• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

От работы в IT до статуса «Лучший преподаватель»: Евгений Егоров о научных интересах, Вышке и начале учебного года

Поговорили со старшим преподавателем и исполняющим обязанности руководителя Центра исторических исследований Евгением Егоровым о лучших текстах и любимых курсах, опыте в IT–сфере, важности источников и планах на этот учебный год. О «Выжить любой ценой», велогонках и почему Евгений Витальевич не стал дипломатом — читайте в нашем интервью.

От работы в IT до статуса «Лучший преподаватель»: Евгений Егоров о научных интересах, Вышке и начале учебного года

Фото из архива Евгения Егорова

Как стартовал для вас учебный год? Есть ли у вас какие-то планы и цели на этот период?

У меня всегда смешанные чувства по поводу первого сентября. С одной стороны, заканчивается лето, которое все универсально любят. Но я был рад вновь оказаться в Вышке, потому что по работе тоже успеваешь соскучиться. Год для меня начался насыщенно: у нас довольно большой набор магистрантов, занятия с ними уже идут, так же как и с бакалаврами. Всегда сложно вкатываться в рабочую атмосферу — лекции и семинары требуют усилий не только от студентов, но и от преподавателей. Произошли и другие изменения: с сентября и до конца года я исполняю обязанности руководителя Центра исторических исследований. Возникли дополнительные задачи, и в этом смысле нужно понять, как все функционирует внутри Центра, где и в чем я могу быть полезным. Некоторые мероприятия ЦИИ планировались еще задолго до того, как я формально возглавил его. Но я надеюсь, что мы продолжим серию семинаров и лекций наших преподавателей и приглашенных гостей, поможем стажерам и сотрудникам в реализации их исследовательских планов. Здесь мои амбиции заключаются, главным образом, в сохранении стабильности работы Центра. 

Что касается моих планов, надеюсь, студенты и я будем эффективны в написании наших собственных текстов. Сейчас большая часть моего времени уходит на преподавание и подготовку к этому. Кроме того, я планирую съездить в московский архив. Вообще темпоральные категории, которыми я мыслю, часто завязаны на путешествиях в архивы. У меня даже структура папок на компьютере выстроена в соответствии с графиком этих поездок. 

Второй год подряд вы становитесь лучшим преподавателем по версии студентов факультета. Что вы чувствуете по этому поводу?

Если честно, было довольно приятно увидеть себя в списке коллег, которых выбрали студенты. Но я думаю, что голосование — не всегда главный показатель преподавательского мастерства. Студенты делают выбор «по горячим следам» учебного процесса. Иногда случается так, что спустя несколько лет или по окончании своей учебы человек вспоминает какой-то курс и понимает, что он на самом деле был самым важным среди прочих. Но все равно стоит сказать, что мы с моей замечательной коллегой Александрой Викторовной Бекасовой действительно много сил потратили на организацию научно-исследовательского семинара четвертого курса прошлого учебного года. Я говорю именно про него, потому что в этот раз студенты в рамках конкурса оставили нам анонимные отзывы, большинство из которых касались этой дисциплины. Мне было приятно, что наш курс, в который действительно было вложено много сил и ресурсов, оценили так высоко. 

Почему, на ваш взгляд, студенты отметили именно ваши курсы? Как вы вовлекаете их в учебный процесс?

Я работаю в Вышке только два года, поэтому у меня нет каких-то секретных техник преподавания. Здесь отчасти мой интерес совпадает с потребностями студентов. Например, я люблю работать с текстами. Мне нравится этот иногда изнурительный и монотонный труд. Я веду курс «Академическое письмо», который связан с практикой написания исследовательских работ. На занятиях я всегда говорю студентам, что не могу дать им универсальные ключи к написанию текстов, но мы попробуем разные техники: что-то из этого будет эффективным, что-то — окажется бесполезным. Исследователи редко, на самом деле, задумываются о том, как они пишут работы, поэтому рефлексия о технических и иных аспектах письма полезна, в том числе и для меня. 

Кроме того, мне кажется, что формат лекций и монологичных рассказов устаревает. Здесь у каждого преподавателя свои взгляды и подходы, но я думаю, что и лекции стоит делать более интерактивными. Когда занятие превращается в монолог, студенты могут в какой-то момент перестать обращать внимание на происходящее: сорок минут тяжело слушать мою монотонную речь, поэтому я придумываю какие-то способы взаимодействия. В этом семестре мне еще и немного повезло: утром, в 9:30, у меня стоит только курс по выбору — «История стран Скандинавии». Здесь уже работает и мотивация студентов, потому что они сами выбрали эту дисциплину для изучения — на лекции они пока активно ходят. Надеюсь, такая динамика сохранится и дальше.

