• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа дизайна Питерской Вышки на городском фестивале «Архитектон»: как это было

Этот сентябрь надолго запомнится преподавателям и студентам Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Стенд Школы был представлен на архитектурном фестивале «Архитектон» на площадке Манежа и стал местом притяжения ведущих дизайнеров, искусствоведов, студентов и выпускников. О лекциях, мастер-классах и диалогах — в нашем репортаже.

Школа дизайна Питерской Вышки на городском фестивале «Архитектон»: как это было

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

С 12 по 17 сентября Школа дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург приняла участие в фестивале «Архитектон». В основной и параллельной программе, а также в питчингах и выставках приняли участие кураторы, студенты и выпускники Школы. Проектировать площадку фестиваля помогала выпускница 2023 года Маргарита Никитина в составе архитектурного бюро «Витрувий и сыновья». 

Дизайном образовательного стенда Школы дизайна занимались студенты профиля «Среда и интерьер» Владислав Старостин и Елизавета Белова вместе с куратором профиля Андреем Пуниным. За стеной из множества мерцающих экранов, демонстрирующих проекты студентов Школы, гостям фестиваля открывалась импровизированная телестудия, где шла параллельная программа форума с лекциями, мастер-классами и диалогами.

Андрей Пунин, главный куратор профиля «Среда и интерьер» Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Пунин Андрей Андреевич

У нас получилось абсолютно все, что мы хотели. Спасибо организаторам, нашим коллегам и студентам, которые приняли участие в фестивале. Мы работали как единая команда. И показали не только результаты нашей работы, но, как мне кажется, задали новую планку в коммуникации в сфере архитектуры и средового дизайна, пригласив на стенд ведущих спикеров из индустрии. 

Мы провели много интересных диалогов и встреч, в которых поучаствовали маститые профессионалы — как наши сотрудники и студенты, так и приглашенные звезды современной архитектуры. Студенты приняли участие в активной творческой программе на стенде, попробовали себя в роли ведущих и спикеров, а это важный момент образовательного процесса.  

Мы горды, что нас пригласили на фестиваль. Наш стенд находился рядом с вузами, которым не одна сотня лет, а мы существуем в Петербурге всего пятый год. Безусловно, наше участие в главном архитектурном фестивале Петербурга — очень высокая планка. С одной стороны, это показывает, что Школа дизайна уже имеет определенный вес в профессиональном образовании в сфере архитектуры, дизайна среды в Санкт-Петербурге. С другой стороны, это обязывает нас поддерживать уровень, предлагать городу и миру такие кейсы, которые давали бы новые возможности профессионального роста для студентов.

Открытием программы от Школы дизайна стала совместная лекция Ксении Малич, историка архитектуры и руководительницы магистерской программы «Дизайн», и Василия Успенского, искусствоведа и научного сотрудника Отделения гравюр Государственного Эрмитажа. Они обсуждали архитектурную графику и ее пользу в работе архитекторов. То, что сегодня архитектурный рисунок отошел на задний план, немыслимо для наших предшественников. Раньше, в XV–XVIII веках, архитектор был в первую очередь художником. Много внимания уделялось образу здания — тому, как оно будет выглядеть. Сейчас же здание мыслится от технологии: из каких материалов оно будет построено, с помощью каких инструментов. Смещение фокуса с образа на технологию привело к игнорированию маленьких деталей (через которые как раз и можно прочувствовать руку создателя). Современное поколение дизайнеров и архитекторов важно возвращать к рукотворным эскизам — работе с листом бумаги и карандашом, в которой и зарождается процесс созидания. 

В программе Школы дизайна принял участие член союза архитекторов, советский и российский искусствовед Михаил Мильчик. Вместе с Андреем Пуниным Михаил Исаевич рассуждал о тех компетенциях, которые необходимы сегодняшним реставраторам, имеющим дело с архитектурным наследием. По его мнению, реставраторы должны быть по-настоящему многопрофильными специалистами: разбираться в истории архитектуры и градостроительства, знать, какие строительные материалы использовались в прошлом. 

Еще одной совместной лекцией стенда был разговор старшего преподавателя Школы дизайна Артема Рулева и выпускницы Анастасии Погореловой о том, как меняется облик Петербурга через призму типографики. Наравне с архитектурой, исторические эпохи города можно увидеть и через шрифт. В годы Петра I появился гражданский шрифт, он же — петровская антиква, в котором отчетливо просматривается голландское влияние. Вдохновившись гражданским шрифтом, для своей выпускной работы Анастасия разработала шрифт адресной навигации в Петербурге. 

Завершил серию лекций руководитель Школы дизайна Митя Харшак. Он представил свои проекты, которые так или иначе связаны с городской архитектурой: «Город в лесах» и «Графическая археология». Через эти проекты он пытался переосмыслить исторический образ города, который зачастую воспринимается как что-то прочное и неизменное. На самом деле Петербург — не застывший в веках монумент, а живой организм, который меняется. 

Один день работы стенда был полностью посвящен презентациям лучших студенческих проектов.

Помимо лекций, программа образовательного стенда была наполнена мастер-классами и обсуждениями. Все записи событий можно посмотреть в официальной группе Школы дизайна в VK. 

Что было за пределами образовательного стенда Школы дизайна

На основной площадке фестиваля экспонировались проекты финалистов премии «Архитектон», среди которых проект «Музей петербургского клейменого кирпича» за авторством студентки IV курса Анастасии Сергеевой и ее коллеги Владиславы Лобко. 

На площади позади здания Манежа разместилась выставка паблик-арта «Магистрали», экспозиция из 14 объектов, для которой молодые архитекторы выстроили собственные архитектоны. Дуэту выпускницы 2023 года Дарьи Орловой и студентки IV курса Анастасии Сергеевой принадлежит арт-объект из соли, который постепенно таял под дождями, обнажая яркую конструкцию. Выпускницы Софья Хворостяная, Дарьяна Буртасова, Софья Панина и Анна Горбенко, создавшие собственное бюро NO.NO DESIGN, также представили свой объект — белый параллелепипед, выступающий в качестве имитации элемента городского пространства.