Наука как наилучший путь и радость в учебе
Несомненно, успех занятия наукой имеет свое начало в университете. Интерес к этому занятию у наших студентов начинается, прежде всего, с научно-исследовательских семинаров, откуда, как великая дерзость воображения, возникают идеи первых исследований. Высшая школа экономики – это тот университет, где занятия наукой имеют большую значимость, поддерживаются и поощряются.
Поэтому для хорошей подготовки первокурсников к исследовательской работе нужны базовые навыки и умения правильно пользоваться необходимым инструментарием. О таком опыте обучения делятся с нами Евгения Кутергина, начинающий преподаватель, автор ряда научных публикаций и номинант конкурсов лучших исследовательских работ студентов НИУ ВШЭ – 2014, 2015, 2016 и Софья Бабиченко, студентка 3 курса, учебный ассистент Департамента государственного администрирования.
студентка 2 курса МП «ГМУ»
По решению ученого совета НИУ ВШЭ от 27.05.2016 действует Положение по реализации проекта «Учебный ассистент». Отправить заявку на приглашение учебного ассистента для себя и для своих «семинаристов» может лектор, который читает курс, или руководитель департамента: 1-15 июня – для учебных дисциплин, начинающихся в 1-2 модулях; 1-10 декабря – для учебных дисциплин, начинающихся в 3-4 модулях. Каждый преподаватель имеет право пригласить учебного ассистента, помощника, который возьмет на себя часть рутинных задач, связанных с чтением курса.Студент должен иметь оценки не ниже 8 по тому курсу, к преподаванию которого он привлекается, или же должен иметь рекомендацию департамента, за которым закреплено преподавание данной дисциплины. Преподаватель отвечает зарезультат полученных студентами знаний; качество подготовленных учебным ассистентом методических материалов; методическое обеспечение работы учебного ассистента и формулирует задачи учебному ассистенту и контролирует качество их выполнения.
Под руководством Софьи Бабиченко, начинающего преподавателя и учебного ассистента, студенты пытаются обосновать самостоятельные проекты по актуальным проблемам государственного управления в России.
студентка 3 курса ОП «ГМУ»
Исследовательские инициативы самих студентов стремятся поддерживать преподаватели и сотрудники Департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ – СПб: многие ребята ведут собственные проекты по актуальным направлениям развития государственного и муниципального управления, учатся организации исследовательского поля, применению программных средств обработки и анализа данных, анализу научной литературы на русском и иностранном языках. Научно-учебная группа «Экономика и социология изменений» действует с 2010 года в рамках кафедры, а с 2014 года – в рамках Департамента и объединяет разнообразные и постоянно меняющиеся исследовательские проекты с участием студентов. Они связаны с актуальными проблемами развития страны и ее регионов, муниципалитетов, стратегическим управлением и планированием, современным градоустройством, «умным городом», развитием рынков земли и недвижимости, социальной поддержкой населения, регламентацией служебной деятельности, направлениями оценки регулирующего воздействия государства на реальный и социальный секторы экономики, видами инновационной деятельности государственных и некоммерческих организаций.
Итогом стали опубликованные статьи и выступления на международных конференциях. Лучшие работы были напечатаны в серийном сборнике научных работ студентов НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург «Ex Professo: Со знанием дела», представлены не только в России, но и в США, Испании, Финляндии, Чехии, Украине, Латвии, Эстонии. По результатам проектов студенты (самостоятельно или в соавторстве с преподавателями) опубликовали более 20 статей в научных журналах, в том числе в престижных рецензируемых журналах «Университетское управление», «Вестник общественного мнения» (ВЦИОМ), «Вопросы образования» (НИУ ВШЭ) и др.
Научная и исследовательская работа студентов – это ключевая образовательная задача подготовки бакалавров на нашей программе!
Об исследованиях наших студентов и их мнениях о занятии наукой читайте подробнее здесь.