• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусствоведение

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1 модуль

Преподаватель


Королев Александр Валерьевич

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Искусствоведение» предлагает познакомиться с основными вопросами теории и истории искусств. Дисциплина имеет вводный характер, призвана научить студентов ориентироваться в важнейших периодах мирового искусства, понимать эстетические ценностные установки, заложенные в красоте памятников искусства, понимать художественные явления в историко-культурном контексте. В каждом разделе курс знакомит студентов с крупнейшими явлениями мирового искусства. Лекции могут проводиться как в онлайн, так и в офлайн формате. Формат проведения каждой конкретной лекции будет указан в расписании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представления об истории искусств и целях научных методов изучения искусства; показать место искусствознания в системе гуманитарных наук.
  • Выработать и развить способность понимания важнейших процессов мировой истории искусств и принципов периодизации исторического процесса.
  • Развить способность использовать принципы основных методов научного изучения искусства в профессиональной и исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основы искусствоведческой методологии, знаком с основными понятиями и терминами истории искусств; умеет ориентироваться в научной литературе по истории и теории искусств и семиотике.
  • Знает периоды истории искусства и особенности развития искусств в отдельных регионах.
  • Умеет ориентироваться в стилях и направлениях изобразительных искусств, имеет представление об основных художественных школах, знает творчество крупнейших западных мастеров искусства и их памятники.
  • Умеет ориентироваться в особенностях знаковой системы изобразительных искусств, способен распознавать значение образного ряда в произведениях искусства, а также знает процессы их трансформации и эволюции.
  • Имеет навыки применения знаний об особенностях исследования памятников искусства, их описания и анализа при написании учебных и научных работ.
  • Умеет пользоваться профессиональной искусствоведческой терминологией; описывать произведения искусства, используя понятийный аппарат искусствоведческой науки; умеет разбираться в литературе об искусстве.
  • Способен использовать междисциплинарные знания для квалифицированного поиска информации в системе Интернет.
  • Имеет навыки использования знаний о памятниках мирового искусства в практике межкультурной коммуникации; корректного применения понятийного аппарата искусствоведческих исследований в сфере изучения культурных, религиозных и социальных традиций и при анализе памятников искусства стран Востока.
  • Имеет представление о вкладе народов Востока в мировое искусство, а также о контактах и взаимовлиянии искусства России и Востока.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1.
    Лекция 1.1. (2 часа). История искусства как наука. Цели и задачи искусствоведческого подхода к искусству и понятие метода. Место искусствознания в системе гуманитарных наук. Периодизация истории искусства и ее основные понятия (понятие произведения искусства, жанра, направления, национальной школы, понятие стиля). Предыстория научного изучения искусства. Античность. Идея произведения искусства как чуда света. Экфрасис – первый опыт описания искусства. Проблематика художественного шедевра тогда и сейчас. Ренессанс. Идея истории искусства как истории художников. Труды Джорджо Вазари и Карела Ван Мандера, их историческая и эстетическая ценность. Идея мастерства и личной гениальности в прошлом и настоящем. Семинар 1.1. (2 часа). 1. Картина Веласкеса «Пряхи» и возможности ее анализа на основе научных методов. Картина Рубенса «Вакх». Вопросы для самостоятельной подготовки к семинару: 1. Что изображено на картине. Почему у нее два названия. 2. Как могло повлиять на восприятие картины изменение ее формата, которое было осуществлено в 18 веке. 3. Почему картину «Пряхи» приписывают к стилю барокко. 4. Как определить в картине «Пряхи» признаки испанской школы живописи. 5. С какими явлениями в голландском искусстве 17 века связана эта картина. 6. Почему картина «Вакх» считается шедевром Рубенса. 7. Как описывать стиль. Признаки барокко в живописи Рубенса. 8. Особенности интерпретации античности в искусстве Рубенса. 9. Рубенс как ведущий художник Фламандской школы живописи. 10. Смысл картины «Вакх». 11. Отличия фламандской живописи от голландской и итальянской.
  • Раздел 1.