Есть ли у вас курс, который особенно нравится преподавать?

Мне нравятся все курсы, но моим любимым, наверное, является «История стран Скандинавии». Это первый курс, который мне доверили сделать самому с нуля. В этом году он стал еще длиннее — 12 лекций вместо 9. На первой встрече я всегда говорю студентам, что вряд ли кто-то из них будет заниматься этой темой профессионально по причине отсутствия языковой подготовки, но по крайней мере мы будем читать интересные тексты, которые, я надеюсь, будут полезны и в рамках их исследовательских траекторий. 

Как вы сами пришли в науку?

Это случилось еще в бакалавриате. Мои родители рассчитывали, что я стану дипломатом, но что-то пошло не так. На самом деле я не историк по первому образованию, в бакалавриате я изучал «Зарубежное регионоведение». Это направление довольно широкое и обтекаемое, и история — его часть. Преподаватели моего факультета в СПбГУТ вели дисциплины, связанные с историей Европы и мира. Меня это очень увлекло, и я начал читать больше. Правда, не такие сложные тексты, которые читают сейчас студенты Вышки. На втором курсе ко мне подошел один из преподавателей, Иван Алексеевич Цверианашвили, и сказал, что есть интересная тема, связанная с одним пастором, который сыграл важную роль в оформлении Датского национального государства. Этого пастора звали Николай Фредерик Северин Грундтвиг, и долгое время я занимался его биографией, даже писал какие-то тексты, но, надеюсь, никто и никогда не сможет их найти на просторах интернета. В итоге моя выпускная работа в бакалавриате уже была довольно историчной: я анализировал формирование национального государства в Дании в XIX веке. Тогда я не ходил в архивы, а привлекал источники, которые были доступны в сети. Благо, их довольно много, и Королевская библиотека Дании активно их оцифровывает. Тогда я понял, что нужно двигаться дальше в направлении изучения истории. На самом деле, я выбирал между СПбГУ, где тогда была программа по моему профилю, и Вышкой. Но меня привлекли преподаватели НИУ ВШЭ, и я подал документы в магистратуру, нисколько не пожалев о своем выборе. 

Какие ваши тексты вам кажутся наиболее удачными, и над чем вы работаете сейчас?

Обычно я перестаю любить свои тексты после их публикации. Они мне кажутся неполными, плохо оформленными — стандартная история. Мне нравится мой первый профессиональный текст, написанный на основе магистерской диссертации, хотя с ним я тоже намучился. Отправлял его в разные журналы до того, как он принял свою финальную форму. Пришел первый отказ, и тогда я думал, что это конец света. Но в итоге все сложилось хорошо, работу опубликовали в одном из лучших профильных журналов по истории Скандинавии на английском языке — Scandinavian Journal of History. Мне кажется, этот текст гладко написан и вышел удачным с точки зрения попыток анализа скандинавской дипломатии, языка описания региона в памфлетах и дипломатических документах начала XIX века. В его успехе есть и моя заслуга, но, помимо этого, и заслуга редакторов, комментаторов, друзей, с которыми мы обсуждали этот текст. Первая хорошая публикация, напечатанная в серьезном журнале, запоминается больше других.

В процессе подготовки диссертации все силы уходят на этот большой текст. Тем не менее после защиты прошел уже почти год, поэтому я надеюсь, что в скором времени выйдут мои статьи, посвященные дипломатическим аспектам попыток построения Скандинавской унии и реакции российского дипломатического корпуса на эти попытки. Если задумываться о дальнейших «больших» проектах, то меня, например, интересует колонизация мурманского побережья норвежцами в XIX веке. Но пока необходимо довести до ума то, что было сделано в диссертации и представить это либо в книжной, либо в статейной форме. 

Фото из архива Евгения Егорова

До преподавания вы работали в сфере IT. Как вы пришли к тому, что хотите работать в университете?

У меня был специфический регион специализации — Скандинавия, изучение датского языка было частью нашей программы. Когда я обучался на четвертом курсе, узнал, что в одну из датских компаний с офисом в Петербурге, потребовался человек со знанием языка, который мог бы коммуницировать с разработчиками и совмещать практику перевода с тестированием разных сайтов, программ и приложений. Я неплохо справился с тестами на знание английского и датского на собеседовании, и меня приняли. В этой компании я проработал довольно долго. Мне пошли навстречу: когда я поступил в магистратуру Вышки, то продолжил работать, в том числе смог съездить в командировки в Данию: был в Копенгагене и Орхусе. 

