Студенты программы «История» о майнорах
Студенты второго и третьего курса программы «История» рассказали о том, как проходят занятия майноров и чем могут быть полезны выбранные дисциплины в контексте исторического образования.
В конце первого курса студенты Вышки выбирают майнор — блок из четырех взаимосвязанных дисциплин, отличающихся от основного профиля. В течение следующих двух лет курсы помогают получить дополнительный багаж знаний, навыков и компетенций других направлений подготовки. Рассказываем, что выбрали студенты-историки, как проходят занятия и какие дополнительные возможности открываются благодаря майнорам.
Виолетта Киреева
студентка 3 курса
Я выбрала майнор «Советская и постсоветская культура: политики, практики, противоречия», который был разработан Школой философии и культурологии НИУ ВШЭ в Москве. Наш университет предлагает широкий выбор майноров, выходящих далеко за рамки основной специализации. Однако, несмотря на это разнообразие, мне хотелось выбрать то, что одновременно соответствовало бы моим научным интересам и приносило практическую пользу. Поскольку мои исследования сосредоточены на позднесоветском и постсоветском периодах, я решила, что обучение на этом майноре станет отличной возможностью для комплексного изучения всего советского периода, включая классические работы, посвященные ключевым феноменам того времени. Кроме того, меня привлекла структура майнора, включающая следующие тематические блоки: Человек советский; Советская урбанистическая модернизация; Советские культурные политики и революции; Советская художественная и интеллектуальная культура. Я считаю, что эти направления дают нам мощную аналитическую базу и инструментальную оптику, позволяя не только рассматривать культурные и повседневные практики прошлого, но и иначе осмысливать настоящее. Дополнительное преимущество — получение микроквалификации «экскурсовод-гид» по завершении майнора. Это открывает передо мной новые перспективы, особенно в сфере организации тематических выставок, где сочетаются научный подход с визуальным воплощением исторического материала.
На лекциях мы получаем общий контекст и теоретическую основу, а на семинарах детально разбираем отдельные аспекты темы, анализируя их более глубоко. Домашние задания выходят за рамки стандартного чтения научной литературы — предупреждаю, что объем чтения достаточно большой. Мы работаем с разными источниками, включая фильмы, музыкальные произведения и другие артефакты советской эпохи. Лично мне особенно нравится этап подготовки домашнего задания, поскольку я всегда нахожу для себя что-то новое — будь то интересная статья или монография. В последнее время я с особым удовольствием провожу вечера, смотря фильмы уже в рамках нашего последнего курса, посвященного художественной и интеллектуальной культуре. Это не только способствует всеобъемлющему пониманию советского периода, но и вносит что-то новое в учебные будни.
Когда я выбирала этот майнор, не ждала такого глубокого погружения в советскую историю и опасалась, что курс будет слишком поверхностным, ведь он рассчитан на студентов разных специальностей, необязательно связанных с историей и культурологией. Однако на практике я получила колоссальный объем новых знаний и значительно расширила свое понимание советской и постсоветской культуры. Во многом это заслуга наших лекторов — настоящих экспертов в своей области, которые каждый раз делятся с нами поистине уникальной информацией и своим собственным взглядом на происходившие в прошлом процессы.
Также одной из интересных форм контроля является создание тематического проекта по завершении каждого курса майнора. Так, именно в рамках одного из таких проектов я впервые работала с материалами устной истории и личными документами, которые получила в ходе самостоятельной работы. В дальнейшем это положительно повлияло на мой исследовательский опыт и дало мне больше уверенности в реализации уже более серьезных проектов. Проектная работа способствует и творческому росту, поскольку мы имеем свободу выбора формата представления наших проектов. Выбранный мной майнор — это уникальная точка пересечения студентов разных специальностей, каждый из которых привносит свой взгляд и методологию в работу над проектами. Часто подход коллег с других программ оказывается совершенно иным, чем у историков. Это делает процесс не только увлекательным, но и по-настоящему продуктивным. Считаю, что такая междисциплинарность — ценная возможность для обмена идеями, расширения горизонтов и поиска нестандартных решений. Помимо этого, взаимодействие с представителями других направлений дает дополнительное вдохновение и помогает взглянуть на изучаемые темы под новым углом.
