• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студентка Питерской Вышки заняла первое место в конкурсе «Мост китайского языка»

25 апреля 2024 года состоялся петербургский студенческий конкурс «Мост китайского языка» —  самое престижное региональное состязание по китайскому языку. Студентка программы «Востоковедение» Анастасия Усик одержала победу в этом конкурсе.

Студентка Питерской Вышки заняла первое место в конкурсе «Мост китайского языка»

Фото из архива программы «Востоковедение»

Анастасия Усик, студентка 5-го курса программы «Востоковедение», заняла первое место в соревнованиях, продемонстрировав не только блестящее знание китайского языка, но и осведомленность в различных областях культуры Китая.

Евгений Зеленев, директор Института востоковедения и африканистики

Зеленев Евгений Ильич

Я с большим удовольствием и интересом слежу за проведением конкурсов «Мост китайского языка». В известном смысле я пристрастный наблюдатель: первый конкурс на базе Института Конфуция в Санкт-Петербурге прошел, если я правильно помню, в 2007 году, когда я был деканом Восточного факультета СПбГУ и собственноручно подписывал приказ о проведении конкурса. С тех пор много воды утекло и конкурс из локального университетского мероприятия превратился в главный экзамен на знание китайского языка в нашем городе. Что меня неизменно радует — это высокий профессионализм жюри и, конечно же, высокий уровень участников. Ну и не могу не отметить заслуженный успех нашей студентки Анастасии, отражающий высочайший уровень языковой подготовки китаистов Института востоковедения и африканистики питерского кампуса Высшей школы экономики.

Анастасия Усик, студентка 5-го курса программы «Востоковедение»

К конкурсу я готовилась месяц, трудно было составлять текст для выступления и учить десятки страниц на китайском языке. Но еще тяжелее было морально на самом мероприятии, когда из 15 лучших участников жюри должны были выбрать самых достойных. Каждый номер был уникален, а соперники были действительно сильными. 

Первая часть состояла из программной речи на китайском языке на тему Сообщества единой судьбы. Вторая часть была на знание китайской культуры и включала в себя творческое выступление. Третья часть являла собой импровизированную речь. Участники случайным образом на месте выбирали номер вопроса, готовились в течение двадцати секунд, а затем произносили двухминутную импровизированную речь на китайском языке. Этот конкурс по китайскому языку по праву считается наисложнейшим для каждого китаиста, а тот, кого допускают к участию в нем — уже избранный.

Всероссийский этап конкурса пройдет 18 мая в Новосибирске. Мария Солощева, академический руководитель программы «Востоковедение», поделилась ожиданиями от предстоящего этапа и рассказала о том, как устроена подготовка китаеведов в Питерской Вышке.

Солощева Мария Алексеевна

— Мария Алексеевна, вы как руководитель китаеведческого направления Питерской Вышки безусловно, рады успеху вашей студентки?

— Разумеется, я очень рада и сердечно поздравляю Анастасию с заслуженным первым местом. Благодаря своему таланту и трудолюбию Анастасия уже к окончанию второго года обучения у нас на программе сдала 6-й (максимально высокий) уровень HSK — международного теста на знание китайского языка. Поэтому ее сегодняшняя победа — это достижение и одновременно адекватная оценка ее труда и ее способностей.

— Что бы вы могли сказать в целом о китаеведческой подготовке в Институте востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ?

— На сегодняшний день китайский язык в бакалавриате и магистратуре Института востоковедения и африканистики изучают свыше 220 студентов. Причем речь идет именно об академическом изучении китайского языка, который преподается у нас по уникальным программам, разработанным нашими преподавателями в сотрудничестве с китайскими коллегами. Программы имеют три взаимосвязанные, но с педагогической точки зрения автономные формы обучения. Первое — это аудиторные занятия, которые у нас проходят по языковым аспектам с высокой степенью текущего контроля. К слову сказать, текущие оценки прежде всего аудиторной работы составляют до 40 % итоговой оценки по дисциплине, включающей в себя также экзамены. Вторая форма — это самостоятельная работа студентов по учебникам и авторским материалам преподавателей, официально включенным в программу обучения. Третья форма — индивидуальные консультации с преподавателями. На нашей программе существуют так называемые репетиционные часы, когда студенты могут во внеучебное время, причем совершенно бесплатно, прийти к преподавателю и получить консультацию по интересующим их темам. Есть только одно условие: для подобного обращения нужно  получить одобрение академического руководителя программы. Возможность дополнительной внеаудиторной подготовки распространяется как на отстающих, так и на хорошо успевающих студентов. Может быть, в этом и есть причина успеха, уже не раз приносившая нам победы и призовые места на конкурсах китайского и других восточных языков.

— Ваша выпускница Анастасия Усик должна принять участие во Всероссийском конкурсе на знание китайского языка. Что вы как профессиональный китаист ожидаете от нового этапа?

— Я отвечу в первую очередь как человек, глубоко заинтересованный в развитии китайского языка в России. В Анастасии я уверена, она отлично себя проявит. Но мне бы хотелось, чтобы этот конкурс и в Санкт-Петербурге, и тем более на всероссийском уровне стал не просто фиксацией выдающегося уровня знания китайского языка отдельными способными студентами, но чтобы, во-первых, он открывал победителям возможность карьерного роста и помогал им обрести достойную работу здесь, у нас, в России. И второе. Я бы хотела, чтобы опыт подготовки по китайскому языку, методики и практики обучения лучших китаеведческих центров России благодаря этому конкурсу становились известны и, главное, доступны для преподавателей китайского языка всей страны.

— Вы имеете в виду введение новой номинации по методике преподавания китайского языка?

— Вряд ли это возможно и уместно на этом конкурсе. Но подумать в этом направлении, например, о проведении конкурса преподавателей китайского языка, скажем, в формате открытых уроков, с применением современных методик, включающих цифровые методы обучения и применение искусственного интеллекта, было бы, на мой взгляд, весьма интересно.

— А что, разве методы искусственного интеллекта применяются для изучения китайского языка?

— Этот вопрос требует, видимо, отдельного интервью. Сейчас ограничусь лишь констатацией того, что все студенты-востоковеды у нас на программе уже проходят не только ознакомительный курс по искусственному интеллекту, но с будущего года будут также овладевать специальными программами и приложениями, ориентированными на определенные восточные языки. Китайский язык в этом смысле, безусловно, находится в привилегированном положении, прежде всего благодаря развитию этого направления в самом Китае.