Но после окончания магистратуры мне пришлось сделать выбор. В аспирантуре мне очень хотелось написать приличный текст, поэтому я понимал, что не смогу совмещать офисную работу и учебу. Я начал преподавать в 2022 году, довольно поздно даже в рамках аспирантуры. До этого успел съездить в Финляндию, чтобы поработать в местных архивах несколько месяцев. Потом я узнал, что открылась ставка преподавателя — меня и пару моих коллег-аспирантов постарше взяли в штат. С тех пор мы активно преподаем. 

Сейчас вам как-то помогает опыт, полученный на предыдущем месте работы?

Работа в IT — это опыт коммуникации с разными людьми, которые говорят на разных языках в концептуальном, а не только лингвистическом смысле. И это тоже, конечно, навык — доводить до коллег, что от них ждет заказчик из Дании, Швеции или еще откуда-то, объяснять какие-то вещи быстро и просто. Все это, так или иначе, помогает в преподавании. 

Что для вас самое непростое в работе преподавателя?

В преподавательской деятельности многое зависит от навыков диалога и объяснения через аналогии, метафоры, простые термины и попытки адаптации этих подходов к разным уровням подготовки. Я преподаю в бакалавриате с первого по четвертый курсы, и это совершенно разные люди как по их способности к устному диалогу, так и по уровню их текстов. И ко всему этому нужно как-то адаптироваться. Само собой и у меня, и у других преподавателей, наверное, возникают с этим сложности, когда что-то не получается донести, что-то остается недопонятым. Например, я как-то делал лекцию о походе в архив и иллюстрировал ее персонажем из очень известной для моего поколения передачи по каналу Discovery — «Выжить любой ценой» с Бэаром Гриллсом. Я представлял первый поход в архив как выживание, попытку адаптации, но почти никто из студентов не понял отсылки к этому телешоу, никто не знал Бэара Гриллса в силу нашей разницы в возрасте и, как следствие, в багаже визуальной культуры. В основном студенты адаптируются к тому, что у нас происходит в Вышке: они явно становятся начитаннее и внимательнее к деталям. И я всегда рад видеть, как растет их уровень критического подхода к историческому знанию, даже поражаюсь тому, как быстро «взрослеют» их тексты. Я им в этом смысле даже завидую.

Фото из архива Евгения Егорова

С какими темами вам бы хотелось поработать как научному руководителю?

Когда меня спрашивают, чем я занимаюсь, то я обычно отвечаю в терминах так называемой Новой имперской истории: мне интересно управление разнообразием, история власти, коммуникации, дипломатии, наблюдения, управления и так далее. По этим темам я всегда рад чем-то помочь, но уровень моих компетенций зависит от региона и периода. Мне удобнее работать с серединой XIX века, потому что это моя специализация. Большинство студентов, которые пришли ко мне, занимаются Севером в глобальном смысле слова: историей Великого княжества Финляндского, отдельными личностями в истории российско-скандинавских отношений, процессами, происходившими в регионе, и трансграничными мобильностями. Надеюсь, что я строгий научный руководитель, но я даю возможность продлить дедлайн для сдачи текста. Стиль научного руководства зависит от принципов работы конкретного студента. Кто-то пишет очень быстро и эффективно, и здесь мое вмешательство может ограничиваться стилистическими правками. Более сложная тема или наличие писательских блоков требуют и более серьезного вмешательства с моей стороны.

Что, на ваш взгляд, самое главное в научном тексте?

Если мы говорим о тексте по истории, то здесь, наверное, важна точность, которая может принимать разные значения: от расставления сносок и ссылок — это важно студентам пояснить — до точности интерпретации, правильно подобранного слова. Это мастерство складывается из разных умений и навыков, владение которыми нам необходимо продемонстрировать в тексте.

Что вы порекомендуете тем, кто сейчас находится в поиске темы для исследований?

