• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Преподаватели помогли мне полюбить юриспруденцию»: Михаил Чикунов о старте карьеры юриста и открытии собственной компании

Михаил Чикунов окончил Юридический факультет Питерской Вышки в 2022 году. Стремление доказать правоту всегда было частью его жизни и помогало в поисках справедливости. Возможно, именно поэтому Михаил вдохновился юриспруденцией и в 23 года открыл собственную юридическую компанию. Об учебе на юрфаке Питерской Вышки и о том, как начинающему юристу запустить свое дело, Михаил рассказал в интервью.

«Преподаватели помогли мне полюбить юриспруденцию»: Михаил Чикунов о старте карьеры юриста и открытии собственной компании

Фото из личного архива Михаила Чикунова

О впечатлениях от учебы в Питерской Вышке

Когда я только поступал на программу «Юриспруденция», я не горел этим делом. Об учебе на Юридическом факультете я ничего не знал, а работу юристов представлял только по сериалу «Форс-мажоры». В самом начале обучения мне казалось, что на реальной практике я научусь быстрее, чем на парах. Поэтому на первом курсе я сразу же устроился на работу в небольшую юридическую контору. Там я получил свой первый опыт, впервые присутствовал на суде. Но ничего захватывающего в той работе не было.

По-настоящему я прочувствовал и полюбил юриспруденцию, когда у нас начался курс по римскому праву. Его вел Даниил Тузов. Это было настолько интересно, что я в целом пересмотрел свое отношение к учебе и уже на втором курсе взялся за ум и выучил все, что пропустил. Еще один предмет, который мне особенно нравился, — гражданское право. На семинары этого курса я ходил по два раза — сначала к своему преподавателю, а потом к семинаристу другой группы, Радиславу Репину. Можно сказать, что именно хорошие преподаватели помогли мне полюбить юриспруденцию, и уже на втором курсе я не работал совсем, все свое время тратил на учебу.

Юриспруденция — это такая сфера, где тебе постоянно кажется, что ты знаешь недостаточно. Во время учебы я не раз испытывал это ощущение. Ты можешь постоянно изучать литературу, бесконечно разбираться в праве, но чем глубже ты копаешь, тем сильнее чувствуешь, что нужно больше — знаний, практики, кейсов. Кстати, о кейсах: на Юридическом факультете Питерской Вышки метод кейс-стади используется довольно часто, и это хорошо. Он помогает учиться на реальных примерах и запоминать алгоритм решения проблемы: с чего начать, к каким нормам права нужно обратиться и т. п. От чтения литературы по юриспруденции отказываться тоже нельзя — она помогает мыслить шире и отходить от шаблонов.

Отдельно хочу отметить, что большая часть моих практических знаний и умений сформировалась благодаря муткортам — правовым конкурсам, которые имитируют судебные процессы. Я думаю, что без них я бы не смог добиться текущих результатов. Я был участником команды четыре раза, и после каждого такого конкурса мои знания и навыки значительно улучшались. Сейчас я продолжаю участвовать в муткортах, но уже в качестве тренера. Мои ученики показывают хорошие результаты — например, в прошлом году команда Питерской Вышки заняла третье место в крупном муткорте, VIII Конкурсе Арбитражной Ассоциации по Арбитражу Онлайн. Также меня иногда приглашают быть судьей на муткортах, из последнего был конкурс Terra exitus.

Об открытии собственной юридической фирмы

Во время учебы в бакалавриате я успел поработать в нескольких консалтинговых агентствах. В основном занимал должность стажера или младшего юриста, оформлял документы, участвовал в обсуждениях. Но в каждом таком агентстве я сталкивался с одной и той же проблемой — интерес быстро пропадал. Поначалу мне казалось, что проблема в деньгах. Когда только начинаешь работать, тебе доступна в лучшем случае зарплата в 20 тысяч рублей. Это демотивирует.

