«Городские легенды»: Борислав Неупокоев о любимых местах в Петербурге
Знакомьтесь — Борислав Неупокоев, заместитель декана Юридического факультета. Он родился и вырос в Петербурге, а школьные годы провел в Павловске. История семьи заместителя декана связана с самыми разными этапами в жизни города — от наводнения 1924 года до блокады Ленинграда. Что связывает родню Борислава Борисовича с Репиным и откуда лучше видны городские красоты — в интервью.
Место, которое вдохновило на исследование
Я не назвал бы себя исследователем, но вдохновляющее место знаю — это Российская национальная библиотека. Побывал там, когда учился на первом курсе. На примере сборников сельсовета, которые находились в местном хранилище, мы научились составлять классификатор публикаций со всеми выходными данными. Не самое увлекательное задание, но вот атмосфера запомнилась.
Оба здания библиотеки — что старое, что новое — мне нравятся в равной мере. По атмосфере они похожи, хотя образ и интерьер абсолютно разные. Здание на Садовой выглядит мрачновато, напоминает о былых временах. Темная мебель, классические зеленые лампы… В такой обстановке и не могло быть иначе. Здание на Московском проспекте наоборот очень светлое — в нем много воздуха. И пространство там ощущается совершенно по-особенному. Оно будто бы поглощает. Отвлечься на посторонние дела невозможно. Но думаю, в том и смысл — чтобы вокруг читателя создавался особый и неприкосновенный мир.
Любимый дом в Петербурге
Для начала расскажу о любимом районе — это, конечно, Петроградская. Здесь я родился и вырос. Детство прошло за регулярными прогулками по набережной Карповки и вдоль Ботанического сада. Мне нравилась и до сих пор нравится и Большая Пушкарская улица. Она по-своему скромная и уютная. Чего стоит один деревянный особняк с башенкой! Казалось бы, XXI век на дворе, ну как он мог сохраниться? А ничего, стоит.
Долгое время я жил на Каменноостровском проспекте, в доме 29. В этой квартире мои прабабушка и прадедушка поселились в годы Второй мировой войны. Переезд был вынужденным: в их прежний дом на улице Жуковского попал снаряд. Здание дало трещину. Стало понятно, что жить в нем дальше небезопасно. Каменноостровский проспект был выбран неслучайно. Здесь находился детский сад, в котором работала прабабушка, а в доме 29 была опустевшая квартира. Когда настали морозы и сильный голод, все жильцы переехали в одно из помещений на первом этаже — сил подниматься выше не было.
История дома тесно связана с блокадой и по другой причине. Здесь располагалась булочная, где ленинградцы могли получать хлеб. Булочная есть и сейчас — но уже другая, с мемориальной доской и фотографиями.
Некоторое время назад я переехал с Петроградской в «Балтийскую жемчужину». В центре не так уж удобно жить, как это может казаться. Да и дома старого фонда тоже преподносят сюрпризы. Иногда в них что-то течет или ломается — причем по воле самого здания. А что с этим делать — непонятно. «Балтийская жемчужина» меня приятно удивила. Район отличается от других новых: много зелени и воды, нет тотальной застройки. Разве что до работы долго добираться — но к этому я уже привык. Кроме того, путь к Кантемировской — самый настоящий экскурсионный маршрут.
Место, о котором хочется рассказывать всем и каждому
Наверное, петербургские набережные, я езжу по ним каждый день. Особенно прекрасен вид на стрелку Васильевского острова. Хорошо и на Троицком мосту, а оттуда рукой подать до Нахимовского училища — это одно из моих любимых зданий в городе.
Ночные набережные вместе с разводными мостами — отдельная история. Их стоит увидеть каждому, все-таки символ города. Любоваться ими особенно приятно с какого-нибудь кораблика. Но лучше без экскурсии — чтобы не было лишней суеты. И конечно, совершенно особый опыт, знакомый каждому петербуржцу, — когда мосты разведены и надо на другую сторону. Город будто дает надежду, что успеть к другому мосту еще можно… Но обычно не получается!
Место, которое хочется держать в секрете
Это петербургские крыши — оттуда город выглядит совсем иначе. Обычно пешеходы снуют по улицам туда-сюда, вечно торопятся. А если подняться наверх, можно взять паузу и понаблюдать за этим движением со стороны. Очень расслабляет.
Мне никогда не нужно было думать, как попасть на крышу. В моем доме на Петроградской был собственный выход, и я им пользовался. Выбирался — и садился смотреть на площадь Льва Толстого. С этой крыши сразу видно, насколько Петроградский район — зеленый. Из каждого двора торчат кроны деревьев. А сколько скверов и садиков… За обычной прогулкой такое не увидишь.
