«Мы разбираем все в мельчайших подробностях — чтобы ни у кого не было пробелов в знаниях»: Максим Грицков о базовой кафедре ПОМИ
Максим Грицков учится на четвертом курсе программы «Физика», а год назад присоединился к базовой кафедре института имени В. А. Стеклова (ПОМИ РАН). Благодаря кафедре студент определился с научными интересами и выбрал тему для исследования. Какие впечатления у Максима от базовой кафедры, о чем он делал доклады на школах-конференциях и что планирует дальше — в интервью.
Базовая кафедра ПОМИ
Я сразу увлекся именно теоретической физикой — еще в 11-м классе. Как это произошло? На химии тогда рассказывали о строении атома, и меня поразил факт, что электрон в нем можно застать сколь угодно далеко от ядра. Потом я полез читать об уравнении Шредингера и сам не заметил, как добрался до «Квантовой механики» Ландау и Лифшица. Так я понял, что мне нужна именно физика, и начал писать олимпиады. По итогу стал призером второй степени на олимпиаде Физтеха — и поступил сюда.
На первом курсе я сразу задумался о базовой кафедре, которая бы подкрепила мой интерес. Попасть туда можно только с третьего курса, но выбрать решил заранее. Ходил на семинары, присматривался. В итоге я остановился на ПОМИ, где есть Лаборатория математических проблем физики. Почему именно математика? Для физиков это не инструмент, а наоборот — основа знаний. Все фундаментальные вопросы в физике, на мой взгляд, крутятся именно вокруг математики.
Занятия на базовой кафедре делятся на два типа. Первые — лекционные, где преподаватели стараются как можно проще объяснить нам сложный материал. Вторые — семинарские, где мы разбираем какие-то любопытные сюжеты из современной физики. Можно подготовить доклад, потренироваться накануне конференции или просто показать свои наработки старшим коллегам. Видимся мы раз в неделю. Большой плюс таких встреч еще и в том, что они объединяют физиков разного уровня. Здесь и преподаватели, и аспиранты, и магистранты, и мы — студенты бакалавриата. Можно учиться друг у друга.
Как устроены занятия — мне тоже нравится. Нет такого, что преподаватель изложил сложный материал, а студент слепо переписал его в конспект и ничего не понял. Наоборот, мы разбираем все в мельчайших подробностях — чтобы ни у кого не было пробелов в знаниях. Яркий тому пример — недавние семинары по неабелевой калибровочной теории. Их модерировал Александр Валентинович Иванов. Материал разбираем досконально: как-то мы потратили на доказательство одной формулы четыре семинара — это примерно месяц. Сидели и разбирались, но зато ничего не упустили!
Что мне дала кафедра? Прежде всего здесь я познакомился со своим научным руководителем Сергеем Эдуардовичем Деркачевым. Он как раз из тех преподавателей, которые разбирают материал детально, но без зауми. Заниматься с ним легко: формулы так и летят. И вопросы, которые он поднимает, всегда содержательны и нетривиальны — это здорово.
Тема исследования тоже появилась благодаря базовой кафедре. В нашей лаборатории занимаются в основном теорией интегрируемых систем, то есть в каком-то смысле точно решаемых. В один момент выяснилось, что некоторые ее методы подходят для вычислений безмассовых фейнмановских диаграмм в квантовой теории поля. Такие диаграммы возникают во многих физических теориях в пределе высоких энергий — например, в теории сильных взаимодействий. Мы же пытаемся с помощью этих методов вычислять корреляционные функции в так называемой Fishnet-модели.
Мини-конференции для физиков
Мне нравится участвовать в школах-конференциях по физике, семинарах и многом другом. Все такие мероприятия мотивируют, сталкивают с новыми и непривычными задачами. Отличный повод, чтобы наконец разобраться и узнать хоть что-то. Ведь если не вылезать за пределы своей темы, так с нею и останешься.
На первом курсе я участвовал в летнем практикуме по теоретической физике. Его организуют исследователи из сильных вузов со всего мира для студентов-физиков. Вся соль этого практикума в том, что там дают реальные задачи, которые еще не имеют решения. Не те, что кочуют из года в год по учебникам, — новенькие. Но студентам они вполне под силу.
Под руководством профессора из Массачусетского технологического университета я разрабатывал модель случайных блужданий по решетке, в которой проявляется квантовая декогерентность. То есть наличие наблюдателя там приводит к тому, что поведение системы меняется. В нашей модели частица передвигалась по решетке случайным образом, а скачки с одного узла на другой некоторым образом регистрировал гармонический осциллятор.
Без осциллятора эта задача была давно решена. Однако оказалось, что если добавить некоторое специальное взаимодействие частицы с ним так, что осциллятор как бы отслеживает акты передвижения частицы по решетке, то меняются характеристики движения вроде скорости. Кроме того, появилась ненулевая вероятность того, что с осциллятором частица долгое время вообще никуда не сдвинется.
Под руководством преподавателя из Массачусетского технологического университета я тогда придумал модель случайных блужданий по решетке. Но до публикации ее доводить не стал — простая была задачка.
Весной этого года я представил свой доклад на школе-конференции в Сколково. Тему выбрал примерно за два месяца: это нелинейные сигма-модели. В квантовой теории поля это — в некотором смысле — теории со связями: поля удовлетворяют не только уравнениям движения, но и дополнительным, зачастую алгебраическим. Из этого следует, что поля можно понимать как координаты на некоторой поверхности.
После весенней конференции в Сколково я заинтересовался конформной теорией поля — о ней много говорили на мероприятии. Она базируется на теории представлений алгебры Вирасоро, это довольно сложный материал. Через пару месяцев после школы-конференции мы со знакомыми решили организовать семинар на эту тему. С тех пор по воскресеньям мы собираемся в ПОМИ и делаем доклады по лекциям Виктора Каца.
Планы на будущее
Искать ошибки в коде мне было бы скучно, а вот в вычислениях — ни капельки! Дальше мне хотелось бы погрузиться в теорию струн — настолько, насколько это возможно. Это далекая и очень красивая область математической физики. Она меня давно привлекает — слишком много всего там совпало.
Конечно, я буду поступать в магистратуру, а потом — в аспирантуру. Пока рассуждаю о зарубежных университетах — для академической карьеры хорошо повидать мир, поучиться в разных местах, прежде чем осесть где-то. Чем разнообразнее этот опыт — тем лучше потом для ученого. Исследования будут идти бодрее, взгляд не замылится.
Переживаю я только за английский. Конечно, я сдал экзамены в Вышке, занимаюсь сам и с репетитором, но речь у меня пока не такая беглая. Насчет математики я, напротив, чувствую себя увереннее. Все четыре года на программе «Физика» запомнились мне сильными курсами по этому предмету. Чтобы беспристрастно оценить свои навыки, я проверял себя на прочность. В частности, сдавал так называемые теоретические минимумы Ландау. Оба теорминимума по математике дались мне успешно. Осмелюсь предположить, что это получилось во многом благодаря сильной математической подготовке на нашей программе.
Деркачев Сергей Эдуардович
Базовая кафедра Санкт-Петербургского отделения Математического института им. В.А. Стеклова РАН: Заведующий кафедрой