Как выйти за рамки академического текста: выпускной проект Елизаветы Фещенко
Елизавета Фещенко окончила бакалавриат «Истории» в этом году. Дипломную работу выпускница представила в новом формате: помимо исследования создала материалы для собственной экспозиции в «Бертгольд центре». Рассказываем о проекте Елизаветы, главной идее и трудностях, с которыми пришлось столкнуться.
В качестве выпускных квалификационных работ историки представляют не только академические тексты, но и прикладные проекты. Этот формат помогает взглянуть на исследование иначе, делает его доступным для более широкой аудитории. В этом году таких работ было несколько. Одна из них – «Советское общество и война в Афганистане: анализ несанкционированных протестных реакций 1979–1989 годы» – принадлежит Елизавете Фещенко. Проект посвящен несанкционированным акциям против войны в Афганистане и помимо исследования включает создание материалов для экспозиции. «Мне хотелось, чтобы подобные гражданские инициативы стали видимыми. На мой взгляд, это показывает разнообразие и неоднородность советского общества», – подчеркивает Елизавета.
Интерес к этой теме возник еще в 2020 году, когда студентка приняла участие в проекте «Острова Свободы: Неофициальная культура, неформальные объединения и публичные акции в Петрограде-Ленинграде в ХХ веке».
Елизавета Фещенко, выпускница ОП «История» 2022 года:
«В проекте у Екатериной Алексеевны Калеменевой я работала над делом Бориса Савельевича Миркина в Фонде Иофе, писала статью на сайт. Миркин был старшим лаборантом в Научно-Исследовательском институте военной медицины в Ленинграде. Именно с его уголовного дела началось мое знакомство с протестами против афганской войны».
Елизавета предположила, что помимо Бориса Миркина в Советском Союзе протестовали и другие люди, поэтому изучила большое количество историографических материалов. «Один из тезисов моей работы: протесты против афганской войны существовали. Но они малоизучены и даже выписаны из контекста», – объясняет Елизавета.
Проектная часть работы предполагала создание материалов для экспозиции: плакатов и их электронных макетов, текстов, поясняющих суть каждого протестного выступления. За основу Елизавета брала архивные материалы журналов «Посев», «Мария», самиздатских и тамиздатских бюллетеней «Вести из СССР», «Хроника текущих событий», в которых были материалы о протестных выступлениях.
«Протест против войны в Афганистане не был полно представлен в исследованиях и публичном пространстве. Выставочная форма проекта позволяет подробнее и информативнее рассказать о том, что происходило, привлечь внимание к исследованиям и показать разнообразие и неоднородность советского общества. Главная трудность – доступ к уголовным делам крайне ограничен, с ними нельзя было работать. Решение, которое я нашла, – использовать упоминание уголовных дел в журналах и бюллетенях. Найти прецеденты, которые подходили под мою тему тоже было непростой задачей».
![](/mirror/pubs/share/direct/695252600.jpeg)
Местом проведения выставки выпускница выбрала «Бертгольд центр». Несмотря на то, что возникли определенные обстоятельства, которые не позволили выставке состояться, Елизавета проделала большую организационную работу и не планирует останавливаться.
«Я занималась организационной частью: оставила заявку на резиденство, в которой описала идею и цель проекта, получила подтверждения на проведение мероприятия, арендовала зал, заключила договор, подобрала инвентарь. Я продолжу заниматься подобными междисциплинарными проектами, чтобы заинтересовать широкий круг людей важными темами».
Подобные инициативы с каждым годом привлекают все большее внимание студентов. В предыдущих материалах мы уже рассказывали как к проектной работе относятся научный руководитель Департамента истории Евгений Анисимов и один из инициаторов учреждения стипендии от управляющей компании «Мир» Денис Хрусталев.