Со временем я наработал себе стаж, научился у своих руководителей полезным вещам и смог устроиться в еще одну консалтинговую компанию уже на хорошую зарплату. Там я проработал несколько месяцев и в один момент понял, что карьерная лестница, которую предлагают почти все агентства, — не для меня. Мне не хотелось тратить годы своей жизни на крайне медленный и скучный карьерный рост. Вместе с этим меня возмущало, что услуга, за которую я получаю, допустим, 20 тысяч рублей, на самом деле может стоить миллион. От этой суммы я получал совсем маленькую часть, даже если основной объем работы лежал на мне.

Вместе с этим мне не нравилась концепция «клиент всегда прав», которой придерживаются во многих юридических фирмах. Мне ближе другой подход — важно уважать не только интересы клиента, но и себя и свой труд. Поэтому в нашей фирме мы придерживаемся девиза отельера Хорста Шульце: «Мы — дамы и господа — к услугам дам и господ».

Когда я это осознал, то стал думать об открытии собственного юридического агентства. Я предложил эту идею своим друзьям-одногруппникам из Питерской Вышки, и мы решили работать над проектом вместе. Я довольно быстро нашел нам клиентов через знакомых — сработало сарафанное радио. Все вместе мы занимались абонентским обслуживанием — по сути, оказывали юридические услуги на аутсорсе. Полученные деньги мы не тратили, а инвестировали. Наше дело постепенно росло, я продолжал искать заказчиков, и в какой-то момент мы стали работать в сфере разрешения споров, защищали доверителей в судах. Кстати, одно из первых наших дел длится уже два года, мы до сих пор работаем, чтобы защитить нашего клиента от субсидиарной ответственности на 880 миллионов рублей.

Параллельно с развитием нашего дела я выпустился из Питерской Вышки и поступил в магистратуру. Я совмещал учебу, наш проект и работу в консалтинговой фирме. Все это длилось несколько месяцев, пока я не понял, что работать на себя мне нравится гораздо больше, чем на кого-то. И в декабре 2023 года я уволился со всех своих мест работы и полностью посвятил себя учебе и развитию своего бизнеса.

К тому времени я понял, что мне не хватает знаний. Я разбираюсь в юриспруденции, но для ведения бизнеса мне нужно было понимать, как управлять командой, как выстраивать финансовую модель и т. п. Я этого ничего не знал, поэтому начал самостоятельно изучать литературу, выстраивать какую-то систему. Когда я уходил с основного места работы, у меня уже была собственная клиентская база и нормальный доход за счет персональных заказов. Вокруг этого я начал выстраивать свой бренд, пытался развивать свою команду, мы создали собственный сайт. Некоторые мои друзья, с которыми мы начинали дело, со временем отказались от идеи развития бизнеса: кто-то не успевал, кто-то вообще решил сменить сферу деятельности. Поэтому сейчас в агентстве всего два штатных сотрудника, включая меня самого. Пока у нас нет стабильного дохода, я не могу нанимать много людей на постоянную работу.  Но в формате проектной деятельности я с удовольствием сотрудничаю с разными специалистами, в том числе с начинающими. Так что если вы студент Юридического факультета, мы можем поработать вместе.

О поиске клиентов

Сейчас мы активно работаем над созданием имиджа. Громкого имени у нас пока нет, искать заказчиков помогают сарафанное радио и отзывы знакомых. В этом плане небольшое количество сотрудников играет нам на руку — в больших юридических фирмах клиентам часто не хватает индивидуального подхода. А когда мы беремся за дело, то стараемся работать только над ним. Такой формат бутика и персональное внимание нравятся многим клиентам.

Возможно, со стороны наш путь выглядит круто, но на самом деле это очень тяжелая работа. Когда ты сотрудник агентства, ты четко разделяешь рабочее и свободное время. Но когда ты работаешь на себя, ты тратишь на свое дело 24 часа в сутки, потому что бьешься за каждого клиента и не можешь дать слабину. А еще довольно часто мы сталкиваемся с эйджизмом — некоторые клиенты считают, что пока у человека нет юридического опыта в 40 лет, то к нему и обращаться бессмысленно. Приходится доказывать обратное.

