«Каждый ученый должен помнить и заботиться об участниках своего исследования»
Апрель — месяц, когда во всем мире вспоминают жертв фашистских концлагерей. Международный день освобождения узников — 11 апреля — учрежден в память о восстании Бухенвальда, одного из крупнейших нацистских лагерей.
Специально к этой дате в Высшей школе экономики прошла открытая лекция-дискуссия на тему «Нюрнбергский кодекс. Этические принципы экспериментов над людьми». Лекцию прочла Лариса Цветкова — заместитель директора по научной деятельности НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, академик Российской академии образования, доктор психологических наук.
Лариса Александровна рассказала о принципах исследовательской работы, принятых в научном сообществе после знаменитого Нюрнбергского процесса, о правах участников экспериментов в России и за рубежом.
«Во всем мире успешно действуют этические принципы для медицинских экспериментов. Сегодня важно разработать такие же эффективные правила для исследований в гуманитарных науках. Ученым удалось защитить испытуемых с точки зрения физического здоровья. Аналогичная задача сегодня стоит и в плане сохранения здоровья ментального», — отмечает Лариса Цветкова.
Слушатели обсудили примеры классических экспериментов Милгрэма и Зимбардо (Стэндфордский тюремный эксперимент), оказавших огромное влияние на современный подход к исследовательской деятельности. Отдельной частью мероприятия стала дискуссия о новых рисках и особенностях проведения психологических, социальных и гуманитарных исследований.
Лариса Цветкова представила и обсудила с аудиторией инициативы и рекомендации к проведению исследований в рамках гуманитарных дисциплин. В первую очередь, на базе всех ведущих исследовательских институтов необходимо в обязательном порядке создать локальные этические комитеты, организовать обучение сотрудников вузов принципам и техникам исследовательской этики, запустить учебные курсы в рамках образовательных программ программы социогуманитарной направленности. Следующим этапом должно стать введение обязательного раздела «Этические аспекты исследования» для грантовых заявок на выполнение НИР, а также подготовка соответствующих рекомендаций для оформления статей в научных журналах и внедрение этической экспертизы в требования к диссертационным работам по социальным и гуманитарным наукам.
Лариса Цветкова
Заместитель директора по научной деятельности НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Внедрение этического аспекта в исследовательский процесс поможет достичь важнейшей цели. Любой ученый, будь он медиком, гуманитарием, социологом или психологом, должен помнить и заботиться об участниках своего исследования. Рассказывать им на понятном для них языке о возможных рисках и, конечно, о положительном эффекте, который будет достигнут участием в научном исследовании.
Прошедшая лекция имела открытый гибридный формат. Кроме студентов и преподавателей Высшей школы экономики, лекцию посетили старшеклассники, которые связывают свое будущее с наукой, а к онлайн-трансляции подключились коллеги из Москвы и регионов.
Кристина Григорьева и Мария Семенова
Ученицы школы № 457 с углубленным изучением английского языка
Мы рассматриваем Вышку для поступления. Интересует департамент прикладной политологии и международных отношений. Мы изучаем международное гуманитарное право и уже сейчас четко понимаем, что для каждого будущего ученого крайне важно понимать правовой и этический аспекты исследований и экспериментов над людьми и осознавать свою ответственность перед ними.