«Для меня любое событие прежде всего про эмоции — мои и участников»
Пары в Эрмитаже, практика на Новой сцене Александринского театра, сотрудничество с «Севкабель Портом» — все это часть студенческой жизни на программе «Менеджмент в индустрии впечатлений». Второкурсница программы Алиса Чернова за прошлый год успела изучить искусство голландцев в главном музее города, побывать на прогонах Новой сцены Александринского театра и поучаствовать в организации культурного события CIBA-2023. Обо всем этом и проекте мечты Алисы — в нашем интервью.
Из юриспруденции в креативные индустрии
Я из Чувашской Республики, где моя мама организует мероприятия республиканского масштаба. Например, День Республики, когда к нам в Чувашию приезжают коллективы из разных регионов России и ярко представляют свою идентичность. В детстве я и сама участвовала в таких мероприятиях, выступала с танцами. А когда стала постарше, начала помогать маме. Мне очень нравилось этим заниматься: я видела, как мама вкладывает эмоции в сценарий, а потом каждый человек находит свой смысл в этом мероприятии. Я во многом переняла этот подход: для меня любое событие прежде всего про эмоции — мои и участников.
В бакалавриате я училась на юриста, но всегда чувствовала, что меня тянет в сферу культуры. Я много волонтерила на культурных событиях, а когда приезжала домой, продолжала помогать маме. После учебы я поняла, что хочу воплотить свою мечту работать в сфере искусства, потому что меня это наполняет силой, энергией. Так я оказалась на программе «Менеджмент в индустрии впечатлений». Но и об учебе на юриста не жалею — я научилась анализировать информацию, мыслить логически, строить расчеты, разбираться в законодательстве, что для менеджера тоже очень важно. В магистратуре у нас был курс «Интеллектуальная собственность в сфере культуры и искусства», где мне удалось закрепить свои знания.
Для поступления на программу нужно было снять видеовизитку. На консультации нам говорили, что креативные видео лучше запоминаются. Я так и сделала: сняла ролик на фоне разных институций, с которыми сотрудничает программа. Во-первых, мне было важно показать свою заинтересованность в программе. Во-вторых, я хотела больше рассказать о себе и о своих интересах. Программа сотрудничает с Эрмитажем, а я обожаю Главный штаб. Там я ходила на лекции молодежного клуба по искусству и подумала, что это будет преимуществом. А на фоне Cartie я рассказывала о своем увлечении модой: у меня даже дипломная работа была о защите интеллектуальной собственности в fashion-сфере.
Кроме этого, мы прикладывали Research Proposal (RP). Я пошла по простому пути и расписала, как могу продолжить на программе исследования, которые проводила в дипломной работе. Мне кажется, идеально, когда тема RP и итоговой магистерской диссертации совпадают, но это необязательно. Главное — показать, что вы умеете писать научные тексты, ставить гипотезы, подбирать теоретическую базу. А уж тему можно менять — всегда есть вариант, что во время учебы вас вдохновит что-то другое.
Пары в Эрмитаже и практика на Новой сцене Александринского театра
Для меня все курсы оказались полезными, но особенно запомнились наши занятия в Эрмитаже. Мы изучали там два предмета: «Менеджмент арт-институций» и «История искусств и современные культурные практики». Занятия по истории искусств проходили по субботам: тебя встречает преподаватель, и вы идете по залам Эрмитажа, останавливаетесь в зале искусства голландцев, долго что-то обсуждаете… Конечно, этот опыт нельзя сравнить с обычными лекциями или, например, подкастом, ведь ты напрямую соприкасаешься с тем, что изучаешь. Уникальность этих пар была и в том, что их вели сотрудники Эрмитажа. Они рассказывали не только об искусстве, но и о том, чем живет современный музей: как они реставрируют экспонаты, формируют выставочное пространство, рассчитывают финансы. Было интересно послушать о тонкостях музейного дела от специалистов напрямую.
Еще у нас был курс «Арт-менеджмент в контексте современных арт-институций», где нас учили организовывать мероприятия, работать в команде. Мы работали с реальными заказчиками — так я попала в проект по ведению социальных сетей Новой сцены Александринского театра. У нас была абсолютная свобода: мы сами связывались с представителями театра, обсуждали их видение социальных сетей, придумывали варианты. Основной задачей заказчика было привлечь молодежь на Новую сцену и, мне кажется, мы с этим справились. Для создания контента мы ходили на прогоны спектаклей. Раньше я думала, что на прогонах режиссер сидит в кресле и такой: «Нет, это не то, меняем декорации…». Но на финальных просмотрах уже все утверждено, а режиссер перемещается по залу, смотрит, как видно актеров с разных рядов, удачно ли падает свет. Это был очень любопытный опыт, потому что в театре ты обычно зритель, а здесь как будто участник!