Максим Лойко
студент 3 курса
Я выбрал майнор «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху», потому что подрабатывал репетитором, желал остаться в академии в качестве преподавателя и понимал, что хочу выполнять эту работу на высшем уровне. По сути, это краткий курс того, какие инструменты можно применять, чтобы быть современным и необычным преподавателем в XXI веке. Больше всего в майноре мне нравится защита проектов, так как именно в эти моменты ощущаешь, что действительно многого стоишь как педагог. Благодаря лекциям и семинарам я нахожу для себя различные приемы преподавания и преподнесения информации, которые применяю уже сейчас. Например, в конце занятия я прошу ученика вспомнить, что мы проходили. Рефлексия позволяет и ему освежить в памяти знания, и мне проверить уровень его понимания материала. В контексте исторического образования майнор дает навык общения и преподнесения информации разной аудитории, в том числе с пониманием ее возрастных особенностей.
Мария Маторная
студентка 2 курса
Я выбрала майнор «Социальная антропология». На нем преподают замечательные ученые, с которыми мне довелось познакомиться на вводном курсе на первом году обучения, они большие специалисты в своих сферах и опытные преподаватели. Еще для меня важно было, что майнор на английском языке, — это и возможность подтянуть академический английский и солидный плюсик в резюме.
Майнор разбит на четыре секции, каждой из которых уделяется один семестр. Каждую неделю мы читаем заданную к семинару литературу, а по итогам семестра каждый студент должен написать два эссе: одно экзаменационное, где необходимо ответить на два вопроса с опорой на пройденную литературу; второе содержит результаты проведенного студентом небольшого антропологического исследования. Тему исследования каждый волен выбирать любую. Главное, чтобы она вписывалась в тему текущего семестра.
Семинары проходят довольно легко. Тексты для обсуждения бывают довольно объемными и сложными в прочтении, но мне нравится подобранная для нас литература. Работа на семинарах не оценивается, поэтому в обсуждении можно участвовать по собственным силам. Мы обсуждаем прочитанный текст, очень много внимания уделяем методологии работы и тому, как можно подобный подход применить в повседневной жизни или в собственных исследованиях, даже если речь в тексте идет не про российские реалии, а про африканское племя или США XX века. Тот факт, что дискуссия проходит на другом языке, не сильно усложняет процесс: преподаватели всегда могут подсказать, как на английском называется тот или иной термин. Все это создает очень комфортную атмосферу для обучения. Нет давления и страха ошибиться, дискуссия строится на обмене мыслями и опытом студентов, и это всегда невероятно интересно слушать.
Я считаю, что антропология дает бесценные софт-скиллы не только для занятий гуманитарными науками, но и для повседневной жизни. Антропологический метод помогает лучше вникать в происходящее вокруг и понимать других людей. Если вам нравится разбираться в подобном, то работа на майноре будет в удовольствие. Для историка антропологическое мышление, как мне кажется, особенно важно. Ты просто не можешь не попытаться вникнуть в логику человека другой эпохи, иначе есть шанс сильно ошибиться в исследовании. Кстати, на майноре мы изучаем работы не только о современности, но и о людях прошлого, поэтому есть возможность изучить подход антропологии к абсолютно разным темам.
Полина Пермякова
студентка 3 курса
Я изучаю майнор «Народы России и сопредельных стран: языки, фольклор, культура» Школы лингвистики и Научно-учебной лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики. Поскольку я занимаюсь историей этнографии в Российской империи на рубеже XIX-XX веков, в особенности эстонским материалом, выбор был практически очевиден. Стоит также сказать, что в детстве у меня был опыт занятий в фольклорной студии, я много времени проводила в Российском этнографическом музее, поэтому название майнора показалось родным и знакомым.
Формат занятий очень зависит от курса. Например, на курсе, посвященном мифологии, фольклору и искусству, мы много работали с визуальными и аудиоматериалами. «Современную социальную антропологию» мы изучали в более классическом и знакомом историкам формате: слушали лекции о методологии антропологических исследований, основных подходах и тематических направлениях в антропологии, а на семинарах обсуждали связанные с лекциями тексты, а впоследствии и наш полевой опыт. Курс «Языки народов России и сопредельных стран» был устроен похожим образом, но на семинарах мы не только обсуждали тексты, но и решали лингвистические задачи. Сейчас у нас идет финальный курс — «Национальное в литературе и кино», где мы уже поговорили о репрезентации национального в самых разных фильмах, а совсем скоро начинаем блок, посвященный литературе.
Одно из главных преимуществ майнора — его междисциплинарность: всего за два года можно попробовать себя в социальной антропологии, лингвистике, кинокритике и многом другом. Кроме того, вы будете исследовать много интересных текстов, звуков, фильмов. Думаю, что подобное расширение границ потенциальной источниковой базы всегда полезно. И, конечно, исторический major — большое преимущество на этом майноре, ведь все процессы, связанные с этничностью и национальным, отражают исторический контекст, которому всегда уделяется много внимания на занятиях.
