Как расширить аудиторию своего исследования? Никита Гайдышев и Арсений Осокин о Data Culture, визуализации исследований и Раннем Средневековье
Никита Гайдышев и Арсений Осокин, студенты второго курса образовательной программы «История», рассказывают о реализации проекта «Формирование образа России во Франции в XI–XVII веке». Как выйти за рамки конференций и научных статей? На что обратить внимание при создании сайта для своего исследования? Почему важно следовать своему интересу в выборе темы? Об этом и многом другом читайте в нашем материале.
В начале учебного года Никита Гайдышев получил стипендию от управляющей компании «Мир» на развитие своего исследования, посвященного теме Средневековья и раннего Нового Времени. Одним из итогов работы Никиты стал проект «Формирование образа России во Франции в XI–XVII веке». Разработкой сайта и визуальной составляющей занимался Арсений Осокин. Поговорили со студентами об исследовании, процессе создания, вдохновении и необходимости уделять внимание подобному воплощению своей работы.
Никита Гайдышев
студент 2 курса ОП «История», автор исследования «Формирование образа России во Франции в XI–XVII веке»
Работа над проектом по формированию образа России во Франции в XI–XVII веках прошла довольно легко. Практически все источники — поэмы, хроники и Россика — уже были в открытом доступе.
Вышло очень удачно, что в работе над исследованием и тема, и мой интерес к ней совпали. Мне понравился сам процесс работы, и я действительно получил от этого удовольствие. Работа меня захватила настолько, что я написал первую версию своего доклада буквально за несколько дней. Наиболее интересным для меня было изучение источников Раннего Средневековья.
До начала работы я не представлял, что в текстах XI–XIII веков можно найти упоминания о Руси, иногда даже довольно обширные. Я открыл для себя очень много нового. Особенно приятно мне было работать с поэмами, например, поэмой «Коронация Людовика». Я люблю поэзию, так что эта часть работы над текстом приносила мне большое удовольствие.
Опубликованный текст был создан в качестве моего выступления на конференции «Историческое вече: проблемы истории и археологии» в Новгороде. Любой текст можно дорабатывать, добавлять детали, но в настоящий момент проект мне кажется завершенным. Мы постарались представить материал исследования так, чтобы он не был сложным для восприятия, его было интересно читать. Наш сайт будет полезен широкому кругу: от исследователей до людей, которым любопытно узнать больше об истории и культурном обмене.
Я считаю, что оформлять свои исследования в подобные проекты и создавать на их основе сайты, важно. Когда мы сосредотачиваемся только лишь на участии в конференциях, написании статей для сборника, это тоже большое дело. Но подобные проекты помогают параллельно донести информацию в увлекательной научно-популярной форме до большего количества заинтересованных людей или побудить интерес у тех, кто еще не так много об этом знает.
Арсений Осокин
студент 2 курса ОП «История», дизайнерское сопровождение проекта
Исследование «Формирование образа России во Франции в XI–XVII веке» — не первый мой опыт работы в «Tilda». В прошлом году в рамках проекта по «Data Culture» мы с Никитой Гайдышевым и Еленой Гончаровой изучали биографию и творчество Эриха Марии Ремарка. Результатом стал сайт, который предоставляет возможность сравнить жизненную траекторию классика XX века с судьбами героев его произведений в географической перспективе. Отличительной особенностью прошлогоднего проекта являются интерактивные карты, которые мы создали с помощью сервиса «Knight Lab». На примере пяти произведений Ремарка можно увидеть широту ментального пространства писателя, распространяющуюся на множество стран и континентов. Выражаем благодарность Маткину Никите Андреевичу, нашему преподавателю по курсу «Data Culture», который не только познакомил нас с этими сервисами, но и оказал активное содействие в создании проекта.
Когда Никита получил стипендию от управляющей компании «Мир», он уже думал о создании сайта для своего исследования и обратился ко мне за помощью. Безусловно, тема его работы захватывающая, но в первую очередь, я увидел в этом возможность практики создания сайтов и реализации коллективного проекта.
Визуализация проектов является крайне важным аспектом для современных исследований по нескольким причинам. Во-первых, визуальное сопровождение помогает исследователям гуманитарных направлений преодолеть скопление и концентрацию текста и облегчить восприятие материала. Во-вторых, различные формы визуализации — схемы, карты, диаграммы, иллюстративные материалы — позволяют эффективно донести объемы информации до читателя, особенно до людей с хорошо развитой эйдетической памятью.
Основной трудностью при создании проекта оказалась именно визуализация, поскольку иллюстраций по рассматриваемым средневековым источникам не так много. Тем не менее мы попытались сопроводить ключевые фрагменты текста надлежащими визуализационными решениями: портретами, картой, графическим обособлением цитат. Но, к сожалению, ограниченный функционал «Tilda» не позволил воплотить некоторые задумки.
Наиболее любопытным в работе для меня стала сама тема исследования. Я занимаюсь изучением истории Германии XX века, но медиевистика является для меня не менее любопытной сферой. Работа Никиты позволила мне детальнее познакомиться с представлениями о России, сформированными в Европе в средние века.
Тем, кто тоже планирует реализовывать свои проекты в подобном формате, я бы порекомендовал в первую очередь задуматься над концептом переноса текста. Следует определить разделы, которые хотелось бы осветить, детально проработать структуру сайта. Безусловно, стоит уделить внимание интерактивности, потому что именно она эффективнее включает читателя в материал исследования. Советую перебрать как можно больше вариантов оформления. Долгие поиски нужного формата могут привести вас к удачному и качественному воплощению проекта. И самое главное — помните, что вы создаете сайт для людей, поэтому стоит опираться не только на собственные представления и ощущения, но и просить фидбэка у коллег или разбирающихся в теме специалистов.
Маткин Никита Андреевич
Центр маркетинга и коммуникаций: Аналитик