    Лекция 1.2 (2 часа). Эпоха Просвещения и идея истории искусства как самостоятельной дисциплины. Винкельман и его книга «История искусства древности». Первый опыт разработки категории стиля. Понятие классицизма – образцового искусства. Судьба классицизма в истории западноевропейского и русского искусства от 17 века до современности. История рецепции античного искусства в европейской культурной традиции от средневековья до современности. Актуальность идей классицизма для европейской культуры нового и новейшего времени. Эпоха Просвещения и возникновение художественной критики. «Салоны» Дени Дидро. Функции и методы художественной критики в прошлом и настоящем. Типы изданий об искусстве. Образцы художественной критики разных эпох (Бодлер, Владимир Стасов, Александр Бенуа, Николай Пунин, Аркадий Ипполитов). Отношение художественной критики к научному изучению искусства. Семинар 1. 2. (2 часа). Картина Ватто «Вывеска Жерсена» Вопросы для самостоятельной подготовки к семинару: 1. Что такое галантный жанр. Как опознается стиль рококо в искусстве Ватто. 2. Какова изначальная функция картины. Что это дает для объяснения смысла изображения. 3. Чем отличается искусство Ватто от голландского и фламандского искусства 17 века. 4. Что такое французское искусство на примере живописи Ватто. 5. Как воспринималось искусство рококо художественной критикой разных времен (Дидро, Бенуа, советское искусствознание).
  • Раздел 1.
    Лекция 1. 3. (2 часа). Становление научного искусствознания в трудах Генриха Вельфлина. Идея истории искусства как истории национальных школ и исторических стилей. Определение временных (ренессанс и барокко) и пространственных (Италия, Германия) координат искусства. Возможности использования основных понятий истории искусства для анализа и интерпретации произведений. Критика идей Вельфлина другими авторами. Семинар 1. 3. (2 часа). Картина Тициана «Венера перед Зеркалом». Занятие проводится в Эрмитаже. Вопросы для самостоятельной подготовки к семинару: 1. Признаки «итальянского ренессанса» у Тициана. 2. Особенности венецианской школы живописи. 3. История картины «Венера перед Зеркалом» в собрании Эрмитажа. 4. Что такое мифологический жанр. Отличия светского искусства от религиозного. 5. Каковы отличия Высокого Возрождения от Раннего. 6. В чем замысел картины, чем отличается «Венера» Тициана от картин на подобный сюжет.
  • Раздел 2.
    Лекция 2.1. (4 часа). Иконология Эрвина Панофского. Поиск исследовательских возможностей вне категорий стиля. Объяснение искусства как системы интеллигибельных значений. О ценности невизуальных смыслов произведения искусства. Критика работ Панофского в работах других исследователей. Примеры интерпретации произведений искусства на основе иконологического метода. Иконология – как важнейший метод смыслового углубления искусства. Семинар 2.1. (4 часа). Картина Пуссена «Аркадские пастухи». Вопросы для самостоятельной подготовки к семинару: 1. Признаки классицизма в картине Пуссена. 2. Почему картина «Пастухи» считается шедевром Пуссена 3. Каков смысл надписи на могиле. Как зависит от прочтения смысл картины. 4. Каков образ античного мира в искусстве Пуссена. 5. Связь картины Пуссена с историей литературы. 6. Другие картины на тему смерти. 7. В чем отличие классицизма от классики. 8. Признаки французской школы в картине Пуссена.
  • Раздел 2.
    Лекция 2.2. (4 часа). Вильгельм Воррингер и Аллоиз Ригль. Понятие художественной воли и опыт преодоления географического и исторического детерминизма в объяснении законов истории искусства. Новые категории описания художественной формы - оптический/тактильный, абстрактный/основанный на вчувствовании. Возможности использования новых категорий в работе с конкретными произведениями искусства. Семинар 2.2. (4 часа). Картина Мунка «Крик» Вопросы для самостоятельной подготовки к семинару: 1. Как установить связь между идеями Воррингера и произведением Мунка. 2. Как связаны Воррингер и экспрессионизм в художественной жизни начала 20 века. 3. Как может быть применено понятие художественная воля к произведению искусства. 4. Почему отечественное искусствознание советского времени не признавало ценности идей Ригля и Воррингера. 5. Мунк и образ «первобытного ужаса».
  • Раздел 2.
    Лекция 2.3. (2 часа). Феномен венской школы искусствознания и история возникновения духовно-исторического метода. Произведение искусства как одна из форм духовной жизни эпохи. Расширение возможностей изучения истории стилей в искусстве в рамках нового метода. Реабилитации маньеризма как оригинальной художественной эпохи. Идея смотреть на искусство глазами породившей их эпохи. Семинар 2.3. (2 часа). Картина Гольциуса «Венера, Вакх и Церера» Вопросы для самостоятельной подготовки к семинару: 1. Почему такое искусство долгое время воспринималось отрицательно. 2. Как можно воспользоваться положениями теории Дворжака, чтобы «реабилитировать» такое искусство. 3. Как правильно «читать» маньеристическую аллегорию. 4. Чем вызвана эволюция ренессансного вкуса к маньеристическим формам. 5. Почему художник включил свой автопортрет в эту картину.