Вера Синицына
студентка 2 курса
Мой майнор называется «В лабиринтах сложного общества: социальная теория и практика». Мне не очень нравился майнор, который я выбрала изначально, поэтому я решила переводиться. Выбор пал на социологию, потому что мне нравится анализировать человеческие взаимоотношения, но хочется делать это более «научно». Особенно привлек список авторов, изучаемых на курсе для полного погружения в азы теории. В этом году упор идет на основные работы по социологии, написанные Э. Дюркгеймом, П. Штомпкой, П. Бурдье, Р.К. Мертоном и другими. Каждый модуль у нас меняются лекторы, а занятия ведут на самые разные темы: от социологии потребления до аномии. На первый взгляд кажется, будто мы проходим сложные феномены, однако в процессе приходит осознание, что ими наполнена вся повседневная жизнь.
Семинары проходят в формате свободной дискуссии. Обычно нам присылают список опорных вопросов, а дальше мы развиваем свои мысли и делимся личным опытом. Больше всего мне нравится разнообразие тем: габитус, консьюмеризм, доверие, сплетни, маргинальность, макдональдизация — лишь малая часть списка. Преподаватели открыты к любым мнениям и всегда очень внимательно слушают студентов. Часто мы проходим темы, которые мне удалось уже изучить на истфаке. Так, у меня появляется возможность посмотреть на них с другой стороны. Например, на одном из недавних семинаров мне пригодились знания по курсу «Социальной антропологии», потому что мы обсуждали обычаи. Также одно из любимейших моих занятий было посвящено культурной травме и ее формированию, где мне очень пригодились примеры из истории.
Существенный плюс майнора заключается в том, что контрольной точкой каждого модуля является практическое задание. В первом модуле я писала эссе как раз на тему сплетен и училась правильно использовать анкетирование в исследовании. Второй модуль был посвящен потреблению, поэтому я делала проект про популярные среди молодежи бренды с применением контент-анализа дизайна витрин. Что будет в этом семестре пока неизвестно, но нам обещали включенное наблюдение, поэтому я уже в предвкушении.
Яна Смирнова
студентка 2 курса
Я выбрала майнор «Коммуникации в бизнесе». Я долго думала, на какой дисциплине остановиться, так как с 2024 года ввели присвоение микроквалификации после успешного прохождения майнора. Мне хотелось, во-первых, выбрать что-нибудь отвлеченное от моей специальности, чтобы расширить свои компетенции, во-вторых, развить уже имеющиеся навыки в медиасфере. Когда я изучила описание майнора и его программу, стало ясно, что это именно то, что мне нужно.
Наша программа включает 4 больших блока: коммуникации в современном обществе; бизнес-стратегии и корпоративные коммуникации; маркетинг: интеграция, взаимодействие, продвижение; медиарешения новых задач бизнеса. В первом семестре у нас было по 2 семинара в день и лекции в SmartLMS. Со второго семестра у нас начался блок, посвященный бизнес-стратегиям и корпоративным коммуникациям, в рамках которого каждую неделю мы посещаем семинары, а два раза в месяц для нас читают лекции.
Особенность нашего майнора в том, что с самого начала обучения мы объединяемся по 5-7 человек в небольшие команды, в которых делаем один большой проект в течение модуля и небольшие еженедельные домашние задания. Больше всего мне нравятся высокопрофессиональные преподаватели, возможность попробовать себя в профессиях сферы бизнеса и медиа — организатора мероприятия, маркетолога, бизнес-аналитика и многих других, — а также увлекательный учебный процесс. Если говорить о конкретной пользе для исторического образования, отмечу практику работы в команде, составления отчетов, защиты проделанной работы и развития коммуникативных способностей.
Этот майнор дает новые знакомства и знания. С одной стороны, темы, которые мы проходим на майноре, близки к гуманитарному направлению, и в начале многое пересекалось с тем, что мы когда-то читали на разных дисциплинах. С другой стороны, мы изучаем элементы менеджмента, экономики и бизнес-управления, что, конечно, сильно отличается от исторической направленности. Но знания никогда не бывают лишними, поэтому если вам хочется раскрыть в себе потенциал к созданию каких-либо коммерческих проектов, то вам сюда!
