• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Управление и аналитика в государственном секторе»

Специализация «Большие данные в государственном управлении»

Большие данные в государственном управлении – одна из трёх новых образовательных траекторий программ «Управление и аналитика в государственном секторе». В этом интервью мы узнали у куратора специализации Елизаветы Эдуардовны Колчинской об этой уникальной образовательной траектории и её преимуществах.

Специализация «Большие данные в государственном управлении»

Почему появилась специализация «Большие данные в государственном управлении»? В чем ее отличие от других специализаций?

Специализация появилась в ответ на вызовы современного информационного мира. Сейчас везде понимают: без умения работать с большими данными сложно получить точную, объективную и всеобъемлющую информацию о том, что нас окружает. Это понимают и те, кто стоит за созданием специализации «Большие данные в государственном управлении». 

Идея специализации возникла и усилиями Валентины Петровны [Кайсаровой] начала развиваться уже давно, в связи с тем, что программа расширяется, студентов становится больше, больше предъявляется требований как со стороны студентов, так и со стороны руководства Вышки. Появились новые заинтересованные преподаватели, поэтому Валентина Петровна начала всех нас вовлекать в это – и мы стали больше вовлекаться. Почему она появилась? Потому что это [Большие данные] очень перспективное сейчас направление, лично я считаю так. Даже если вы погуглите, или зайдете на какие-то профессиональные сайты – везде будет реклама курсов повышения квалификации: «Как научиться работать с большими данными?», и людям объясняют, почему это полезно. Я сама считаю, что это полезно, потому что сейчас благодаря развитию компьютерных технологий, статистических пакетов, специальных программ, ситуация пришла к тому, что любой человек может сравнительно быстро это освоить. Если раньше это был удел редких одаренных математическими способностями людей, то сейчас обрабатывать большие данные может любой человек, решивший этим заняться и потративший на это какое-то количество времени: то есть это освоить вполне реально.

Большие данные дают возможность получения более комплексной информации о мире. Есть такой закон больших чисел: когда мы берем большую выборку данных, на основании которых мы принимаем решение, то чем больше эта выборка и чем она представительнее, тем больше приближено к реальности наше представление о всей совокупности, о происходящем в мире. То есть умение обрабатывать большие данные помогает людям, принимающим решение, к которым относятся и госуправленцы, принимать эти решения более обоснованно и более взвешено, учитывая имеющийся опыт и статистические закономерности.

А что касается отличия от других специализаций… сложно сказать. Каждая специализация углубляется в какую-то одну сферу. Если говорить про государственное муниципальное управление, то некоторые хотят научить специалистов общаться с людьми, например. Лично мне кажется, что это навык, который должен обязательно быть у каждого чиновника, но он не является единственным требуемым. Потому что просто общаться с людьми – недостаточно для принятия сложных решений, экономических и организационных.  

 

Какие отличия будут между нынешним и будущим учебным планами? Или в сравнении с другими ВУЗами и специальностями? 

К созданию специализации, способной обучить студентов навыкам работы с большими данными, шли давно, учитывали опыт как разных специальностей, так и предшествующего ей учебного плана. На опыт других ВУЗов смотрели, однако занять высокое место в рейтинге никогда не было самоцелью, главное – подготовить студентов к использованию больших данных в будущей профессии, ведь без этих навыков куда сложнее стать настоящим специалистом.  

Мы рассматривали другие специальности и рассматриваем их сейчас. Дело в том, что в нынешний учебный план рассчитан на определенное количество предметов и часов, и мы не можем добавить больше. Из-за тех предметов, что есть [в нынешнем учебном плане], мы не можем добавить какие-то новые, математические, статистические, просто не хватит времени. А здесь [в новом учебном плане] мы постарались сделать более последовательную подготовку к работе с данными. Для этого нужно хорошо освоить математику школьного уровня, потом хорошо освоить статистику, которая у нас преподается, потом хорошо освоить эконометрику, и уже далее – технические продукты, технические программы [ПО], которые помогают все эти данные обрабатывать. Такое пытались сделать и раньше, но все в основном было по выбору и какие-то предметы у части студентов не преподавались. То есть в отличии от [старого учебного плана] такие предметы, как, например, эконометрика, в рамках специальности «Большие данные в государственном управлении» будут обязательны, и они будут выстроены в одну логическую цепочку. Когда мы изучаем на микроэкономике какие-то математические модели, я всегда говорю, что какие-то вещи вам нужны не сами по себе, а как инструменты для будущей работы с данными. 

Что касается сравнения с другими ВУЗами, мы пытаемся сделать хорошо, отлично. Не лучше всех остальных, а хорошо само по себе. Чтобы это был содержательный продукт, который будет полезен людям.  Когда человек заканчивает бакалавриат, он еще не является специалистом высшего класса, но мы можем дать ему инструменты, используя которые, он сможет стать таким специалистом. Потому что, как я считаю, сейчас опыт чиновника, который не работает с данными, не анализирует, не обрабатывает информацию, становится менее ценным. Ведь мы живем в мире информационном, и отключение себя от этого информационного поля, неумение работать с данными, ведет к тому, что человек со временем теряет свою квалификацию.  

