• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Управление и аналитика в государственном секторе»

Наука как наилучший путь и радость в учебе

 

Несомненно, успех занятия наукой имеет свое начало в университете. Интерес к этому занятию у наших студентов начинается, прежде всего, с научно-исследовательских семинаров, откуда, как великая дерзость воображения, возникают идеи первых исследований. Высшая школа экономики – это тот университет, где занятия наукой имеют большую значимость, поддерживаются и поощряются.

Поэтому для хорошей подготовки первокурсников к исследовательской работе нужны базовые навыки и умения правильно пользоваться необходимым инструментарием. О таком опыте обучения делятся с нами Евгения Кутергина, начинающий преподаватель, автор ряда научных публикаций и номинант конкурсов лучших исследовательских работ студентов НИУ ВШЭ – 2014, 2015, 2016 и Софья Бабиченко, студентка 3 курса, учебный ассистент Департамента государственного администрирования.

Евгения Кутергина

студентка 2 курса МП «ГМУ»

«Я думаю, что как никакой другой вид деятельности, наука выступает как предмет некоторых коллективных и индивидуальных усилий. На занятиях на «Научно-исследовательском семинаре» (НИС) мне важно объяснить и показать студентам, как работать с электронными ресурсами НИУ ВШЭ (базами научного цитирования и базами данных зарубежной периодики), поскольку данные навыки нужны для первых исследовательских шагов. Некоторых студентов уже захватил интерес к «экстремальному урбанизму» после Форума Пространственного развития в сентябре 2016 года. Другие после бурной волонтерской активности на Форуме стратегов-2016 думают о передовых идеях для Стратегии нашего любимого города. Третьи начинают свой научный проект про энергоэффективную новую инфраструктуру. Я считаю, что на нашей программе выбран правильный акцент на активное вовлечение в науку всех студентов, чтобы это не стало выбором избранных, а особенно – результаты молодых исследователей стали по-настоящему важны для практической жизни многих людей в России. И студенты как участники научного сообщества исследователей публичного управления очень еще молодой науки в России думают над тем, как применить идеи своих научных проектов не только для себя, но и для других».

По решению ученого совета НИУ ВШЭ от 27.05.2016 действует Положение по реализации проекта «Учебный ассистент». Отправить заявку на приглашение учебного ассистента для себя и для своих «семинаристов» может лектор, который читает курс, или руководитель департамента: 1-15 июня – для учебных дисциплин, начинающихся в 1-2 модулях; 1-10 декабря – для учебных дисциплин, начинающихся в 3-4 модулях. Каждый преподаватель имеет право пригласить учебного ассистента, помощника, который возьмет на себя часть рутинных задач, связанных с чтением курса.Студент должен иметь оценки не ниже 8 по тому курсу, к преподаванию которого он привлекается, или же должен иметь рекомендацию департамента, за которым закреплено преподавание данной дисциплины. Преподаватель отвечает зарезультат полученных студентами знаний; качество подготовленных учебным ассистентом методических материалов; методическое обеспечение работы учебного ассистента и формулирует задачи учебному ассистенту и контролирует качество их выполнения.

Под руководством Софьи Бабиченко, начинающего преподавателя и учебного ассистента, студенты пытаются обосновать самостоятельные проекты по актуальным проблемам государственного управления в России.

Софья Бабиченко

студентка 3 курса ОП «ГМУ»

«Для меня наука – не только знание, но и осознание. Так случилось с моей первой темой курсовой работы на втором курсе об оценке виртуальной городской среды и модели «умного города». В рамках исследования мне было важно обосновать роль «умного управления» для развития современного города, понять, как это работает у нас в Петербурге. «Виртуальный» аспект управления на уровне государства и города перестает сегодня быть чем-то новым и становится все более реальной практикой во многих странах мира. Его специфические черты: мобильность, скорость, распространения информации, сложность коммуникативных потоков – часто вступают в противоречие со сложившейся инерционностью бюрократического управления, требуя поиска новых способов организации управления. Над этим я думаю сейчас, понимая роль предпринимательских университетов в развитии смарт-специализации в городах мира. Первокурсникам нашей программы я объясняю пользу необходимых для них компетенций и то, что еще важно хорошо освоить во время учебы, чтобы проект воплотился в хороший текстовой формат: сначала оброс научными мнениями, фактами, примерами и был оснащен хорошим анализом данных. В этом мне помогают те знания, которые я уже получила на 1-2 курсе и мое личное погружение, освоение английского языка и теперь уже – восхищение статистикой, ее возможностями для исследования трендов публичного управления».

Исследовательские инициативы самих студентов стремятся поддерживать преподаватели и сотрудники Департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ – СПб: многие ребята ведут собственные проекты по актуальным направлениям развития государственного и муниципального управления, учатся организации исследовательского поля, применению программных средств обработки и анализа данных, анализу научной литературы на русском и иностранном языках. Научно-учебная группа «Экономика и социология изменений» действует с 2010 года в рамках кафедры, а с 2014 года – в рамках Департамента и объединяет разнообразные и постоянно меняющиеся исследовательские проекты с участием студентов. Они связаны с актуальными проблемами развития страны и ее регионов, муниципалитетов, стратегическим управлением и планированием, современным градоустройством, «умным городом», развитием рынков земли и недвижимости, социальной поддержкой населения, регламентацией служебной деятельности, направлениями оценки регулирующего воздействия государства на реальный и социальный секторы экономики, видами инновационной деятельности государственных и некоммерческих организаций.

Итогом стали опубликованные статьи и выступления на международных конференциях. Лучшие работы были напечатаны в серийном сборнике научных работ студентов НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург «Ex Professo: Со знанием дела», представлены не только в России, но и в США, Испании, Финляндии, Чехии, Украине, Латвии, Эстонии. По результатам проектов студенты (самостоятельно или в соавторстве с преподавателями) опубликовали более 20 статей в научных журналах, в том числе в престижных рецензируемых журналах «Университетское управление», «Вестник общественного мнения» (ВЦИОМ), «Вопросы образования» (НИУ ВШЭ) и др.

Научная и исследовательская работа студентов – это ключевая образовательная задача подготовки бакалавров на нашей программе!

Об исследованиях наших студентов и их мнениях о занятии наукой читайте подробнее здесь.