• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История искусств стран Востока

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История искусств стран Востока» предлагает познакомиться с развитием традиционной культуры и искусства народов стран Востока с древности до XIX веке. Дисциплина состоит из нескольких разделов, каждый из которых знакомит студентов с особенностями жанров, канонов, стилистики изобразительных, визуальных искусств изучаемых восточных регионов. Дисциплина призвана научить понимать социальные и эстетические ценности, нравственные установки, заложенные в красоте памятников искусства, развить способность разбираться в семантике памятников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представления об основных этапах мирового развития искусства с особым акцентом на историю искусств стран Азии и Африки.
  • Сформировать представление об особенностях и многообразии культурного наследия отдельных цивилизаций и культур Ближнего и Дальнего Востока; выработать и развить способность понимания важнейших культурных событий и процессов, определивших основные направления развития истории искусства в странах Востока.
  • Развить у студентов базовые навыки описания и формально-стилистического анализа произведений искусства; познакомить студентов с особенностями художественного языка памятников искусства народов Востока.
  • Сформировать представление о семиотике искусств и ее связях с сакрально-религиозными представлениями народов Азии.
  • Сформировать умение использовать в профессиональной и исследовательской деятельности знания о проблемах развития искусств разных регионов Востока.
  • Развивать способность использования знания и понимания национальных традиций в современном мире, этнических ценностей мировой и российской культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о вкладе народов Востока в мировое искусство, а также о контактах и взаимовлиянии искусства России и Востока.
  • Имеет навыки использования знаний о памятниках мирового искусства в практике межкультурной коммуникации; корректного применения понятийного аппарата искусствоведческих исследований в сфере изучения культурных, религиозных и социальных традиций и при анализе памятников искусства стран Востока.
  • Знает основы искусствоведческой и культурологической методологии, знаком с основными понятиями и терминами истории искусств; умеет ориентироваться в научной литературе по истории и теории искусств и семиотике.
  • Знает периоды истории культуры и истории искусства народов Ближнего и Дальнего Востока.
  • Имеет навыки применения знаний об особенностях исследования памятников культуры, их описания и анализа при написании учебных и научных работ.
  • Имеет представление об основных художественных школах и направлениях, о творчестве крупнейших мастеров и их влиянии на современные культурные проблемы и процессы.
  • Способен использовать междисциплинарные знания для квалифицированного поиска информации в системе Интернет, демонстрирует знания и умение работать со специальными компьютерными программами.
  • Умеет ориентироваться в особенностях знаковой системы изобразительных искусств стран Востока; способен распознавать значение образного ряда в произведениях искусства, а также знает процессы их трансформации и эволюции.
  • Умеет ориентироваться в стилях и направлениях изобразительных искусств стран Востока, знает историю и особенности формирования визуальных искусств исследуемых регионов.
  • Умеет создавать исследовательские, экспертные и аналитические тексты, исходя из основных принципов их организации и выбора жанров, чтобы адекватно ставить научные задачи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Искусство Ближнего Востока и Индии
  • Раздел 2. Искусство Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (ч. 1)
  • Раздел 2. Искусство Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (ч. 2)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты по материалам лекций
    В конце каждого раздела студент должен пройти тест. Тесты выполняются на семинарах, и состоят из 10 вопросов: визуальных картинок, терминов, информации о мастерах/ исследователях или памятниках культуры и искусства стран Востока. Студент должен правильно атрибутировать памятник искусства/ раскрыть значение термина/ ответить на вопрос о мастере или исследователе. Один из тестов в конце курса посвящен знанию памятников постоянных экспозиций искусства Востока Государственного Эрмитажа. В случае, если студент занимается онлайн, он должен познакомиться с памятниками Востока в каталогах и альбомах Государственного Эрмитажа, включая коллекции онлайн: http://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT?category=2673. Специальных списков предметов / терминов / имен мастеров и исследователей перед тестами студентам НЕ предоставляется, все вопросы формируются по материалам лекций.
  • неблокирующий Доклады на семинарах
    Студенты делают 2 доклада: 1 доклад на 3 модуле и 1 доклад на 4 модуле. Студенты учебных групп таким образом распределяют выбранные темы докладов, что на каждом семинаре курса должен быть сделан 1 доклад, но не более 3 докладов. В связи с этим, семинарская группа 1 выбирает нечетные темы, группа 2 – выбирает четные темы. Студенты записываются на доклады заранее, на определенные даты, и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса о болезни студента), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Темы докладов утверждаются через 5 дней после 1 лекции курса.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы. Тема эссе утверждается через 10 дней после начала курса. Дедлайн сдачи работы в электронном виде утверждается на 1 семинаре курса.
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен – 1 час 30 минут. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из одного вопроса (примерный перечень указан в программе дисциплины), за развернутый ответ на который выставляется максимальная оценка 10 баллов и 10 вопросов в форме теста: 5 визуальных картинок и 5 терминов, - за ответы на которые выставляется максимальная оценка 10 баллов (1 правильный ответ – 1 балл).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.2 * Доклады на семинарах + 0.35 * Экзамен + 0.2 * Эссе + 0.25 * Тесты по материалам лекций
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ahlund, M., & Ådahl, K. (2000). Islamic Art Collections : An International Survey. Routledge.
  • Bloom, J. (2016). Early Islamic Art and Architecture. Routledge.
  • Fang, L., & Fang, L. (2019). Chinese Buddhism and Traditional Culture. Routledge.
  • Rosen-Ayalon, M. (2006). Islamic Art and Archaeology in Palestine. Routledge.
  • Woodfield, R. (2001). Art History As Cultural History : Warburg’s Projects. Routledge.
  • История искусств. Эпохи и образы : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. М. Ванюшкина, С. А. Тихомиров, И. И. Куракина, Л. В. Дмитриева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 538 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07165-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454475 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Флиттнер, Н. Д.  Культура и искусство Двуречья / Н. Д. Флиттнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 336 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05857-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473905 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Альбедиль, М. Ф.  Религиоведение. Буддизм : учебное пособие для вузов / М. Ф. Альбедиль. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 169 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07304-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474442 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Альбедиль, М. Ф.  Религиоведение. Индуизм : учебное пособие для вузов / М. Ф. Альбедиль. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 132 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07305-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474443 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Деменова, В. В.  Доисламское искусство Индии : учебное пособие для вузов / В. В. Деменова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 141 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08216-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453763 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Денике, Б. П.  Архитектура Японии. Японская цветная гравюра / Б. П. Денике. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 194 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11699-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475607 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Кривцун, О. А.  Психология искусства : учебник для вузов / О. А. Кривцун. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 265 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02354-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469375 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Малинина, Е. Е.  Культура Японии. Искусство буддизма дзэн : учебное пособие для вузов / Е. Е. Малинина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 260 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08183-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455636 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Горбачева Светлана Андреевна
  • Георгиева Рус Нели Петрова Петрова
  • Исакова Полина Александровна
  • Алферова Наталья Васильевна
  • Рудь Полина Викторовна
  • Старикова Екатерина Олеговна
  • Иванова Анастасия Михайловна