Было несколько предметов, на которых мы изучали, как проводить научные исследования в менеджменте и маркетинге. Для меня это было чем-то новым, потому что нас научили ставить гипотезы, подбирать релевантные методы исследования и только потом приступать к исследованию. В юриспруденции же я привыкла анализировать случаи из судебной практики, выдвигать гипотезы для этого было не нужно. Здесь мне удалось почувствовать себя настоящим ученым. Так что на программе можно и в практику погрузиться, и в научную стезю уйти и развиваться как исследователю.
Организация CIBA-2023: от создания идеи до сотрудничества с «Севкабель Портом»
Мне кажется, искусство и бизнес идут рука об руку, особенно в современном мире. Мне не близка идея о том, чтобы создавать искусство ради денег — оно должно идти от сердца. Но это очень здорово, когда художник может реализовываться и творчески, и финансово. Иногда им приходится заканчивать свой профессиональный путь, потому что они не могут на этом заработать. И меня радует, что сейчас становится все больше инструментов, которые помогают не допустить этого.
Как раз связи искусства и бизнеса была посвящена в этом году CIBA: Creative industries. Business. Art. — культурно-образовательная конференция, которую организовывают студенты программы в качестве проектной работы. Для участия в подготовке нужно было написать мотивационное письмо: рассказать, почему ты хочешь организовывать это мероприятие, какие навыки у тебя есть, а какие ты сможешь приобрести. Из всех заявок отобрали 12–13 человек. Мы вместе думали, о чем CIBA будет в этом году, а потом представляли четыре идеи сотрудникам Новой сцены Александринского театра: куратору Олесе Строкиной и генеральному продюсеру Александру Маличу. Нам посоветовали выбрать одну из двух тем, в итоге мы остановились на том, как искусство влияет на развитие бизнеса.
У меня было много обязанностей! Я вместе с другими студентками работала над сценарием: составляла список лекторов, выстраивала с ними коммуникацию, думала, в каком порядке они будут выступать. Долго выбирали формат выступлений спикеров: будет ли это TED-Talk или круглый стол. Мне кажется, круглый стол хорошо делать, когда люди знают друг друга или их сферы пересекаются. В итоге остановились на смешанном формате. Еще я была ответственна за волонтеров: я отбирала их, объясняла концепцию мероприятия, координировала работу ребят на площадке. Для меня это был новый опыт, потому что обычно я была волонтером, а тут — координатором.
Эмоций CIBA оставила очень много. Я очень рада, что в этом году к нам пришли представители культурных институций и СМИ, к которым мы не обращались, — они просто заинтересовались нашим проектом и предложили сотрудничество. Кроме этого, анимация CIBA крутилась в «Севкабель Порту», а Валентина Антюшина, директор отдела по маркетингу «Севкабель Порта», выступила в качестве спикера. Также в числе участников были соосновательница проекта bigcity.art Елизавета Зиновьева, генеральный директор фудмолла Vokzal 1853 Никита Улыбин, PR-директор НКО «Антон тут рядом» Лада Ефимова и другие. Это очень круто, что ребята откликнулись на нашу идею и поддержали нас творчески.
А еще этот проект дал мне понимание всех нюансов организаторской работы. Например, я поняла, что организатору важно разбираться в профессиональных терминах световиков и звуковиков: ты приходишь на площадку и тебе нужно на понятном языке объяснить, что тебе нужно. У Новой сцены тоже есть свои фишки — это сцена-трансформер, которая может принимать любые обличья. Но с этим нам помогли разобраться: провели экскурсию, показали, как работают механизмы, где сидит звукооператор, где находится его будка — это было очень увлекательно.
Люди из индустрии, которые вдохновляют
Диана Вриланд
Это первая женщина, которая привнесла моду в музей. Она организовала первые выставки моды в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Вриланд стала своего рода иконой для мира искусства, потому что раньше считалось, что мода не достойна музея, но она все изменила.
Александр Маккуин
Из дизайнеров мне очень нравится Александр Маккуин и бренд в его годы жизни. Он из небогатой семьи: отец был таксистом, а мама не работала, поэтому первые коллекции он делал на стипендию. Мне кажется, его коллекции зачастую очень противоречивы, потому что затрагивают разные чувства, в том числе меланхоличные. Но мне нравится его талант показывать свои эмоции через одежду.
Дарья Жукова
Мне нравится Дарья Жукова, потому что она начала развивать современное искусство в России. Она поддержала и спонсировала выставки московского концептуалиста Ильи Кабакова. А еще основала Музей современного искусства «Гараж», который стал отличной площадкой для развития современных художников у нас в стране.
Проект мечты
У меня есть идея сделать что-то для развития национального искусства на моей родине — в Чувашской Республике. У нас очень богатая культура, которая славится своей вышивкой. Уникальность этой вышивки состоит в том, что она одинакова с обеих сторон, то есть она двухсторонняя, хотя вышита на одном полотне. Сейчас современное искусство в Чувашии развивается, но ему не хватает площадок. В прошлом году у нас в Чебоксарах прошла биеннале современного искусства. Я не успела сходить, была в Петербурге на учебе. Но по отзывам — это было очень круто! Мне тоже хочется организовать похожее мероприятие, которое поможет молодым художникам из Чувашии заявить о себе. И сделать это традицией.