  • Раздел 2.
    Лекция 2.4. (2 часа). Идея уникальности художественного произведения. Последовательность использования методов интерпретации произведений. Понятие смысловых слоев и интегральной идеи. О наиболее важных достижениях научного изучения искусства. Образцовые интерпретации произведений искусства в работах Зедльмайера. Семинар 2.4. (2 часа). Картина Рембрандта «Даная». Занятие проводится в Эрмитаже. Вопросы для самостоятельной подготовки к семинару: 1. Судьба картины и история ее создания. 2. Как опознать барокко в этой картине. 3. Как понимает Рембрандт мифологический сюжет. В чем отличие его от тициановского. 4. Понимание света и тени у Рембрандта. Отличие манеры Рембрандта от малых голландцев.
  • Раздел 2.
    Лекция 2.5. (2 часа). История отечественной художественной критики и ее роль в становлении науки. Стасов, Бенуа, Пунин. Марксизм как основа научного изучения искусства в России. Социологический метод в искусствознании на примере теории Синтетического изучения искусства в трудах И.И. Иоффе. Судьба марксизма в отечественной искусствоведческой науке. Влияние новейших западных философских течений на методологию искусствознания. Постструктурализм и его продуктивность при работе с художественными объектами. Гендерный жанр искусствознания. Постмодернистская мысль о старом и новом искусстве. Семинар 2.5. (2 часа). Картина Александра Иванова «Явление Христа народу». Вопросы для самостоятельной подготовки к семинару: 1. В чем особенности «русской» художественной формы. 2. Как оценивали эту картину Стасов, Бенуа, Пунин. 3. Чем объяснить сходства и различия их точек зрения. 4. Почему эта картина – краеугольный камень истории русского искусства XIX века. 5. Как можно рассмотреть эту картины с социологической точки зрения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты по материалам лекций
    В конце каждого раздела студент должен пройти тест. Тесты выполняются на семинарах, и состоят из визуальных картинок и теоретических вопросов.
  • неблокирующий Доклад
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Тема доклада утверждается через 10 дней после 1 лекции курса. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание предполагает подготовку ответов на вопросы, заданные после лекции. Для подготовки студенты получают вопросы на лекционных занятиях.
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из одного вопроса (примерный перечень указан в программе дисциплины), за развернутый ответ на который выставляется максимальная оценка 10 баллов и 10 вопросов в форме теста - 5 визуальных картинок и 5 терминов - за ответы на которые выставляется максимальная оценка 10 баллов (1 правильный ответ – 1 балл). Оценка за первую часть экзамена (развернутый ответ на вопрос) снижается за искажение фактов, неполное раскрытие темы вопроса, бессистемное изложение, некорректные формулировки, неверные ответы на вопросы, неправильное раскрытие содержания предложенных терминов и названий. Оценка за экзамен считается по формуле: 1 часть (развернутый ответ на один вопрос) 50% + тест 50%. Максимальная оценка =10 баллов.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Искусствоведение как предмет рассмотрения и обсуждения – область дискуссионная. Поэтому особенно важна активность студентов на семинарах, это поможет правильно найти фокус и сформировать повестку дня по всем вопросам заданной темы. Подготовкой к каждому семинару будет служить самостоятельная работа, которая должна заключаться в практике знакомства с различными явлениями искусства – посещение музеев, выставок, сбор фотоматериалов, изучение интернет ресурсов и художественных изданий. Студент должен изложить собранные данные так, чтобы у слушателей могла сложиться картина того, с чем они имеют дело.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * Доклад + 0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Тесты по материалам лекций + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mansfield, E. (2002). Art History and Its Institutions : The Nineteenth Century. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=139125
  • Preziosi, D. (2009). The Art of Art History : A Critical Anthology (Vol. 2nd ed). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=335669

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Sheriff, M. D. (2010). Cultural Contact and the Making of European Art Since the Age of Exploration. Chapel Hill [N.C.]: The University of North Carolina Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=343586
  • Вёльфлин Г. ; Пер. Франковский А. А. - ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 296с. - ISBN: 978-5-534-05288-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovnye-ponyatiya-istorii-iskusstv-441330