We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Societies, Culture, and Ideology of the East

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 2 module

Instructors


Рысакова Полина Игоревна


Savrilova, Nataliia

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данного курса студенты знакомятся с тем, как общество и его проявление в культуре, политике, экономике изучаются разными науками в контексте стран Азии и Африки с учетом их культурно-идеологических особенностей. Курс дает студентам базовый понятийный аппарат и теоретический инструментарий социологии, культурологии, философии и психологии, необходимый для дальнейшего углубленного изучения обществ стран Востока в рамках конкретной траектории. Курс содержит следующие разделы: 1. Социологический подход. Данный раздел знакомит с основными теориями современной социологии, необходимыми для изучения общества как феномена, а также подробно разбирает связь современной социологии и идеологии. Детально рассматриваются школы социологической мысли в странах Дальнего и Ближнего Востока. 2. Культурные и идеологические концепции и коды. Данный раздел дает студентам базовое представление о ключевых культурологических и идеологических концепциях, необходимых для изучения обществ стран Востока, таких как культурный код, этика и эстетика, и их влияние на поведенческие модели. Особое внимание уделено религиозному фактору и его связи с другими идеологическими концепциями. 3. Этнопсихологический подход в контексте кросс-культурных исследований. В данном разделе рассматривается методология этнопсихологических исследований, в том числе, эмпирические исследования кросс-культурных различий базовых психических процессов. Кроме того, раздел знакомит со спецификой формирования этнических стереотипов и этнической идентичности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать представление об основных понятиях и теоретических концепциях, которые используются в междисциплинарных исследованиях общества и культуры в странах Азии и Африки.
  • Познакомить с основными социологическими теориями в контексте обществ стран Азии и Африки.
  • Дать представление о понятиях архетипа, культурного кода, культурной институции и др. ключевых культурологических понятиях в контексте обществ стран Востока.
  • Дать студентам базовую ориентацию в теоретических и практических знаниях по этнопсихологии, особенностях психики народов Азии и Африки, показать основные психические процессы в контексте культур.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные междисциплинарные теоретические понятия и концепции, которые используются для изучения общества и культуры в современной востоковедной науке в контексте аппаратов социологии, культурологии и этнопсихологии, а также специфику их применения в работах востоковедов.
  • Умеет разбираться в определениях и проводить аргументированные различия в применении понятий в междисциплинарных и специализированных научных работах в контексте стран Азии и Африки.
  • Имеет навыки применения теоретических основ социологии, этнопсихологии, культурологии в контексте стран Азии и Африки.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Социологический подход
  • Тема 2. Культурные и идеологические концепции и коды
  • Тема 3. Этнопсихологический подход в контексте кросс-культурных исследований
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты на семинарах
    Тесты, выполняемые на семинарских занятиях, состоят из 10 заданий: выбор одного или нескольких правильных ответов, заполнения пропуска, раскрытия термина, определения даты. Задания соответствуют содержанию лекций. Если тест не был выполнен на семинарском занятии, студент получает 0 баллов за каждый пропущенный тест. Активность на семинарах: за активность на семинаре студент может получить от 0.5 до 1 дополнительных балла, которые суммируются с результатом семинарского теста.
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен в формате теста – 1 час. В итоговом тесте будут отражены все темы курса, по которым читались лекции. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из 40 вопросов (10-15 вопросов на каждую тему курса).
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы. Тема эссе утверждается до 8 ноября текущего учебного года. Дедлайн сдачи работы в электронном виде: 23.59, 10 декабря текущего учебного года.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Тесты на семинарах + 0.5 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Engelhardt, H., Schulz, F., & Büyükkeçeci, Z. (2018). Demographic and Human Development in the Middle East and North Africa. DEU. https://doi.org/10.20378/irbo-50993

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дюркгейм, Э.  Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм ; переводчик А. Б. Гофман. — 4-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 307 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06587-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540794 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Какинь Оксана Игоревна