• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровая грамотность

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватель


Калакуцкий Аркадий Владимирович

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса «Цифровая грамотность», размещенного на сайте online.hse.ru, для студентов образовательных программ бакалавриата «Востоковедение», «Дизайн» и «Управление и аналитика в государственном секторе» и направлена на формирование базовых компетенций в области работы с данными. В курсе рассматриваются основные вопросы, необходимые для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов сети Интернет (10 обязательных тем и 2 дополнительных для каждой ОП в соответствии со спецификой образовательной программы). Специализированная часть курса для студентов ОП «Востоковедение» содержит следующие темы: «Цифровое сохранение культурного наследия» и «Введение в Digital Humanities». Студенты ОП «Дизайн» изучат «Сбор и анализ данных», а также «Введение в Digital Humanities». Студенты ОП «Управление и аналитика в государственном секторе», помимо изучения темы «Сбор и анализ данных», изучат тему «ГИСы. Пространственная визуализация».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Цифровая грамотность» является овладение студентами принципами и методами использования цифровых технологий в профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет создавать нумерованный список, делить текст на колонки. Оптимизировать работу с текстом, создать стили (например, создавать заголовки).
  • Владеет навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных.
  • Выбрать подходящий формат для файлов изображений и звука.
  • Знает особенности типов данных и принципы работы современных технологий в географии.
  • Знает особенности типов данных и принципы работы современных технологий в гуманитарных дисциплинах.
  • Знает понятие машинного обучения, виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели.
  • Различает ярлыки и символические ссылки на файлы и директории.
  • Способен конвертировать файл из одного формата в другой.
  • Умеет вставлять изображения, таблицы, гиперссылки, нумерацию страниц, содержание документа/презентации.
  • Умеет вызывать простейшие действия типа "копировать", "вставить", "найти", "отмена" и т.п., владеет функционалом «горячих клавиш».
  • Умеет защищать свои персональные данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения.
  • Умеет находить необходимую информацию и данные в Интернете.
  • Умеет ориентироваться и настраивать для продуктивной работы интерфейс MS Office (Word, Excel, PowerPoint) и приложений Google (Docs, Spreadsheets и.д.).
  • Умеет осуществлять визуализацию данных.
  • Умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, вводить формулы, протягивать формулы, копировать данные из одного источника в другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах в MS Excel/Google.Spreadsheets.
  • Умеет проводить первичную обработку и анализ данных.
  • Умеет работать с таблицами и графиками.
  • Умеет работать с текстом и изображениями.
  • Умеет распознавать угрозы цифрового пространства.
  • Умеет создавать коллекции библиографических описаний и статей, добавлять материал в Zotero через браузер, проводник или вручную, создавать библиографические списки в несколько кликов, работать с Google Scholar и другими библиографическими источниками.
  • Умеет создавать слайды, копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах.
  • Умеет форматировать различные составляющие сплошного текста: шрифт, выравнивание на листе, отступы, межстрочные интервалы.
  • Умеет хранить, загружать, находить и скачивать файлы на Google.Диске, предоставлять доступ к документу другим пользователям, комментировать документ и отвечать на комментарии других пользователей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Компьютерная грамотность
  • Интернет и поиск
  • Медиаграмотность
  • Юридические аспекты информационных технологий
  • Компьютерная безопасность
  • Базовые текстовые технологии. работа с текстами в MS Office Word и в Google Docs
  • Работа с табличными данными в MS Excel и Google Spreadsheets
  • Подготовка презентаций: инструменты, пользование
  • Написание исследовательских работ
  • Основы работы с данными. Машинное обучение
  • ГИСы. Пространственная визуализация
  • Сбор и анализ данных
  • Введение в Digital Humanities
  • Цифровое сохранение культурного наследия
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Онлайн-курс
    Курс "Цифровая грамотность" размещен на внутренней платформе НИУ ВШЭ online.hse.ru. Оценка за дисциплину выставляется в соответствии с формулой оценивания от всех пройденных элементов контроля.
  • блокирующий Экзамен
    Проводится в конце второго модуля на сессионной неделе. Проходит в форме письменных ответов на вопросы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.6 * Экзамен + 0.4 * Онлайн-курс
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Freedman, J. J. (2013). Microsoft Word 2013 Plain & Simple. Microsoft Press.
  • Held, B., Moriarty, B., & Richardson, T. (2019). Microsoft Excel Functions and Formulas (Vol. Fifth edition). Dulles, Virginia: Mercury Learning & Information. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2051937
  • Muir, N. (2013). Microsoft PowerPoint 2013 Plain & Simple. Microsoft Press.
  • Rockoff, L. (2013). Microsoft Excel 2013 for the Business Analyst. Cengage Learning PTR.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
  • Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827