• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с выпускницей ОП «Востоковедение» Дарьей Чуприной

В 2014 году Дарья Чуприна поступила на тогда ещё абсолютно новую для Питерской Вышки четырехлетнюю бакалаврскую программу «Востоковедение», на которой стала изучать китайский и японский языки. Выбранный же на 2 курсе майнор по работе с большими данными определил ее будущие образование и карьеру: Дарья поступила на магистерскую программу «Современный социальный анализ», а затем стала работать аналитиком в фирме Coursalytics. Китайский язык стал для Дарьи не профессией, но инструментом, который она использует в работе. Мы спросили у Дарьи, как складывался ее карьерный путь, и что она бы посоветовала новому поколению востоковедов.

Интервью с выпускницей ОП «Востоковедение» Дарьей Чуприной

Из личного архива Д.Чуприной

Почему Вы выбрали бакалаврскую программу по востоковедению?

Не могу сказать, что у меня была четкая цель при поступлении или понимание того, чем я буду заниматься после выпуска. На востоковедение меня скорее привело любопытство и тяга к познанию нового. К тому же, большую часть жизни до поступления я изучала иностранные языки (и нежно любила их, как люблю до сих пор), а китайского и японского в арсенале у меня еще не было - в этом смысле я точно знала, за чем шла. Востоковедение казалось мне каким-то естественным продолжением пути, на котором можно убить сразу двух зайцев: подпитывать тягу к гуманитарным знаниям и получать практические навыки, которые в перспективе помогут заниматься чем-то полезным (в этой роли у меня выступали языки).

Как сложился Ваш карьерный путь после выпуска?

Обучение в Вышке, к счастью, показало мне, что выходить за рамки самого себя можно, и, более того, жить после этого становится проще и интереснее. Ты понимаешь, что, в приципе, все, что тебя ограничивает - это ты сам со своими убеждениями, а на самом деле ты способен делать почти все, что угодно. 

Мое “что угодно” определилось благодаря майнору - я выбрала для себя анализ данных, потому что, опять же, это было чем-то, чем я еще не занималась, но я смутно понимала его потенциальную ценность. И оказалась права - очень быстро я поняла, что исследования в области востоковедения можно комбинировать с количественной методологией исследований, что и стало моим дальнейшим вектором в обучении. 

К моему великому счастью, в Департаменте востоковедения нашлись преподаватели, готовые вместе со мной окунуться в этот на тот момент еще слабо исследованный мир на пересечении наук. Я безмерно благодарна Соболевой Елене Дмитриевне за то, что она тогда согласилась стать моим научным руководителем и помогала и поддерживала меня в те довольно непростые времена. Это помогло мне окончательно определиться с интересами - любовь к познанию и поиску нового окончательно сместила мой фокус с изучения языков как приоритета на занятия исследованиями. 

Это отразилось и на теме моего диплома - я изучала интернационализацию высшего образования в Китае, и при этом мне хотелось сделать фокус именно на том, как университеты КНР позиционируют себя в цифровом пространстве. Но пронализировать информацию с сайтов даже сотни университетов вручную на самом деле очень сложно, и именно тут мне и помогла количественная методология, позволяющая анализировать и находить различные интересные закономерности в больших объемах информации, которые очень трудно, и зачастую даже невозможно найти, просто просматривая что-то глазами.

Новая расстановка приоритетов определила не только мою образовательную траекторию, но и всю дальнейшую деятельность и интересы. После выпуска с востоковедения я поступила на магистратуру по социальной аналитике (где продолжала заниматься вопросом китайского высшего образования, только глубже и более сложными методами) и попутно преподавала на родном майноре, где начала вести трек по Digital Humanities, стараясь помочь таким же гуманитариям как я найти новые пути к решению различных вопросов. На майноре я преподаю до сих пор.

Во время обучения обучения в магистратуре Светлана Валентиновна Кривохиж познакомила меня (за что я тоже ей бесконечно благодарна) с прекрасными основателями компании Coursalytics - стартапа, помогающего взрослым людям (например, главам компаний) учиться, а также занимающегося исследованиями в сфере бизнес-образования. Начав работать там стажером, я довольно быстро нашла себя в роли аналитика-исследователя, занимаясь как различными качественными, так и количественными исследованиями. Ну и заодно огромным спектром других задач, потому что в стартапах каждый сотрудник - это человек-оркестр. Но мне нравится разнообразие, потому что оно помогает развиваться с разных сторон и не дает заскучать.

Я и сейчас работаю в Coursalytics, но теперь мои задачи чуть более сфокусированы: я руковожу нашими исследованиями, включающими анализ данных, попутно занимаясь некоторыми другими задачами. Востоковеденое прошлое тоже не осталось в стороне: я регулярно сталкиваюсь с необходимостью работы с китайским языком, и это очень сильно расширяет наши возможности. Сейчас, например, мы работаем над крупным исследовательским проектом, в котором собираем и анализируем огромный массив публичной риторики на китайском языке, и результаты должны получиться крайне интересными.

И это все очень интересно и приятно, но самое главное для меня, наверное, все-таки то, что меня окружают невероятные люди, разделяющие мои интересы и стремления и служащие моим источником вдохновения, рядом с которыми я постоянно учусь чему-то новому. 

Какие навыки, полученные в бакалавриате, Вам больше всего пригодились?

С момента выпуска я постоянно нахожусь в среде, где все время надо быстро учиться чему-то новому. Поэтому, наверное, самый главный навык, который я приобрела, учась а бакалавриате, - это умение постоянно развиваться. Это может показаться удивительным, но учиться тоже можно неправильно, и более того, огромное количество людей вокруг не умеют грамотно этого делать. Востоковедение же дало мне прекрасную возможность понять, как подходить к этому процессу так, чтобы усваивать большие массивы информации быстро и эффективно, да еще и так, чтобы не забыть их сразу после экзамена и мочь применить их в жизни. Мне кажется, важно помнить, что с процессом научения мы будем сталкиваться на протяжении всей жизни, вне зависимости от того, где мы окажемся после выпуска, поэтому навыки эффективного научения помогут сильно упростить дальнейшую жизнь.

Что бы вы посоветовали поступающим на программу?

Учиться будет интересно, но точно не будет легко. Поэтому берегите себя и свое здоровье, потому что от этого будет зависеть то, насколько вам вообще будет нравиться весь процесс обучения. Впрочем, как и то, насколько полезным он будет, потому что все это взаимосвязано. 

В общем, берегите себя, получайте удовольствие, не бойтесь пробовать новое, и все будет прекрасно!