Место с историей
Мой прапрадед Владимир Быков был дворянином. Не позднее 1917 года он переехал в квартиру на Большой Морской улице вместе с женой Еленой и двумя дочерьми — Ольгой и Надеждой. Последняя потом писала в своих мемуарах, что наблюдала за наводнением 1924 года из окон этого дома. Потом они поменялись квартирами со своей родственницей, балериной Мариинского театра, и переехали на Английский проспект.
Судьба этой ветки моей семьи сложилась непросто. После убийства Сергея Кирова начались репрессии против дворянских семей, оставшихся в Ленинграде. Прапрадеда Владимира вместе с семьей депортировали. В течение 48 часов ему нужно было покинуть квартиру и уехать в Казахстан. Увидеть Петербург снова Владимиру и Елене было не суждено — их лишили всех прав. А вот дочери — Надежда и Ольга — смогли вернуться уже летом 1936 года. Надежда потом работала в геологоразведочном институте, а ее сестра поступила в медицинский. Свое происхождение они тщательно скрывали.
Любимое место в Ленобласти
Прежде всего, я люблю дюны в Репино. Сочетание сосен и песка там какое-то фантастическое. И в «Пенатах» я, конечно же, был — мне нравятся картины Репина. Они мне ближе своей естественностью, нежели полотна импрессионистов и авангардистов.
С Репиным мою семью тоже связывает одна маленькая подробность. Прапрабабушка Елена, о которой я уже говорил, была племянницей Александра Вержбиловича, профессора Петербургской консерватории и виолончелиста. Самый известный его портрет принадлежит кисти Репина. Сейчас картину можно увидеть в Русском музее.
И еще мне нравится Павловск: хоть это и не Ленобласть, мне приятно ездить туда на прогулки. Классический пейзажный парк, но притом разнообразный. Здесь и шумная березовая аллея, и укромные места рядом с 12 дорожками, и самые настоящие лесные озера — если пройти от чугунных ворот в чащу.
Павловск мне дорог с самого детства: я учился в Школе имени А. М. Горчакова. Это уникальный проект, все было здорово продумано. Для нас организовывали образовательные путешествия. Если нам нужно было ехать в Великобританию, мы изучали английскую историю, искусство и даже танцы. Словом, пытались понять культуру другой страны всеми способами. И таких поездок у нас было много!
Еще одна особенность школы в том, что это интернат, и притом только для мальчиков. То есть мы с одноклассниками жили прямо там. Класс у нас был совсем маленький — в наш год выпустилось всего 13 человек. И за годы в школе мы сильно сдружились и превратились в маленькую семью. Но иначе и быть не могло: мы даже выходные проводили вместе.
За что вы ненавидите Петербург
В первую очередь за погоду. Пронизывающий ветер, сырость… Не передать словами, насколько это ужасно!
Не нравится мне и отношение к разрушающемуся городу. Да, реставрация идет, но многие здания по-прежнему нуждаются в ремонте. Почему его непросто организовать — в целом понятно: слишком много согласований и дорого. Но есть и другой путь — передать здание в частную собственность. У такого подхода хватает противников, но между тем он не так плох. Вот, например, потешный бастион Павла I в Павловске. От него долгое время были одни руины, а сейчас здание превратилось в отель-ресторан и состояние улучшилось в разы!
За что вы любите Петербург
Обычно мегаполисы уничтожают людей, делают их маленькими и незаметными. Петербург другой: он как бы возвышает до своего уровня. Когда видишь всю эту красоту вокруг, ей хочется соответствовать.
Прелесть Петербурга в том, как умело здесь сочетаются стили и эпохи. Они совсем не конкурируют друг с другом. Вот, например, здание Нахимовского училища — ну очень красивое. И в то же самое время есть сталинки на Московском проспекте, в них тоже есть изящество — просто совсем другое. Наверное, не возвышают в нашем городе только хрущевки. Я не вижу в них красоты, и там правда тяжело жить.
Блиц: Филармония имени Шостаковича или концертный зал Мариинского театра
Я очень люблю классическую музыку, но на концерты сейчас хожу редко — с маленькими детьми неудобно. Но если выбирать, то филармония: она идеально вписывается в Площадь Искусств, и я часто бывал там со школой.
К концертному залу Мариинки я отношусь неплохо, но вот Коломну ненавижу. Мрачное место, от него тянет какой-то достоевщиной. И архитектурно район мне не нравится. Хороши только Мариинский театр и обновленная консерватория — около сквера с памятником Глинке. А все остальное выглядит слегка потерянным, одиноким. Общей композиции я в Коломне не вижу.
Неупокоев Борислав Борисович
Юридический факультет (Санкт-Петербург): Заместитель декана по учебной работе (работа со студентами)