• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Общества и культурно-идеологические особенности стран Востока

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данного курса студенты знакомятся с тем, как общество и его проявление в культуре, политике, экономике изучаются разными науками в контексте стран Азии и Африки с учетом их культурно-идеологических особенностей. Курс дает студентам базовый понятийный аппарат и теоретический инструментарий социологии, культурологии, философии и психологии, необходимый для дальнейшего углубленного изучения обществ стран Востока в рамках конкретной траектории. Курс содержит следующие разделы: 1. Социологический подход. Данный раздел знакомит с основными теориями современной социологии, необходимыми для изучения общества как феномена, а также подробно разбирает связь современной социологии и идеологии. Детально рассматриваются школы социологической мысли в странах Дальнего и Ближнего Востока. 2. Культурные и идеологические концепции и коды. Данный раздел дает студентам базовое представление о ключевых культурологических и идеологических концепциях, необходимых для изучения обществ стран Востока, таких как культурный код, этика и эстетика, и их влияние на поведенческие модели. Особое внимание уделено религиозному фактору и его связи с другими идеологическими концепциями. 3. Этнопсихологический подход в контексте кросс-культурных исследований. В данном разделе рассматривается методология этнопсихологических исследований, в том числе, эмпирические исследования кросс-культурных различий базовых психических процессов. Кроме того, раздел знакомит со спецификой формирования этнических стереотипов и этнической идентичности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать представление об основных понятиях и теоретических концепциях, которые используются в междисциплинарных исследованиях общества и культуры в странах Азии и Африки.
  • Познакомить с основными социологическими теориями в контексте обществ стран Азии и Африки.
  • Дать представление о понятиях архетипа, культурного кода, культурной институции и др. ключевых культурологических понятиях в контексте обществ стран Востока.
  • Дать студентам базовую ориентацию в теоретических и практических знаниях по этнопсихологии, особенностях психики народов Азии и Африки, показать основные психические процессы в контексте культур.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные междисциплинарные теоретические понятия и концепции, которые используются для изучения общества и культуры в современной востоковедной науке в контексте аппаратов социологии, культурологии и этнопсихологии, а также специфику их применения в работах востоковедов.
  • Умеет разбираться в определениях и проводить аргументированные различия в применении понятий в междисциплинарных и специализированных научных работах в контексте стран Азии и Африки.
  • Имеет навыки применения теоретических основ социологии, этнопсихологии, культурологии в контексте стран Азии и Африки.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Социологический подход
  • Тема 2. Культурные и идеологические концепции и коды
  • Тема 3. Этнопсихологический подход в контексте кросс-культурных исследований
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты на семинарах
    Тесты, выполняемые на семинарских занятиях, состоят из 10 заданий: выбор одного или нескольких правильных ответов, заполнения пропуска, раскрытия термина, определения даты. Задания соответствуют содержанию лекций. Если тест не был выполнен на семинарском занятии, студент получает 0 баллов за каждый пропущенный тест. Активность на семинарах: за активность на семинаре студент может получить от 0.5 до 1 дополнительных балла, которые суммируются с результатом семинарского теста.
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен в формате теста – 1 час. В итоговом тесте будут отражены все темы курса, по которым читались лекции. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из 40 вопросов (10-15 вопросов на каждую тему курса).
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы. Тема эссе утверждается до 8 ноября текущего учебного года. Дедлайн сдачи работы в электронном виде: 23.59, 10 декабря текущего учебного года.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Тесты на семинарах + 0.5 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Engelhardt, H., Schulz, F., & Büyükkeçeci, Z. (2018). Demographic and Human Development in the Middle East and North Africa. DEU. https://doi.org/10.20378/irbo-50993

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дюркгейм, Э.  Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм ; переводчик А. Б. Гофман. — 4-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 307 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06587-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540794 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Какинь Оксана Игоревна