• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты Питерской Вышки изучили комфортную городскую среду в 20 городах России

Результаты исследовательской работы в разных регионах страны обсудили студенты программы «Управление и аналитика в государственном секторе». За четыре года более 150 студентов приняли участие в 13 экспедициях проекта «Открываем Россию заново».

Студенты Питерской Вышки изучили комфортную городскую среду в 20 городах России

Иван Машкарин / НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Проект «Открываем Россию заново» стартовал в Вышке в 2017 году и стал важной частью образовательного процесса. Его цель — дать студентам практический опыт в реальных условиях, а также развить управленческие, коммуникативные и аналитические навыки.

Студенты программы «Управление и аналитика в государственном секторе» активно включаются в научно-исследовательские экспедиции. Валентина Кайсарова, академический руководитель программы «Управление и аналитика в государственном секторе», отмечает, что этот проект помогает не только углубить знания в области государственного и муниципального управления, но и понять, какие реальные вызовы стоят перед страной и как их можно решить на основе профессиональных знаний. Так, во время экспедиций студенты изучали, как в Татарстане градообразующие компании влияют на развитие промышленных моногородов, какие особенности и традиции местного самоуправления применяют в своей работе администрации областных и районных центров Северо-Запада России, как жители оценивают городскую среду Нижнего Новгорода.

Кайсарова Валентина Петровна

Кайсарова Валентина Петровна

академический руководитель программы «Управление и аналитика в государственном секторе»

Наши полевые исследования — это прямое подтверждение знаменитого лозунга Вышки: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Экспедиции направлены на развитие понимания у студентов работы сотрудников органов власти всего региона и местного самоуправления. Приоритет современного городского управления — повышение комфорта для жителей, закрепление их на территории и удержание молодежи для развития местной экономики. Красивые, ухоженные парки, чистые берега рек, удобные пешеходные зоны, достаточное количество парковок — это фон для создания картины будущего успешного города. Эксклюзивные разработки, в основу которых лег предпроектный анализ, широкое вовлечение местных жителей и экспертов выделяются нами для исследований студентов нашего бакалавриата. Это отдельное направление их профессиональной специализации «Устойчивое развитие и города будущего».

Каждый год мы тщательно подходим к выбору городов для экспедиций среди предложенных регионов присутствия в этом конкурсе. Принимается во внимание прежде всего новаторская управленческая практика работы, передовой опыт, а также культурное, историческое и социально-экономическое значение каждого места. И это действительно помогает студентам по-новому увидеть Россию. В таких поездках они сталкиваются с реальностью, отличной от петербургской, изучают обычаи и знакомятся с уникальными чертами города. Такой опыт расширяет их профессиональный кругозор, формирует новое понимание многообразия России, а также вдохновляет на дальнейшие исследования и развитие своей страны.

Первой экспедицией студентов программы была поездка в Казань в 2021 году. Тогда молодые исследователи изучали, как местные власти развивают общественные пространства, применяя соучаствующее проектирование. Сейчас проведено 13 экспедиций от Выборга до Петропавловска-Камчатского. По итогам поездок участники создают полноценные исследования: от написания методологии проекта и сбора первичных данных до оформления итогового отчета. В 2022 году, например, студенты совместно с наставниками опубликовали методические рекомендации по оценке проектов преобразования общественных пространств. Кроме того, экспедиции помогли собрать банк данных о работе управленцев в разных городах России.

Многие результаты становятся основой для дальнейших научных работ студентов. Иван Машкарин, студент четвертого курса программы «Управление и аналитика в государственном секторе», еще на втором курсе заинтересовался темой участия местных жителей в управлении городом. С тех пор Иван активно проходил отбор и побывал сразу в нескольких экспедициях. Последняя поездка в Тверскую область помогла ему определиться с темой диплома. Сейчас он изучает поддержку местных инициатив на примере малого исторического города Вышнего Волочка.

Иван Машкарин

студент четвертого курса ОП «Управление и аналитика в государственном секторе»

До экспедиции в Тверскую область у меня не было конкретных идей, в каком направлении продолжать свою исследовательскую работу. Как раз во время этой поездки я смог найти этот вектор. Дело в том, что в Вышнем Волочке мы смогли наладить контакт с администрацией города. Местные власти готовы делиться актуальными данными, которые очень важны для моего исследования поддержки местных инициатив.

Раньше я рассматривал только крупные города, но опыт экспедиции показал, что небольшие населенные пункты представляют собой куда более интересный объект изучения. Здесь социальные связи гораздо теснее, соответственно, требования к администрациям выше, что делает процесс исследования особенно увлекательным. Именно поэтому я решил сделать этот город темой своего диплома.

Поездки по программе «Открываем Россию заново» получаются полезными не только для молодых исследователей, но и для горожан и администрации. Во время экспедиции в Псков участники изучали особенности и традиции местного самоуправления. Для этого студенты проводили опросы жителей по специально разработанной анкете, анализировали социально-экономические показатели города, изучали документы органов местного самоуправления. Кроме того, команда экспедиции обсудила с сотрудниками городской администрации, как местные власти выстраивают диалог с населением, с какими проблемами сталкиваются молодые псковичи. В своем отчете студенты уделили особое внимание этим вопросам и обосновали, что перспективное благоустройство города и новые формы взаимодействия с населением могут повысить привлекательность региона среди молодежи.

Некоторые разработки студентов руководители местных служб берут в работу. Так, в Петропавловске-Камчатском мэр заинтересовался идеями студентов о том, как эффективно развивать городские пространства. В той экспедиции команда проанализировала функциональность набережной Никольской Сопки и выяснила,  как, в какое время и для каких целей горожане используют это место. Итоговая диаграмма показала, что после обеда по набережной часто гуляют семьи с колясками, а к вечеру горожане приходят туда, чтобы перекусить. Участники также сделали ментальную карту одного из городских парков, где выявили точки, которые пользуются наибольшей популярностью. Эти данные могут помочь администрации изменить зонирование территории и улучшить новые проекты по благоустройству.

Другим значимым результатом экспедиций стало сотрудничество с Домом народных ремесел небольшого исторического города Вышний Волочек в Тверской области, который посетили студенты в октябре этого года. Сейчас учащиеся сотрудничают с новым Музеем льняных промыслов и решают реальный управленческий кейс по созданию современных программ для школьников. Студенты разрабатывают концепцию развития муниципального учреждения, предлагают варианты интерактивных объектов, продумывают способы получения финансирования. Итогом работы станет возможность получения шефства над этим проектом.

В декабре на форуме всероссийского проекта «Открываем Россию заново» бакалавры программы «Управление и аналитика в государственном секторе» представят свой фильм о прошедших экспедициях. В новом сезоне студенты планируют продолжить научные путешествия. Уже в следующем году они отправятся в новые города, чтобы продолжить изучать систему государственного и муниципального управления.