Александр Столяров
студент 3 курса
Я учусь на майноре «Социальная антропология». Он проходит на английском языке и посвящен изучению культуры и жизни различных социальных групп и обществ. Предмет первого курса «Введение в социальную антропологию» может немного сбивать, так как там в основном проходят классические труды по изучению народов Африки и Океании. Однако социальная антропология — это наука не только о далеких островах, где надо жить около года и изучать местные верования. В рамках нее можно исследовать как религиозный ландшафт родного города, так и бизнес-культуру любой компании. Таким образом, антропологическая подготовка может помочь при проведении и исторических, и социологических исследований. В случае, если вы действительно погрузитесь в этот предмет, то сможете даже поучаствовать в различных летних экспедициях от майнора. В этом году, например, планируется исследовательская поездка в Вологодскую область.
Выбор майнора, наверное, сложился из-за интереса к культуре. С первого курса я начал заниматься историей эмоций, которая лежит на самом стыке истории и антропологии. Также в тот момент моим научным руководителем был организатор этого майнора — Николай Владимирович Ссорин-Чайков. Меня безусловно пугал тот факт, что и читать, и говорить нужно будет на английском. Но в какой-то момент я осознал, что это наоборот плюс. Хотя бы раз в неделю читать и говорить на английском — это уже потрясающая практика для людей, которые знают грамматику, но не могут полноценно говорить на языке.
У нас очень свободная форма посещения, потому что оценки за семинары не ставятся. Благодаря этому стандартные по форме семинары превращаются не в попытку ответить ради оценки, а дискуссию тех, кто прочел текст и заинтересован в обсуждении. Антропология во многом наука об интерпретации, поэтому каждое занятие — это не просто обсуждение того, что написал автор, но и попытка понять его поле, проанализировать ситуации из исследования, которые он описывает. Это не только вызывает интерес, но и учит задавать больше вопросов к имеющимся источникам.
Для меня этот майнор, в первую очередь, помог расширить кругозор. Это не только про большую уверенность в английском языке, благодаря обсуждению на семинарах или написанию научных проектов в конце каждого семестра. Это не столько про то, что за два года мы уже прочли много классических текстов, на которые иногда не находится времени: М. Вебер, М. Фуко, Э. Дюркгейм, П. Бурдье. Каждый семестр мы выполняем небольшие антропологические исследования и это развивает множество навыков. Например, одним из моих проектов было исследование подработок, и для этого мне нужно было выходить на задания, которые длились ровно один день. Необходимо было быстро вливаться в рабочий процесс, общаться с новыми людьми. Все это сильно развило во мне уверенность, а приятным бонусом к оценке за проект были деньги, которые я получил во время подработок.
София Филиппова
студентка 2 курса
Мой майнор — «Медиа в условиях информационного хаоса и экстремальных ситуаций». Он включает достаточно обширный массив информации: мы изучаем историю и теорию мыслей, концепций и идей; практики, связанные с деятельностью СМИ и пропагандой; теоретические базовые знания и принципы работы в медиасфере. Я выбрала именно этот майнор, поскольку мне всегда была интересна журналистика и механизмы работы медиа. В 11 классе я даже думала над тем, чтобы выбрать эту сферу. Майнор позволяет глубже понять процесс создания и распространения информационных потоков и в кризисных ситуациях, и в обычной жизни, влияние СМИ на общественное мнение и то, как историки могут анализировать медиапространство прошлых эпох.
Все занятия у нас проходят в онлайн-формате, где на лекциях мы получаем теорию с примерами из истории. Помню, на одном из первых занятий мы слушали разные музыкальные композиции — Bella Ciao, Trăiască România, La Marseillaise — и анализировали их контекст, посыл, влияние ритма и текста на восприятие. Но обычно семинары посвящены презентации и обсуждению наших докладов, которые мы готовим маленькими группами. Мне нравятся наши дискуссии после выступлений, а также то, как преподаватель преподносит материал. Теория не превращается в монотонное пересказывание текста со слайда, лекции всегда откладываются в голове, оставляя пищу для размышлений. Всегда есть возможность обсудить несколько точек зрения на объект исследования, и это определенно большой плюс.
Главная польза заключается в том, что я могу реализовать свой интерес. Например, в качестве экзаменационного проекта мы с ребятами разрабатывали свою пропагандистскую кампанию по повышению рождаемости. Это был хороший опыт, поскольку лично я для себя выяснила, как сильно могут отличаться подходы по подаче определенной идеи и их эффективность на практике.
В контексте исторического образования все это дает возможность изучать, как медиа формируют восприятие событий в разные периоды времени. Причем более ясное осознание механизмов пропаганды, манипуляции и дезинформации помогает еще более критически оценивать источники, ведь работа исследователя-историка строится на анализе документов, хроник, газет и других медиа. Многие историки работают с прессой прошлого, изучая общественное мнение, политическую пропаганду и роль СМИ в ключевых событиях. Майнор помогает освоить методы анализа этих материалов.