Выпускница Питерской Вышки получила приз на конкурсе «Мост китайского языка» в Пекине
В начале сентября завершился последний этап значимого для молодых китаистов соревнования — Всемирного конкурса «Мост китайского языка». Весной 2024 года студентка ОП «Востоковедение» Анастасия Усик приняла участие в городском и всероссийском конкурсе, а в августе, уже будучи выпускницей, приехала на финал в Китай, где победила в интернет-голосовании и получила дипломы в номинациях «Приз зрительских симпатий» и «Самое выдающееся выступление». О конкурсе, учебе и планах на будущее она рассказала в интервью.
— Что представляет собой конкурс «Мост китайского языка»?
— Все китаисты мира мечтают попасть на этот конкурс. Нам рассказывали о нем еще на первом курсе, когда мы только учились писать иероглифы. Пять лет назад участие в конкурсе казалось таким далеким и неосуществимым. Я была одной из 130 первокурсников в самом начале пути. В 18 лет я решила, что сделаю все возможное, чтобы осуществить свою мечту и говорить на китайском в совершенстве.
Ежедневное многочасовое самостоятельное изучение языка и занятия с лучшими наставниками на парах принесли результат: уже в 19 лет я сдала международный экзамен HSK самого высокого уровня (6). Я помню, как у меня загорелись глаза от мысли, что однажды у меня получится свободно говорить на китайском языке, читать стихотворения и участвовать в дебатах. Преподаватели предупреждали: принять участие в конкурсе смогут только лучшие студенты, от каждого университета будут избраны единицы.
Спустя пять лет, 26 апреля 2024 года, я была удостоена чести представлять ВШЭ на отборочном туре в Санкт-Петербурге, где набрала наивысшее количество баллов и заняла первое место. В мае в Новосибирске прошел всероссийский этап, по результатам которого я получила право представить Россию на завершающем этапе — Всемирном конкурсе, который прошел в августе — сентябре в Китае.
— Сколько времени длился последний этап конкурса?
— Мы провели в Китае почти три недели, и у нас была очень насыщенная образовательная и культурная программа. Всего в Китай приехало 150 участников из 130 стран. Каждый день открывал новый взгляд на культуру КНР и на культуры стран других талантливых молодых китаистов. Мы все были объединены любовью к изучению китайского языка, интересом к культуре и истории Китая.
Путешествие в мир китайской культуры началось в Пекине, где мы посетили Запретный город. Затем мы отправились в горы Уишань, также известные как «горы Бессмертных», горный район на севере провинции Фуцзянь, колыбель чаев сорта улун, где нас учили процессу правильного сбора чая. В день прибытия мы заселились в необыкновенно красивый отель у подножия горы. В центре него находится водопад, уходящий в горную реку. Затем нас ожидало живописное путешествие из Ниндэ в Цюаньчжоу — тихий провинциальный город. Там мы побывали в монастыре Шаолинь, посмотрели шоу с показом боевых искусств. Кроме этого, мы побывали в Фучжоу и на острове Пинтань в провинции Фуцзянь. Масштаб конкурса и организация мероприятия оставили глубочайшее впечатление!
В интернет-голосовании я заняла первое место, набрав более 22 тысяч голосов, и получила дипломы в номинациях «Приз зрительских симпатий» и «Самое выдающееся выступление». Наградой за победу в этих номинациях стал сертификат на обучение в любом университете Китая по моему выбору, который действует на протяжении трех лет. Оплачиваются даже авиабилеты.
— Это действительно большое достижение. Как вы этого достигли? На что стоит обратить внимание начинающим востоковедам во время учебы?
— Пять лет бакалавриата — это огромная работа, проделанная мною. Я с гордостью говорю о родном Институте востоковедения и африканистики, о Вышке в целом и о том, какой путь я прошла, чтобы получить этот бесценный опыт. Я благодарна каждому преподавателю, который мне повстречался на пути. Высокий профессионализм, строгие требования и такой теплый, родной и добрый подход к каждому студенту!
Отдельное внимание обращу на современность образовательной программы «Востоковедение», в рамках которой студенты могут создавать индивидуальную образовательную траекторию, исходя из сфер своих интересов. Полученное мною комплексное и многогранное образование сформировано благодаря продуманным шагам и последовательному выбору, который я делала на каждом курсе обучения. На первом курсе я решила изучать в качестве второго восточного языка турецкий, на втором взяла французский как второй европейский. С третьего курса моей образовательной траекторией стало историко-культурное развитие стран Востока. Я приступила к углубленному изучению таких интересующих меня дисциплин, как современная культура Китая, искусство и литература.
Училась увлеченно, что отразилось на моей успеваемости, и я смогла перейти на бюджет. По итогам обучения на третьем курсе я оказалась одной из трех студенток, получивших годовую правительственную стипендию Китая. К сожалению, из-за карантина у меня не получилось поехать в КНР по программе академической мобильности, и, чтобы не потерять стажировку, мне приходилось вставать в четыре утра на онлайн-занятия.
— То есть вы не имели опыта общения с носителями вживую?
— Не на стажировке. У нас в институте преподают не только русскоязычные преподаватели, но и преподаватели родом из Китая. Но мне этого тоже было недостаточно. Я на себе ощутила, как тяжело изучать язык вне культурной среды, поэтому собственными усилиями создала разговорный Клуб китайского языка, который на данный момент является одним из крупнейших разговорных клубов в России. Организация данного клуба стала отдельной главой в моей жизни. За три года его существования тысячи российских и китайских студентов обрели новых друзей и знакомых, а я смогла поступить в магистратуру в престижный Шэньчжэньский университет, где я изучаю методику преподавания китайского языка. Планирую в будущем защитить кандидатскую диссертацию и продолжу преподавать китайский язык.
— Что бы вы хотели пожелать студентам и абитуриентам Вышки?
— Всем будущим китаистам — сил и терпения. Путь, выбранный вами, далеко не легкий, но ваше блестящее будущее стоит того, чтобы очень сильно потрудиться. Не сдавайтесь! Мечты сбываются, стоит только сильно захотеть.
Бакалаврская образовательная программа «Востоковедение» Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург сочетает лучшие традиции петербургской востоковедной школы с новейшими достижениями науки о Востоке и социогуманитарного знания в целом. Студенты программы получают мощную лингвистическую подготовку — изучают два восточных и два европейских языка по выбору и проходят обучение по одной из специализаций, реализуемых на 3–5-м курсах: экономике, политологии, международным отношениям, культурологии и искусствоведению, социологии или философии и религиоведению стран Азии и Африки. Преподают на программе уникальные специалисты, имеющие наряду с востоковедным образованием смежные специальности, а также носители восточных языков и культур. Узнать больше о программе можно здесь.