We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Art History of the East Countries

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История искусств стран Востока» предлагает познакомиться с развитием традиционной культуры и искусства народов стран Востока с древности до XIX веке. Дисциплина состоит из нескольких разделов, каждый из которых знакомит студентов с особенностями жанров, канонов, стилистики изобразительных, визуальных искусств изучаемых восточных регионов. Дисциплина призвана научить понимать социальные и эстетические ценности, нравственные установки, заложенные в красоте памятников искусства, развить способность разбираться в семантике памятников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представления об основных этапах мирового развития искусства с особым акцентом на историю искусств стран Азии и Африки.
  • Сформировать представление об особенностях и многообразии культурного наследия отдельных цивилизаций и культур Ближнего и Дальнего Востока; выработать и развить способность понимания важнейших культурных событий и процессов, определивших основные направления развития истории искусства в странах Востока.
  • Развить у студентов базовые навыки описания и формально-стилистического анализа произведений искусства; познакомить студентов с особенностями художественного языка памятников искусства народов Востока.
  • Сформировать представление о семиотике искусств и ее связях с сакрально-религиозными представлениями народов Азии.
  • Сформировать умение использовать в профессиональной и исследовательской деятельности знания о проблемах развития искусств разных регионов Востока.
  • Развивать способность использования знания и понимания национальных традиций в современном мире, этнических ценностей мировой и российской культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о вкладе народов Востока в мировое искусство, а также о контактах и взаимовлиянии искусства России и Востока.
  • Имеет навыки использования знаний о памятниках мирового искусства в практике межкультурной коммуникации; корректного применения понятийного аппарата искусствоведческих исследований в сфере изучения культурных, религиозных и социальных традиций и при анализе памятников искусства стран Востока.
  • Знает основы искусствоведческой и культурологической методологии, знаком с основными понятиями и терминами истории искусств; умеет ориентироваться в научной литературе по истории и теории искусств и семиотике.
  • Знает периоды истории культуры и истории искусства народов Ближнего и Дальнего Востока.
  • Имеет навыки применения знаний об особенностях исследования памятников культуры, их описания и анализа при написании учебных и научных работ.
  • Имеет представление об основных художественных школах и направлениях, о творчестве крупнейших мастеров и их влиянии на современные культурные проблемы и процессы.
  • Способен использовать междисциплинарные знания для квалифицированного поиска информации в системе Интернет, демонстрирует знания и умение работать со специальными компьютерными программами.
  • Умеет ориентироваться в особенностях знаковой системы изобразительных искусств стран Востока; способен распознавать значение образного ряда в произведениях искусства, а также знает процессы их трансформации и эволюции.
  • Умеет ориентироваться в стилях и направлениях изобразительных искусств стран Востока, знает историю и особенности формирования визуальных искусств исследуемых регионов.
  • Умеет создавать исследовательские, экспертные и аналитические тексты, исходя из основных принципов их организации и выбора жанров, чтобы адекватно ставить научные задачи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Искусство Ближнего Востока и Индии
  • Раздел 2. Искусство Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (ч. 1)
  • Раздел 2. Искусство Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (ч. 2)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты по материалам лекций
    В конце каждого раздела студент должен пройти тест. Тесты выполняются на семинарах, и состоят из 10 вопросов: визуальных картинок, терминов, информации о мастерах/ исследователях или памятниках культуры и искусства стран Востока. Студент должен правильно атрибутировать памятник искусства/ раскрыть значение термина/ ответить на вопрос о мастере или исследователе. Один из тестов в конце курса посвящен знанию памятников постоянных экспозиций искусства Востока Государственного Эрмитажа. В случае, если студент занимается онлайн, он должен познакомиться с памятниками Востока в каталогах и альбомах Государственного Эрмитажа, включая коллекции онлайн: http://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT?category=2673. Специальных списков предметов / терминов / имен мастеров и исследователей перед тестами студентам НЕ предоставляется, все вопросы формируются по материалам лекций.
  • неблокирующий Доклады на семинарах
    Студенты делают 2 доклада: 1 доклад на 3 модуле и 1 доклад на 4 модуле. Студенты учебных групп таким образом распределяют выбранные темы докладов, что на каждом семинаре курса должен быть сделан 1 доклад, но не более 3 докладов. В связи с этим, семинарская группа 1 выбирает нечетные темы, группа 2 – выбирает четные темы. Студенты записываются на доклады заранее, на определенные даты, и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса о болезни студента), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Темы докладов утверждаются через 5 дней после 1 лекции курса.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы. Тема эссе утверждается через 10 дней после начала курса. Дедлайн сдачи работы в электронном виде утверждается на 1 семинаре курса.
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен – 1 час 30 минут. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из одного вопроса (примерный перечень указан в программе дисциплины), за развернутый ответ на который выставляется максимальная оценка 10 баллов и 10 вопросов в форме теста: 5 визуальных картинок и 5 терминов, - за ответы на которые выставляется максимальная оценка 10 баллов (1 правильный ответ – 1 балл).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.2 * Доклады на семинарах + 0.35 * Экзамен + 0.2 * Эссе + 0.25 * Тесты по материалам лекций
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ahlund, M., & Ådahl, K. (2000). Islamic Art Collections : An International Survey. Routledge.
  • Bloom, J. (2016). Early Islamic Art and Architecture. Routledge.
  • Fang, L., & Fang, L. (2019). Chinese Buddhism and Traditional Culture. Routledge.
  • Rosen-Ayalon, M. (2006). Islamic Art and Archaeology in Palestine. Routledge.
  • Woodfield, R. (2001). Art History As Cultural History : Warburg’s Projects. Routledge.
  • История искусств. Эпохи и образы : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. М. Ванюшкина, С. А. Тихомиров, И. И. Куракина, Л. В. Дмитриева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 538 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07165-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454475 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Флиттнер, Н. Д.  Культура и искусство Двуречья / Н. Д. Флиттнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 336 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05857-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473905 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Альбедиль, М. Ф.  Религиоведение. Буддизм : учебное пособие для вузов / М. Ф. Альбедиль. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 169 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07304-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474442 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Альбедиль, М. Ф.  Религиоведение. Индуизм : учебное пособие для вузов / М. Ф. Альбедиль. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 132 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07305-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474443 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Деменова, В. В.  Доисламское искусство Индии : учебное пособие для вузов / В. В. Деменова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 141 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08216-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453763 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Денике, Б. П.  Архитектура Японии. Японская цветная гравюра / Б. П. Денике. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 194 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11699-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475607 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Кривцун, О. А.  Психология искусства : учебник для вузов / О. А. Кривцун. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 265 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02354-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469375 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Малинина, Е. Е.  Культура Японии. Искусство буддизма дзэн : учебное пособие для вузов / Е. Е. Малинина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 260 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08183-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455636 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Горбачева Светлана Андреевна
  • Георгиева Рус Нели Петрова Петрова
  • Исакова Полина Александровна
  • Алферова Наталья Васильевна
  • Рудь Полина Викторовна
  • Старикова Екатерина Олеговна
  • Иванова Анастасия Михайловна