Кейс-выборы, цифровые библиотеки и IT-Петербург: в Питерской Вышке прошел Форсайт-фестиваль для школьников
На площадке Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге состоялся Форсайт-фестиваль «Мой город и я в 2050». Его участниками стали школьники, студенты, преподаватели, эксперты в области городского развития.
Форсайт Питерской Вышки — это молодежный фестиваль, который предлагает школьникам задуматься об образе Санкт-Петербурга будущего, где они хотели бы жить через 25 лет.
Академический руководитель магистерской программы «Управление образованием» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
«Размышления о будущем дают возможность осмысления и обдумывания настоящего. Форсайт как технология формируется из будущего. То есть вы представляете себе цель, к которой стремитесь, и начинаете думать о том, что необходимо изменить в настоящем, чтобы цель была достигнута. Вот это и есть форсайт-настройка.
Наши участники — это 14–16 летние петербуржцы, представители самого активного населения к 2050 году. Именно от них зависит то, каким будет город через 25–30 лет. Перспективы очевидны. Будущего много — всегда есть что пофорсайтить!»
Первый этап форсайта — заочный конкурс видеороликов. Нужно было представить себе современный, экологичный и комфортный для жизни город, презентовать его в видео, описать демографическую ситуацию и экономические перспективы.
В своих видео участники попытались представить реалистичную картину будущего: в нем нет летающих машин и роботов, но есть развитые IT-технологии. Например, некоторые команды видят расширение цифровизации образования путем полной оцифровки школьных библиотек. Другие ребята представляют выборы в парламент в виде кейс-чемпионата, где чиновники сначала поочередно, а потом в команде предлагают решение какой-либо городской проблемы, а народное жюри оценивает результат.
В целом, Санкт-Петербург будущего школьники видят технологически развитым городом, который привлекает горожан и посетителей удобными урбанистическими решениями, качественным образованием и все еще — своей уникальной атмосферой и богатым культурным наследием.
По итогам отбора в очный тур прошли семь школьных команд: Петергофская гимназия императора Александра II, ГБОУ «Лицей № 64» (два коллектива), ГБОУ «Лицей № 410», Аничков лицей, ГБОУ «Гимназия № 540» и МАОУ «Лицей № 121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова» (Казань).
Начальник отдела сопровождения олимпиад и конкурсов НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
«Современный школьник (наш будущий абитуриент) — это многосторонне развитый и IT-грамотный человек. Он разный, способен приспосабливаться к быстро меняющемуся миру и стремится к личностному росту и успеху.
Питерская Вышка активно поддерживает интерес школьников к науке, бизнесу, проектированию и разработке уже с восьмого класса. Форсайт-фестиваль — это возможность прогнозировать, размышлять над «инструментами будущего», создавать свой город мечты, где они сами будут реализовывать бизнес-идеи, руководить научными проектами и управлять ими. А кроме того — определить свои сильные и слабые стороны, узнать, какие навыки развивать, чтобы быть успешными в будущем».
28 марта состоялся очный этап. На торжественном открытии напутствие участникам дали президент НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Александр Ходачек и заместитель директора «Академии талантов» Александр Фирсанов. В онлайн-формате к ним присоединились вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин и «очеловеченный» искусственный интеллект по имени Форсайт.
В образовательном блоке гости и участники фестиваля познакомились с двумя реальными подходами к формированию будущего: со стороны государства и бизнеса. Александр Ходачек представил первое направление и рассказал о приоритетах социально-экономической политики Санкт-Петербурга, актуальных нацпроектах «Стратегии 2030», о роли горожан в развитии города.
С темой развития города с точки зрения бизнеса выступил Валерий Разгуляев, управляющий экспертизой по клиентократии в BEYOND TAYLOR, автор книги «Бирюзовое управление на практике: Опыт российских компаний». Школьники приняли активное участие в Q&A-сессии, вели диалог со спикерами и обсуждали волнующие вопросы.
Президент НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
«Прежде всего, я рассматриваю Форсайт как элемент профориентации. Сюда пришли мотивированные школьники: они готовились, они с большим желанием участвуют.