Студенты часто находят такие темы, о которых я бы никогда не подумал, и не решился бы изучать по разным причинам: отсутствие доступа к источникам, сложный предмет исследования. Наши студенты очень любят писать про увлечения оккультизмом, эзотерикой в Советском Союзе или поздней Российской Империи. Такие сложные и абстрактные вещи, которые сложно «поймать за хвост». Кто-то пишет про 90-е годы XX века, где часть источников еще недоступна. Студентам хватает смелости, чтобы решиться на такие эксперименты. Я здесь не ограничиваю их ни в чем и стараюсь поддержать, но всегда говорю, что нужно обрести баланс между вашим интересом и корпусом материалов, на основе которых можно писать текст. Со студентами на занятиях мы обсуждаем книгу Умберто Эко «Как написать дипломную работу», где он дает очень прагматичные советы: пишите по теме, источники по которой вам доступны. Здесь я с ним согласен. Фантазировать необходимо, но иногда нам нужно заземляться, находить источники, анализируя которые мы сможем развить полноценное, глубокое, многостороннее исследование. Личный интерес, конечно, тоже важная переменная в уравнении успешного диплома, диссертации и курсовой. На мой взгляд, интерес вырастает из попыток посмотреть вокруг, узнать, о чем пишут преподаватели, говорят студенты. Важно не замыкаться в своей теме, посещать мероприятия, семинары, лекции, ходить в другие университеты, слушать разных людей — все это может стать важным шагом к обретению собственной темы и исследовательского направления. 

Чем бы вы занимались в Питерской Вышке, если бы снова стали первокурсником?

Как первокурсник я бы в первую очередь пошел на лекции Дмитрия Вадимовича Панченко про Древний мир. Мне, конечно, что-то опосредованно известно через литературу, которую я читал еще будучи студентом. Но эти пробелы я бы с удовольствием заполнил. У меня таких глубоких курсов по разным историческим периодам не было никогда. Еще мне кажется, даже если вы идентифицируете себя как историка — а я так и делаю — было бы полезно посетить курсы по антропологии. Лично мне в магистратуре они очень помогли в плане вдохновения и понимания того, как можно писать, преодолевая устоявшиеся конвенции.

Чему вы посвящаете свое свободное время?

В студенчестве я не так много увлекался чем-то вне учебы. Я вообще очень завидую всем студентам Вышки: у них есть так много возможностей заниматься чем-то интересным, помимо чтения и написания текстов. Я считаю, что это важно: студенчество — это период, когда есть много энергии, чтобы проводить время весело и эффективно.

Сам я плохо умею разделять рабочие часы и свободное время. На выходных часто бываю занят: читаю тексты или пишу их. Думаю, что это не только моя проблема. Летом в свободное время мы с нашим велоклубом обычно катаемся на велосипедах, иногда участвуем в любительских гонках. А на постоянной основе я хожу в спортзал, занимаюсь тяжелой атлетикой, но никаких спортивных задач я себе не ставлю. Активный отдых помогает мне отвлечься от учебы и в целом поддерживать свое ментальное и физическое состояние в порядке. 

Что вы порекомендуете почитать, посмотреть, послушать студентам?

Советую всем побывать за городом, особенно на севере Ленобласти. Осенью там очень красиво. Я сам больше люблю находиться вне города, особенно в хорошую погоду. Например, раньше курс по Скандинавии был весной, и мы со студентами отправлялись в Выборг на мини-экскурсию. Я обычно давал им задание — выбрать какой-нибудь архитектурный объект и рассказать его историю. Сам я рассказывал про здание архива. Его местоположение — на холме рядом со статуей Петру I — позволяет получше рассмотреть город свысока. Не знаю, может быть, я когда-нибудь договорюсь с архивистами ЛОГАВа, и мы сможем пройти внутрь, но и внешне здание очень привлекательное. Надеюсь, и в этот раз у нас получится поехать и исследовать этот город. 

Из последнего, что мне понравилось — сериал «Сёгун». Он совсем не связан с моими научными интересами ни в плане периода, ни в плане региона, но смотрится захватывающе.

Из книг я бы рекомендовал читать побольше художественной литературы. Это помогает совершенствовать язык ваших текстов и расширять кругозор. Например, этим летом я с удовольствием перечитал некоторые тексты Гоголя и получил большое удовольствие. Старайтесь больше читать что-то, связанное не только с вашей темой, прислушивайтесь к рекомендациям преподавателей и ваших коллег. 

Что пожелаете своим коллегам и студентам в этом учебном году?

Желаю интересных пар студентам и преподавателям. Пусть тексты, которые мы пишем, будут амбициозными и интересными. Особенно желаю этого первокурсникам, потому что историографическая курсовая первого года — непростая задача. Здесь важно проявить самостоятельный интерес к написанию своей первой серьезной работы. Я надеюсь, что мы как преподаватели и научные руководители сможем вам помочь.