«Нужно ехать с открытой душой и умом», — студентки первого курса об археологической практике
С 4 по 18 июля студентки первого курса застали проливной дождь и палящее солнце, были посвящены в археологи и испытали эйфорию от находок, наладили режим и еще больше подружились с коллегами. О том, почему так важно не терять положительный настрой, пытаясь отыскать осколки жизни людей XII, — в нашем материале.
Учебный год для первого курса традиционно завершается чуть позже, чем у других историков. Причина этому — археологическая практика, где студенты проводят две недели в поисках старинных артефактов. Работы проводятся на Пятницком раскопе в Старой Руссе и Троицком раскопе в Великом Новгороде. Поговорили со студентками об их ожиданиях, впечатлениях и ключевых результатах.
Вера Синицына
проходила практику в Старой Руссе
В городе меня очень привлекала простота. После тяжелого учебного года я мечтала только о том, чтобы уехать в подобную «глубинку» и отдохнуть. Хотя порой одни и те же маршруты, занимавшие по 15-20 минут, надоедали, для меня это не было существенным минусом. Русса — небольшой город, но все необходимое всегда удавалось найти в магазинах. И, конечно, меня не могли не очаровать местные коты!
Мой типичный день выглядел следующим образом: подъем примерно в 6:30 утра, завтрак, утренняя смена на раскопе с 8:00 до 13:00, обеденный перерыв на три часа и под конец вечерняя смена с 16:00 до 19:00. Зачастую после второй смены мы с друзьями еще гуляли по городу и купались в Полисти. На выходных у нас были экскурсии по Великому Новгороду и области.
Наверное, самым запоминающимся моментом для меня стал день Посвящения в археологи. Тогда начальник практики и кураторы устроили нам командные игры со студентами из НовГУ и целый обряд посвящения. Это был очень трогательный опыт для меня, получилось проникнуться атмосферой сплочения, хоть мы и проработали вместе всего 2 недели. На финальной клятве даже тянуло прослезиться. Если бы могла, повторила этот момент и не один раз!
Для меня работа на раскопе давалась непросто с физической точки зрения. Как бы я ни была воодушевлена тем, чем занимаюсь, боль в коленях и спине периодически была сильнее. Самым полезным в опыте археологической практики для меня стал режим. Как бы это не было иронично, практика научила меня раньше ложиться, потому что ты начинаешь ценить каждую минуту сна. Мне очень понравилось жить по определенному графику, тем более работа на раскопе помогала не захламлять голову. Поскольку я была сосредоточена только на переборке земли, не было времени думать о чем-то негативном, и это меня очень успокаивало. Ну и, конечно, практика помогла отточить навык коммуникации с людьми.
Рекомендую не пренебрегать техникой безопасности и своим здоровьем. Хотя кажется, что на раскопе тяжело пораниться, это не так. Нужно внимательно смотреть за носилками и другим инвентарем, чтобы не удариться и не отбить себе ничего. Что касается здоровья, всегда говорите, если нехорошо себя чувствуете, потому что ни одна находка не стоит того, чтобы доводить себя до изнеможения. На Пятницком раскопе работает замечательный комсостав. У нас очень четко распределялись обязанности и не было такого, чтобы кто-то сидел без дела. Мне кажется, это очень важно для продуктивной работы, а комфортный коллектив — приятный бонус. Археологическая практика — это действительно тяжело. На сменах приходится сильно уставать и не всегда это окупается какими-то находками или другими достижениями. Но нужно понимать, что у вас останется время на общение с друзьями и другие активности. Я бы посоветовала воспринимать это, как смену в лагере, на которой надо еще и работать. Как бы вы ни уставали, помните, что вы там не навсегда, и пытайтесь получить максимум удовольствия. Две недели пройдут очень быстро, а воспоминания останутся на всю жизнь!
Варя Бережок
проходила практику в Старой Руссе
Раньше я никогда не участвовала в археологических раскопках, и вплоть до самого конца практики меня не покидало осознание, что ты находишься в поистине историческом месте. Деревянные срубы, свертки бересты, кости и осколки керамики. Замечая все это, ты проникаешься духом прекрасного места, где когда-то кипела настоящая жизнь.