Видеоролики, которые ребята готовили к сегодняшнему дню, для меня как для эксперта были интересны с точки зрения будущего общения с чиновниками, с лицами, принимающими решения, с бизнесом. Мы воспринимаем школьников как заточенных на учебу и ориентированных только на сдачу ЕГЭ. А они думают о том, каким они хотят видеть наш город.
Важно поддержать эти стремления и дать стимул, чтоб они не превратились в обычных потребителей или приспособленцев, заинтересованных только своим собственным личным пространством».
Для выполнения практического задания за каждой командой — участником фестиваля, а также командой педагогов закрепили эксперта. Среди них были доктора и кандидаты наук, профессоры и доценты НИУ ВШЭ: Леонид Илюшин, Светлана Баронене, Наталья Заиченко, Филипп Казин, а также магистры программы «Управление образованием» Алена Парфенова и Дарья Хурда. Задачей данного этапа был совместный брейншторм относительно будущего облика Санкт-Петербурга. Результаты своей работы группы представили в финале Форсайта.
Магистр программы «Управление образованием» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
«Классно, когда идеи рождаются снизу, когда инициатива идет от человека, который болеет за нее. Он замотивирован продвигать эту историю. Мы доработаем с ребятами их идеи и результат отправим в органы власти. Соединятся три мира: школа, вуз и власть. Они должны были где-то пересечься, и это случилось здесь, в Вышке».
По итогам фестиваля победителями Форсайта стали команды Лицея № 64, Лицея № 410 и Петергофской гимназии.
Команда Гимназии № 540 Санкт-Петербурга: «Наш куратор и учитель Ольга Александровна рассказала о том, что в Высшей школе экономики проходит такой конкурс. И мы приняли решение — будем участвовать. Создали команду, собрались и устроили брейншторм: как мы вообще видим все варианты развития нашего города. В итоге пришли к единому выводу: нужно в видеосъемке использовать искусственный интеллект, чтобы показать, как Санкт-Петербург будет развиваться дальше с высокими технологиями.
Несмотря на то что видео готовилось в кратчайшие сроки, мы сделали его качественно. Мы гордимся собой.
Формат форсайта очень полезен в плане командной работы. Мы, единомышленники, организовались, каждый изучил дополнительные материалы и предложил свои идеи. А еще мы убедились, что хотим жить, учиться и работать в нашем городе».
Алиса Феоктистова
Участница команды Лицея № 121 города Казани
«Недавно я была в Петербурге и случайно попала на День открытых дверей Школы дизайна Питерской Вышки. Я заинтересовалась программой и отправилась в интернет за подробностями. На сайте Вышки первая новость — о Форсайт-фестивале. А у нас уже сформировалась небольшая команда, с которой мы сначала делали короткометражки для школы. А потом уже на творческой инициативе у нас появилось желание делать свои проекты, и поэтому в Форсайте мы тоже решили принять участие.
Самым сложным было определить полную картину Петербурга и показать ее в нашем городе, чтобы это, во-первых, не выглядело абсурдно и, во-вторых, передавало наше видение Северной столицы. Но на моменте разработки идеи все оказалось довольно легко, потому что нас настигло вдохновение и быстро появились идеи.
Себя через 25 лет я вижу точно в Петербурге, я планирую здесь учиться. Мне очень нравится этот город, потому что в нем собрано все самое интересное и при этом он не такой огромный, как Москва.
Я вижу себя именно здесь, потому что планирую совмещать несколько сфер деятельности: режиссуру, фотографию, дизайн, живопись. Я думаю, что именно в Петербурге можно развиваться как разноплановый творческий человек, получать медийность и знакомства, обмениваться опытом. И конечно, обучение именно в Питерской Вышке — самое хорошее с творческой стороны».
Форсайт-фестиваль был организован Управлением по организации приема и работе с абитуриентами Питерской Вышки, Санкт-Петербургской школой социальных наук НИУ ВШЭ совместно с центром выявления и поддержки одаренных детей «Академия талантов» в рамках XIV Петербургского международного образовательного форума (ПМОФ-2024).