Как выйти за рамки академического текста: выпускной проект Елизаветы Фещенко
Елизавета Фещенко окончила бакалавриат «Истории» в этом году. Дипломную работу выпускница представила в новом формате: помимо исследования создала материалы для собственной экспозиции в «Бертгольд центре». Рассказываем о проекте Елизаветы, главной идее и трудностях, с которыми пришлось столкнуться.
В качестве выпускных квалификационных работ историки представляют не только академические тексты, но и прикладные проекты. Этот формат помогает взглянуть на исследование иначе, делает его доступным для более широкой аудитории. В этом году таких работ было несколько. Одна из них – «Советское общество и война в Афганистане: анализ несанкционированных протестных реакций 1979–1989 годы» – принадлежит Елизавете Фещенко. Проект посвящен несанкционированным акциям против войны в Афганистане и помимо исследования включает создание материалов для экспозиции. «Мне хотелось, чтобы подобные гражданские инициативы стали видимыми. На мой взгляд, это показывает разнообразие и неоднородность советского общества», – подчеркивает Елизавета.
Интерес к этой теме возник еще в 2020 году, когда студентка приняла участие в проекте «Острова Свободы: Неофициальная культура, неформальные объединения и публичные акции в Петрограде-Ленинграде в ХХ веке».
Елизавета Фещенко, выпускница ОП «История» 2022 года:
«В проекте у Екатериной Алексеевны Калеменевой я работала над делом Бориса Савельевича Миркина в Фонде Иофе, писала статью на сайт. Миркин был старшим лаборантом в Научно-Исследовательском институте военной медицины в Ленинграде. Именно с его уголовного дела началось мое знакомство с протестами против афганской войны».
Елизавета предположила, что помимо Бориса Миркина в Советском Союзе протестовали и другие люди, поэтому изучила большое количество историографических материалов. «Один из тезисов моей работы: протесты против афганской войны существовали. Но они малоизучены и даже выписаны из контекста», – объясняет Елизавета.
Проектная часть работы предполагала создание материалов для экспозиции: плакатов и их электронных макетов, текстов, поясняющих суть каждого протестного выступления. За основу Елизавета брала архивные материалы журналов «Посев», «Мария», самиздатских и тамиздатских бюллетеней «Вести из СССР», «Хроника текущих событий», в которых были материалы о протестных выступлениях.
«Протест против войны в Афганистане не был полно представлен в исследованиях и публичном пространстве. Выставочная форма проекта позволяет подробнее и информативнее рассказать о том, что происходило, привлечь внимание к исследованиям и показать разнообразие и неоднородность советского общества. Главная трудность – доступ к уголовным делам крайне ограничен, с ними нельзя было работать. Решение, которое я нашла, – использовать упоминание уголовных дел в журналах и бюллетенях. Найти прецеденты, которые подходили под мою тему тоже было непростой задачей».
Местом проведения выставки выпускница выбрала «Бертгольд центр». Несмотря на то, что возникли определенные обстоятельства, которые не позволили выставке состояться, Елизавета проделала большую организационную работу и не планирует останавливаться.
«Я занималась организационной частью: оставила заявку на резиденство, в которой описала идею и цель проекта, получила подтверждения на проведение мероприятия, арендовала зал, заключила договор, подобрала инвентарь. Я продолжу заниматься подобными междисциплинарными проектами, чтобы заинтересовать широкий круг людей важными темами».
Подобные инициативы с каждым годом привлекают все большее внимание студентов. В предыдущих материалах мы уже рассказывали как к проектной работе относятся научный руководитель Департамента истории Евгений Анисимов и один из инициаторов учреждения стипендии от управляющей компании «Мир» Денис Хрусталев.