 


 

Каким студентам подойдет такая программа? Нужно ли им обладать аналитическим складом ума или это то, что он приобретёт в процессе обучения на специализации? 

Программа рассчитана прежде всего на тех, кто проявляет интерес к анализу информации и искренне хочет научиться работать с большими данными. Каких-либо барьеров для обучения на специализации нет, главное – просто хотеть и прилагать усилия. 

Я всегда говорю, что главное – это желание. Я не знаю ни одного человека, поступающего в Вышку, который не смог бы освоить эти предметы. Они не являются чем-то заоблачным и запредельным. Это просто инструмент. Это как научить человека говорить на английском языке: справиться любой. Пусть кто-то будет говорить с лучшим акцентом, кто-то с худшим, кто-то окажется более красноречив, кто-то менее, заговорить, однако может каждый. Так и здесь. Главное – иметь желание. В моем понимании, аналитический склад ума – это желание анализировать, напрягать мозг, сопоставляя факты и данные. Ключевой фактор – интерес к подобному виду деятельности. Что представляет себе человек, который пойдет на эту специальность? Что он будет делать? Если человек думает, что он будет сидеть в кабинете и подписывать бумаги, тренируя почерк, или командовать людьми, то, наверное, эта специализация покажется ему немного скучной. А вот если он хочет научиться тому, как именно взвешенно принимать решения, которые он будет далее транслировать, то ему будет интересно и у него все получится.  

 

Какие курсы лягут в основу специализации? Почему важно получать эти знания и навыки? 

Специализация будет содержать такие дисциплины, как Государственное стратегическое управление, Технологии анализа данных для государства и общества, анализ многокритериальных управленческих решений, Программно-целевой подход в государственном управлении, Проектный подход в государственном управлении, Стратегическое планирование: государство, регион, предприятие, ОРВ, Технологии публичного управления: анализ программ и политик, Цифровая трансформация госуправления и другие.  

Основные уже упоминали: математика, статистика, эконометрика, анализ данных, компьютерный анализ данных – это основная логическая цепочка, а уже дальше добавляются новые дисциплины. На новом курсе мы планируем запустить пространственный анализ данных – это сравнительно неновая дисциплина, но когда я пыталась найти какой-либо онлайн-курс, который я могла бы комментировать или включить в практические занятия, я не нашла ничего. Хотя кажется, что тема очень популярная и интересная – пространственная взаимосвязь объектов. У нас такая большая страна, нам это [пространственный анализ] очень нужно, а такого курса нет.  


 

Какими компетенциями будут обладать студенты, прошедшие курсы этой специализации? Кем они смогут работать? 

Специализация фокусируется на раскрытии определенных технических навыков у студентов, однако это не значит, что карьерный путь тоже будет «узконаправленным». Закончивший бакалавриат сможет использовать полученные знания в различных сферах деятельности. 

Они смогут работать в консалтинговой сфере: как бизнес, так и государственный консалтинг, опять же – после бакалавриата у них будут необходимые инструменты, которые помогут им решить, кем они все-таки будут.   Госслужба, конечно же. Зависит от того, какие требования будет предъявлять государство чиновникам в ближайшее время: но без знания технологий современного чиновника сложно представить. Еще научная работа, однако научная работа не должна являться самоцелью, в любой образовательной среде появляется такой побочный поток людей, которые остаются работать в научной сфере. Однако, хоть он и побочный, владеющий вот этими инструментами человек и на этом поприще обладает большим потенциалом.


 

Значит, студенты этой специализации будут обладать конкурентоспособными качествами?  

Мы стремимся к тому, чтобы так было. Причем мы стараемся привлекать, общаться с зарубежными партнерами, в магистратуре у нас есть совместные курсы с западными университетами, до пандемии мы ездили на международные конференции, общались с иностранными коллегами. Мы видим, как важно стремиться достичь такого международного уровня, нельзя замыкаться в собственном представлении о мире, а использовали передовые технологии, которые есть у других стран.  

 

Что лично Вы ожидаете от этой специализации?

Лично мне нравится, кем я сейчас руковожу на бакалавриате. Я получаю огромное удовольствие от курсовых, прочих бакалаврских работ. И все нынешние усилия направлены как раз на то, чтобы это удовольствие приумножить. Работы хорошие, однако инструменты устаревают, и я хочу, чтобы через четыре года, когда будущие студенты специализации будут выпускаться, они использовали такие инструменты, которых нет сейчас, более новые и прогрессивные. И моя специализация на этом направлении будет этому способствовать. Надеюсь у меня будет возможность и время искать эти инструменты, осваивать их самой и предлагать их студентам. Потому что и самому преподавателю тоже должно быть интересно. Когда становится скучно – и результат не заставляет себя ждать. Мы не школьные учителя, хотя и школьным учителям нужно меняться, однако их профессия подразумевает преподавание одних и тех же базовых вещей. Я же хочу собственного развития, и участие в этой специализации поможет мне развиваться в этом направлении.  


 

Материал подготовлен студенткой ОП "Управлени и аналитика в госсекторе" Екатериной Шеремет