О кейсах, с которыми удалось поработать

Как все молодые компании, мы еще в поиске собственных концептуальных направлений. Но уже сейчас у нас есть область, в которой мы работаем чаще всего, — это разрешение споров, в основном банкротство. Наши самые интересные дела — это миллиардные споры по субсидиарной ответственности и по убыткам. Мы стараемся браться за проекты, где нет очевидного решения и нужно искать индивидуальный подход к каждому клиенту.

Могу похвастаться одним из успешных кейсов — мы защитили лицо от убытков на почти 13 миллионов рублей. У него было требование о привлечении к ответственности, и мы выиграли этот спор. Описание этого кейса можно найти в моем Telegram-канале, а о других проектах можно прочитать в канале нашей компании.

Есть еще одно интересное дело, над которым идет работа прямо сейчас. Мы привлекаем к ответственности учредителя АНО за использование корпоративных возможностей, это первый подобный кейс в российской практике. АНО — это автономная некоммерческая организация, у этой формы есть свои особенности, которые законодательно не очень подробно проработаны. И в России еще не было случаев, когда учредителя АНО привлекали бы к ответственности по этому основанию. По нашему запросу эксперты НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург готовили экспертное заключение, мы его представляли на суде.

Еще одно направление нашей работы — Family office. Мы оформляем наследство, занимаемся вопросами активов семьи, у нас можно сделать личный или наследственный фонд. Кстати, один из последних наших проектов как раз посвящен созданию личного фонда для нашего клиента.

Также мы работаем в области корпоративного права — помогаем структурировать венчурные инвестиции. Например, если физическое или юридическое лицо хочет вложить средства в какую-то новую компанию, то мы помогаем ему все правильно оформить и составить корпоративный договор. Или наоборот, представляем интересы молодого предпринимателя, который старается получить деньги от инвестора.

О планах на будущее

В этом году я заканчиваю магистратуру и поступаю в новую аспирантуру Питерской Вышки по юриспруденции. Буду дальше изучать право и, надеюсь, продолжу тренировать команду ВШЭ для участия в муткортах.

Что касается компании, то я собираюсь и дальше развивать наши продукты, в том числе с помощью удачных дел, которые скоро должны завершиться. Они помогут нам заявить о себе, найти новых клиентов, нанять больше сотрудников и открыть полноценный офис.

Также недавно я попробовал себя в новой роли и стал инвестором в одном начинающем стартапе. Эта фирма занимается производством тренажеров, которые в теории должны помочь детям с ограниченными возможностями здоровья улучшить их психофизическое состояние. Поначалу мы помогали создателям проекта с юридическим сопровождением, но позже я почувствовал, что хочу помочь и финансово тоже.

Так что можно сказать, что в моих планах на будущее — много работать и продолжать изучать не только право, но и бизнес-процессы, знакомиться с интересными людьми и заявлять о себе.

Советы для тех, кто только в начале карьерного пути

Участвуйте в муткортах. Это необходимо для тех, кто хочет построить карьеру в области разрешения споров. Хотя бы один раз за все годы обучения нужно принять участие в крупном муткорте. Это очень поможет прокачать свои навыки.

Изучайте новое. Очень часто интерес и любопытство помогают в карьере, поэтому старайтесь постоянно пробовать себя в новых активностях. Питерская Вышка дает кучу возможностей для этого: всевозможные кружки, лектории, мастер-классы, конкурсы, поездки. Работодатели ценят активных людей, и чем больше вы знаете, чем шире у вас опыт, тем меньше конкуренция.

Будьте хорошими людьми. Я встречал много умных и способных людей, у которых были очень слабые человеческие качества. А ведь для юриста это важно, особенно для начинающего. Доверителям важно, чтобы юрист, который занимается их проблемой, был хорошим человеком. И если вы не умеете вежливо общаться, входить в положение людей и работать в команде, то вас даже на работу могут не взять. Поэтому человеческие качества должны быть на первом месте.

Михаил руководит кружком по гражданскому праву и цивилистике Питерской Вышки. На каждой встрече клуба участники обсуждают теоретические проблемы и особенности применения положений гражданского права. Более подробно с деятельностью клуба можно познакомиться в группе VK и на YouTube-канале.