• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наследие исламской цивилизации

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на усвоение студентами комплекса знаний по культурному и историческому наследию мусульман Востока и овладение навыками исторического анализа влияния исламской цивилизации на западную. Студенты познакомятся с периодами истории Ближнего Востока и их культурными особенностями, характерными чертами и этапами развития искусства и науки мусульманского мира, особенностями социокультурного развития региона, проблемой контактов мусульман и местного населения в процессе расширения территории Халифата и взаимного влияния Востока и Запада в различных сферах жизни. Дисциплина предусматривает освоение материала (онлайн курса и литературы) на английском языке. Дисциплина реализуется для студентов 4 курса в 4 модуле. Язык дисциплины – русский. Студенты самостоятельно осваивают онлайн курс и пишут тест по результатам его освоения. На основе предлагаемой в программе литературы студенты пишут реферат на выбранную тему. Оценки за тест и реферат составляют промежуточный контроль, на основе которого выставляется текущая оценка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение студентами комплекса знаний по культурному и историческому наследию мусульман (от средневековья до эпохи новой и новейшей истории); овладение навыками анализа социальных, экономических, религиозных, культурных и языковых взаимодействий восточной мусульманской и западной цивилизаций.
  • Ознакомление с основными этапами и закономерностями взаимовлияний в ходе исторического процесса, а также социально значимыми открытиями и нововведениями в странах Ближнего Востока, обусловленными спецификой исторического развития региона.
  • Использование основных положений дисциплины при написании выпускной квалификационной работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует умение самостоятельно провести анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, сделать обобщающие выводы.
  • Умеет излагать письменно и устно знания по курсу и собственное мнение по его основным проблемам.
  • Знает важнейшие вехи истории Ближнего Востока и их культурные особенности.
  • Знает основные этапы, закономерности и ключевые события истории мусульманского мира и его достижений в науке и искусстве, оставившие вой след в мировой культуре.
  • Понимает место и роль Ближнего Востока в региональном и мировом историческом процессе.
  • Студент владеет приемами и методами научного анализа и критики основных комплексов исторических источников по истории и культурному развитию мусульманского мира в изучаемый период. Знаком с исследованиями по этой тематике.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Онлайн курс
  • Тема 1. Зарождение ислама.
  • Тема 2. Исламское пробуждение.
  • Тема 3. Мусульманские ученые.
  • Тема 4. Влияние исламской цивилизации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по итогам прохождения курса онлайн
    Изучение онлайн курса завершается написанием теста на основе материала курса в SmartLMS. Тест основан на информации, приведенной в онлайн курсе и состоит из 10 вопросов. Продолжительность теста – 50 минут (по 5 минут на вопрос). Тест содержит вопросы типа: выбрать правильный ответ из нескольких предложенных; определить «правда» или «ложь», вопросы в форме свободного текста (студент пишет ответ на поставленный вопрос).
  • неблокирующий Реферат
    Для написания реферата студент выбирает одну из предложенных тем. Объем реферата 8000-12000 знаков с пробелами. Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса на выбранную тему. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии со стандартами ГОСТа, изложенными, в частности, в Правилах подготовки выпускной квалификационной работы студентов, обучающихся на образовательной программе «Востоковедение». Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала в постраничных примечаниях (сносках).
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль представляет собой письменный экзамен, состоящий из тестовых вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом (по материалам онлайн курса). Задания включают в себя вопросы по терминологии и фактическому материалу. За основу берется рекомендуемая основная литература. Время, отведенное на экзамен – 90 мин. Курс предполагает интенсивное чтение. Знакомство с обязательной литературой является необходимым условием для успешной сдачи экзамена. Основанием для снижения оценки являются: неполное раскрытие поставленного вопроса, ошибки и неточности в изложении фактов, некорректное использование/раскрытие терминов и понятий. Экзаменационный тест содержит вопросы типа: выбрать правильный ответ из нескольких предложенных; определить «правда» или «ложь», вопросы в форме свободного текста (студент пишет ответ на поставленный вопрос).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * Реферат + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Тест по итогам прохождения курса онлайн
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Armstrong, K. (2002). Islam : A Short History (Vol. Modern Library pbk. ed). New York: Modern Library. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=717251
  • De Lacy O’Leary. (2012). Arabic Thought and Its Place in History. Dover Publications.
  • Faruqi, Y. M. (2006). Contributions of Islamic Scholars to the Scientific Enterprise. International Education Journal, 7(4), 391–399. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ854295

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Chabás, J. (2014). Aspects of Arabic Influence on Astronomical Tables in Medieval Europe.
  • Lapidus, I. M. . (DE-588)124445977, (DE-576)294175717. (2014). A history of Islamic societies / Ira M. Lapidus. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.425657388
  • Nasser Rabbat. (2012). What is Islamic architecture anyway? Journal of Art Historiography, 6.
  • Sarton, G. (1927). Introduction to the history of science .