Наш день начинался с раннего подъема и плотного завтрака. После окончания работы у нас было свободное время, в течение которого можно было погулять по городу или пройтись по магазинам. Мы с подругами частенько проводили вечера на местной речке Полисть, после чего счастливые и отдохнувшие возвращались в отель и мысленно готовились к следующему рабочему дню. Но иногда наш распорядок дня менялся, как правило, из-за неблагоприятной погоды, но это нисколько не огорчало.
Ежедневно мы старались разнообразить наше время вне рабочих смен. Одним из самых запоминающихся моментов стала поездка на экскурсию в Великий Новгород. Я побывала там впервые и была очарована новгородскими храмами, которые раньше видела лишь на картинках к заданиям из ЕГЭ по истории. До сих пор вспоминаю, как меня заворожила роспись в Знаменском соборе, бесконечно простирающаяся по его стенам. Надеюсь, что однажды смогу вновь пройтись по новгородским улочкам. Я благодарна своим вышкинским и новгородским коллегам с Пятницкого раскопа, без которых мой первый археологический опыт не был бы таким запоминающимся.
Сама по себе работа на раскопе нелегкая, потому что она отнимает много физических сил, при этом тебе вплоть до самого конца смены необходимо сохранять бдительность и качественно выполнять задачи под палящим солнцем. Тем не менее я бы не сказала, что практика была для меня невыносимой. Хотя я огорчалась, когда получала замечания от участковых за пропущенные находки, обнаруженные впоследствии металлоискателем.
В первую очередь, практика помогла прочувствовать, что такое археология на самом деле. И это далеко не так, как в фильмах о Ларе Крофт, хотя и не менее интересно. Во-вторых, физический труд и природные красоты вдали от шумного и неспящего Петербурга помогли мне ментально восстановиться после летней сессии. И напоследок бы отметила, что для меня лично прохождение археологической практики — это про самодисциплину и поиск баланса между работой и делами для души.
Для начала я бы порекомендовала ознакомиться с историей места прохождения практики и тщательно собрать вещи в дорогу. Не бойтесь взаимодействовать с коллегами по раскопу и задавать вопросы. Это не только снизит вероятность возникновения недопониманий, но и продемонстрирует ваш интерес к работе. И, конечно же, не теряйте надежды и хорошего настроя, если найденный вами сверток бересты оказался без текста. У вас все получится!
Анна Бурьянова
проходила практику в Великом Новгороде
Самым примечательным в том месте, где у меня происходила практика, был сам Великий Новгород, поскольку мне он очень нравится с самого детства. Это такой уютный, небольшой город, наполненный историей.
Мы вставали примерно в 8:00, завтракали и к 9:00 уже шли на раскоп. Далее следовала 8-часовая смена, которая прерывалась на обед. Физический труд, который применяется на самом раскопе, иногда мог быть утомительным, потому что 8 часов под солнцем все-таки провести достаточно трудно. После вечерней смены мы, как правило, выходили гулять по центру города. Иногда ходили слушать лекции, например, о музыкальной археологии или о берестяных грамотах.
За эти две недели было очень много событий и насыщенных дней. Могу вспомнить день, когда мы нашли княжескую печать с моей напарницей, или когда мы все вместе нашей большой компанией устроили пикник, веселились, танцевали. Археологическая практика наиболее ценна с точки зрения будущей профессии, поскольку она позволяет еще больше понять историю как науку и отойти от теории. В большей степени такая практика будет полезна ребятам, которые занимаются изучением периода Древней Руси. Но для всех — это очень интересный опыт, знакомство с городом и новыми людьми из других вузов. У меня осталось очень много приятных воспоминаний с этого периода.
Первое, что я порекомендую тем, кому только предстоит отправиться на археологическую практику, — взять с собой SPF-крем, потому что солнце в Великом Новгороде не щадит никого. Ну и, конечно, нужно настроить себя на позитивные вибрации и физический труд, быть в хорошем настроении.
Археологическая практика — это потрясающая возможность заново познакомиться со своими однокурсниками. Были ребята, с кем я на протяжении года ни разу не общалась, а на археологической практике мы очень подружились, и это еще один плюс этих двух недель.
Катерина Титоренко
проходила практику в Великом Новгороде
Мне очень понравился город, атмосфера, люди. Конечно, были свои минусы, но без них никак. Из-за сжатых сроков на небольшой территории работали сразу четыре разных организации. Иногда возникали проблемы с коммуникацией между нами, недопонимания, но все было разрешимо! Общего впечатления от раскопок это не испортило.
