
- общепрофессиональный,
- специальный,
- языковой,
- исследовательский.
1. Общепрофессиональный компонент един для всех студентов, выбравших данное направление подготовки; общепрофессиональный блок отвечает за общетеоретическую подготовку студентов по базовым гуманитарным дисциплинам.
2. Специальный компонент подразделяется на несколько направлений специализации и состоит из ряда соответствующих специальных дисциплин; отвечает за адаптацию полученных студентами общетеоретических знаний к конкретному региональному материалу.
3. Языковой компонент нацелен на выработку, развитие и закрепление различных языковых компетенций для целей коммуникации и исследования.
4. Исследовательский компонент представлен научно-исследовательскими семинарами и проектной работой, исследовательскими (курсовыми и выпускными квалификационными) работами.
При поступлении на образовательную программу по направлению 58.03.01 Востоковедение и африканистика в течение первой недели обучения определяется регион специализации студента (соответственно, основной восточный язык) из предложенных данной образовательной программой, а затем, в срок, определяемый образовательной программой, студент выбирает направление специализации. По решению образовательной программы устанавливается срок (1 или 2-й годы обучения), когда студент выбирает направление своих дальнейших исследований (отдельную проблемную область, связанную с функционированием восточных обществ) в соответствии с приоритетными направлениями исследований ППС реализующих образовательную программу структурных подразделений.
В Блок «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты).
This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.
All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.
I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.
Vice Rector Sergey Yu. Roshchin