• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

23
Май

«Что скажут человеку обычные обломки керамики?» — студентки второго курса о том, как создали проект музея на Охтинском мысе

Студентки второго курса создали проект музея на Охтинском мысе в рамках дисциплины «Музееведение». Мы поговорили с Ксенией Тимониной, Дианой Панаховой, Анастасией Старковой и преподавателем Ольгой Щегловой об археологии Петербурга, концепции музея и важности создания подобных проектов.

Ксения Тимонина, Диана Панахова, Анастасия Старкова — создательницы проекта музея на Охтинском мысе

Ксения Тимонина, Диана Панахова, Анастасия Старкова — создательницы проекта музея на Охтинском мысе
Фото из архива создательниц проекта

Что сподвигло вас заняться этим проектом? Чем он вас привлек и заинтересовал?

Анастасия Старкова, студентка 2 курса ОП «История»:

В моем случае этот проект заинтересовал, потому что меня очень задела история Охтинского мыса. Ведь Ниеншанц и культурные слои, которые существовали на этой территории, очень важны для истории Петербурга, но так думают не все. Сначала на этом месте хотели построить Лахта-центр, теперь там идет строительство бизнес-центра. Меня это очень расстраивает, поэтому мне захотелось как-то сохранить это культурное наследие и актуализировать тему археологии Санкт-Петербурга. Люди мало знают об этом археологическом памятнике, о том, что археологи борются за него. Хотелось как-то заявить об этой проблеме.

Расскажите подробнее про концепцию музея. Откуда пришла идея?

Ксения Тимонина, студентка 2 курса ОП «История»:

Мы хотели популяризировать археологию и наследие Охтинского мыса. Поэтому все наше внимание прежде всего отдано материальной культуре. В экспозиции посетители увидели бы все культурные слои, а также самые интересные артефакты, показывающие формирование берегов Невы. Мы хотим оставить все это в своей среде, чтобы воссоздать атмосферу раскопа. 

Сама по себе материальная культура не всегда интересна обывателю. Что скажут человеку обычные обломки керамики? Однако, мне кажется, она становится более привлекательной, когда узнаешь, что именно ее наличие помогло исследователям установить время появления Невы. И тогда обломок керамики приобретает совершенно другое значение в глазах посетителя. 

Погрузиться в контекст гостям выставки помогут художественные диалоги между археологами. Эти разговоры будут проигрываться в наушниках с помощью аудиогидов и повторять ситуации, которые происходили на раскопках. Какие эмоции были у археологов, когда они нашли тот или иной предмет? Какие гипотезы они выдвинули?  Все это узнают посетители. Голоса археологов будут призмой, через которую гости узнают историю Невы с неолита до времени строительства Ниеншанца. 

Эта концепция во многом вдохновлена курсом по археологии, которая раньше не входила в мои научные интересы. Однако Ольга Алексеевна Щеглова смогла показать мне, что эта наука не просто «о драгоценных камешках». Такое же чувство я бы хотела передать посетителям. Хотелось бы, чтобы они, увидев эмоции археологов, послушав их воодушевленные рассказы, по-иному взглянули на археологию и находки.

Чем вы вдохновлялись и на что опирались в процессе создания проекта?

Ксения:

Я вижу наш проект как собрание всего самого классного, что мы видели в других музеях. Тут нам во многом помогал наш курс «Музееведения», в ходе которого мы узнавали о разных музеях и посещали их. 

Например, нам понравилась атмосфера и дизайн выставки «Погружение в эпоху Петра Великого» в Петропавловской крепости, идея об аудиосопровождениях на выставке Манежа «Первая позиция. История русского балета» и мы решили взять эти идеи и в наш проект. 

Чем вы вдохновлялись в процессе создания визуальной составляющей выставки?

Диана Панахова, студентка 2 курса ОП «История»:

Мы вдохновлялись также способом расположения экспозиции в археологический музеях Новгорода, Старой Руссы и не только. Большое вдохновение нам подарил формат музея в Берестье.

А оформление? Оно как-то коррелируется с общей концепцией?

Диана:

Оформление напрямую зависит от концепции, все отталкивается от значимости воды на любом этапе существования человечества, и в истории Приневья вода является главным героем повествования. Именно поэтому в нашей задумке дизайн наполнен разными оттенками бирюзового, как главного цвета, ассоциирующегося с водой. Также важной задачей для нас было популяризовать археологию с помощью рассказа об огромной работе, проделанной специалистами во время раскопок на Охтинском мысе. Это также повлияло на задуманный дизайн, так как планировалось разместить фотографии и видео с раскопа рядом с экспонатами.

Появились ли при создании проекта залы или элементы экспозиции, которые вашей команде полюбились больше всего?

Анастасия:

Мне больше всего понравилась идея сделать последний зал с частично законсервированным раскопом. Не только показать материальную культуру, но и продемонстрировать сами культурные слои. Мне кажется, что это приближает посетителей к тому, о чем мы рассказываем. Наверное, это и есть моя любимая часть экспозиции. Похожее мы встречали только в Берестье, так что это, можно сказать, еще и новаторское решение.

Какие сложности вызвало создание проекта? С чем было страшно работать?

Диана:

Огромной сложностью было отсутствие знаний об историческом контексте. Все участницы проекта исследуют Новейшее Время и не так погружены в периоды, которые нам нужно было осветить в проекте. Однако мы постарались в короткие сроки собрать достаточное количество информации для этапа формирования концепции.

Собираетесь ли вы дальше развивать свой проект?

Ксения:

Когда мы только брались за это, у нас было много мечт. Однако наш проект достаточно сырой для настоящего музея. Для его разработки нужно больше профессионалов: археологов, которые бы составили каталог экспозиции, профессиональных художников и дизайнеров для оформления и многих других. Но изначально мы действительно хотели участвовать в переговорах о судьбе Охтинского мыса.

Как вы думаете, кто первый пришел бы в ваш музей? Каких гостей вы бы ждали?

Диана:

Первыми бы пришли археологи, которые так долго и усердно боролись за его создание! А так одной из основных целей было популяризовать археологическую науку, то есть музей задумывался для широкого круга лиц или всех, кому интересна археология и история территории Петербурга до его основания.

Если бы этот проект воплотился в жизнь, то какой миссии он бы служил? Может, выполнял какие-то особые задачи для общественности?

Анастасия:

Это просветительская история, созданная, чтобы рассказать людям о наличии в Питере археологических памятников. Это не Новгород и не юг России, где можно провести раскопки, но это не значит, что здесь археологии не существует. Да, город начался с Петра, но история территории гораздо старше. Я была в шоке, когда в ходе подготовки проекта мы узнали, что на месте мыса раньше была только вода. Но, разумеется, основная миссия — просвещать общественность и актуализировать петербургскую археологию.

Ольга Алексеевна Щеглова

Преподаватель дисциплин «Музееведение» и «Археология»

В Петербурге еще только разрабатывается концепция экспозиции или целого отдела «Археология Петербурга» в рамках Музея истории Санкт-Петербурга. Но памятники Охтинского мыса — это не только предыстория и археология Петербурга, это уникальная многокомпонентная история целого региона, «запечатанная» отложениями 5-ти тысячелетий. В районе Охтинского мыса, более того, на всем правом берегу Невы, нет ни одного полноценного музея в огромном многонаселенном пространстве. Даже центры развлечений, претендующие иногда на звание музеев, вроде «Гранд Макет Россия», находятся в других районах. И вся история оказывается сосредоточенной на кладбищах, а вся культура — в торговых центрах.

Текст: Арина Москаленко,

студентка 2 курса ОП «История»