Рутина у нас была довольно-таки однообразна, но дни с экскурсиями или свободным временем хорошо ее разбавляли. Думаю, есть два самых запоминающихся момента. Первый связан с находкой княжеской печати. В тот момент нас накрыла сильная эйфория и ощущение причастности к историческому сообществу. А второй касается нашего общего похода в бар вечером. Мы очень душевно провели время, а потом поехали купаться в вечернем Волхове на закате. Вот это бы я однозначно хотела повторить!
Я по-настоящему горю археологией, поэтому трудностей я заметила немного. Наверное, самое сложное — это физически выдержать работу под солнцем и тяжелые носилки с землей. Последние два дня было трудно именно из-за физической усталости.
Но археологическая практика — реальная возможность посмотреть как фильмы про крутых археологов воплощаются в реальности. Для меня археология казалась чем-то недостижимым, загадочным, а после практики ты как будто бы становишься немного частью археологического сообщества, и уже тоже немного загадочен. Один из важных моментов — коллектив. Эта практика сильно нас сплотила. Хотя мы проучились вместе целый год, я заново открыла для себя большое количество людей. Совместные уютные вечера, игра в UNO, прогулки, шашлыки — все это здорово нас объединило и сблизило.
Не стоит строить ожиданий насчет практики. Нужно ехать с открытой душой и умом, тогда разочароваться не получится. Личный лайфхак — стоит самому себе искать работу. Первые два дня мы стояли и ждали, пока за нами кто-нибудь подойдет, возьмет за ручку, даст инвентарь и отведет на выделенный для нас квадрат. Но потом мы с моей напарницей стали сами подходить, брать, спрашивать. Это в итоге и помогло нам отыскать большое количество интересных находок. Инициатива нужна! В-третьих, пенка, без пенки никуда.
Эта практика не повторится, и эту возможность нужно ценить и использовать. Многим было лень ехать после тяжелой сессии, кому-то просто археология неинтересна, но в итоге всем все понравилось.
София Филиппова
проходила практику в Великом Новгороде
Сам город невероятно уютный и тихий, а вот раскоп лично меня катал на эмоциональных качелях: эйфория от находок и гнетущее чувство от организации процессов на раскопе сменяли друг друга. Но в итоге неплохая получилась история!
Типичный день археологической практики выглядит примерно так: ранний подъем, утренний душ и отмывание обуви от предыдущего дня раскопа, завтрак, а дальше мы добирались до работы разными способами к 9:00, но неизменно через прекрасные виды на вал. После двух смен начиналось наше свободное время, которое мы проводили либо на лекциях, либо в компании нашей группы.
На самом деле, я бы всю практику хотела повторить. Каждый день был особенным по-своему. Например, в первый же день после приезда мы пошли купаться в Волхове, а если взять любой день на раскопе, то каждый из них приносил новые истории, которые мы обсуждали допоздна в беседке у отеля. В начале для нас не находилось работы. Наш максимум был — собирать лужи ведрами, черпакам и губками. Это, конечно, не пошло на пользу мотивации. Другой крайностью стала работа под палящим солнцем и она тоже казалась невыносимой. Когда нас посадили копать в тени, мы стали понимать, что этот слой не богат находками. Это стало для меня более невыносимым, поэтому пришлось вернуться на солнце. Такой замкнутый круг получился.
Этот опыт помог мне понять, что для качественной работы и мотивации необходима хорошая организация. Организация самой поездки была на высоком уровне, и это помогало нам не раскисать на раскопе, где местами царил хаос. Было интересно покопаться в жизни людей XII–XIV веков. Я на своем опыте убедилась, что археология — про повседневную жизнь. Мне очень нравится понимание того, что мы и люди прошлого не такие уж разные.
В моральном плане я советую не отчаиваться, если что-то идет не так. Всегда есть что-то, перекрывающее все недостатки. Так, дождливые дни, напряженные отношения с людьми на раскопе, порой бессмысленная работа были перекрыты шутками, прогулками и вечерними посиделками с ребятами, словами поддержки Адриана Александровича и Анастасии! В момент практики, конечно, могут возникать негативные эмоции, но не давайте им преобладать, иначе пропустите все самое интересное!