«Каждый день был наполнен новыми впечатлениями», — студенты-историки о музейной практике
Второкурсникам программы «История» удалось пройти практику в трех музеях города: Невская Застава, Эрмитаж и ЦВЗ «Манеж». Студенты проводили экскурсии, работали с детьми, присваивали номера древнерусским браслетам XIII века и были наблюдателями в залах выставки «Первая позиция. Русский балет». Какие еще открытия ждали ребят в городских музеях и какие впечатления оставили — в материале.
Максим Есипович
проходил практику в музее «Невская застава»
«Невская застава» располагается неподалеку от станции метро «Пролетарская», в Невском районе Петербурга. Несмотря на то, что музей не обладает таким известным статусом, как тот же Эрмитаж, практика была не менее интересной. В ходе работы мне довелось познакомиться с экспозицией музея, посетить несколько экскурсий, организованных сотрудниками музея для школьников Невского района, а также самому попробовать себя в роли экскурсовода для детской аудитории.
Было довольно забавно наблюдать за детьми со стороны — хотя они еще маленькие и непоседливые, но старались слушать и запоминать все то, о чем им рассказывали. Больше всего впечатлений мне подарило проведение самостоятельной экскурсии «Знакомство с музеем». Мне повезло с группой, поэтому дети вели себя вполне прилично, не стеснялись задавать вопросы или проявлять активность, оставив после себя только положительные эмоции.
Трудностей в ходе практики не было, а если возникали вопросы, то всегда можно было обратиться к руководителю практики или сотрудникам музея.
Арина Москаленко
проходила практику в Центральном выставочном зале «Манеж»
Мне выпала возможность поработать на временной выставке «Первая позиция. Русский балет». В основном, моя деятельность состояла в координации посетителей на выставке. Я была и наблюдателем в залах, точно одна из бабушек в Эрмитаже, и гардеробщицей, и занималась техническим оснащением, выдавая аудиосопровождение. Иногда даже приходилось выполнять функции демо-экскурсовода и кратко рассказывать посетителям о концепции и наполнении залов.
Можно сказать, что я осуществляла техническую поддержку выставки в точности как работники театра за кулисами. Да и выглядела так же, потому что всем волонтерам на выставке выдавали форму в виде рабочего комбинезона. В нем разгуливать по залу было гораздо интереснее, чем в повседневной одежде.
Самым трудным, что неудивительно, было работать с достаточно грубыми и резкими посетителями, которые не воспринимали волонтеров как часть музея и его сотрудников. Иногда приходилось делать множество замечаний, чтобы люди не наступали на конструкции и не трогали экспонаты. В самом начале было достаточно стрессово погружаться в выставку, обладая нулевыми знаниями о балетном искусстве и зная, что ко мне могут обратиться с вопросом насчет содержания выставки. Но здесь выручали знания по истории!
Что-то смешное или забавное происходило почти каждый день, начиная от исключительно галантных пожилых посетителей и их забавных шуток и заканчивая абсурдными фотосессиями среди волонтеров. Всего и не вспомнить. Наверное, забавнее всего был ежедневный вопрос «А когда к нам придет Цискаридзе?» и внезапное посещение выставки артистами балета, которые очень хотели увидеть экспонат со своим изображением, но не успели до закрытия.
Самым приятным оказались люди, с которыми я работала. При всей красоте и познавательности выставки, она не была бы такой замечательной без волонтерского движения и десятков людей, которые поддерживали работу выставки и создавали дружелюбную атмосферу. Тот уровень взаимовыручки, поддержки и помощи, который существует между волонтерами, просто неописуем! Наверное, благодаря им я планирую вернуться в «Манеж».
Ксения Невзорова
проходила практику в реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа
РХЦ — это огромный корпус Эрмитажа, который находится в Старой Деревне, в нем расположились реставрационные мастерские и фондохранилища. Мы с ребятами работали в хранилищах отдела архитектурной археологии. За две недели нам удалось поработать в нескольких отделах. Например, в один день я вешала бирки на предметы в хранении отдела археологии Санкт-Петербурга, в другой — покрывала специальным составом кусочки фресок с раскопок в Пскове. Но основная моя работа шла в хранении у руководительницы практики Виктории Борисовны Панченко. Там мы работали с древнерусскими браслетами XIII века из Изяславля, которые были найдены еще в 1950-60-х годах. Их нужно было выложить из коробки, распределить по порядку согласно биркам и разложить по специальным пакетикам — грипперам, чтобы далее присвоить им музейный номер.
Сотрудники провели нам несколько экскурсий по открытым хранениям и мастерским. Мы побывали в хранилищах фресок, мебели, костюмов, пушек, карет; в лаборатории научной реставрации монументальной живописи; в лаборатории реставрации мебели. Было очень необычно увидеть музейные вещи в непривычном формате — без подписей и указателей.
Каждый день был наполнен новыми впечатлениями. Однако мне больше всего понравилось работать с фресками и браслетами: держать в руках вещи и понимать, что когда-то на них смотрели или даже носили люди, одновременно так отличающиеся и так похожие на нас.
Говоря об экскурсиях, больше всего запомнилась экскурсия в лабораторию научной реставрации монументальной живописи. У нас была возможность посмотреть своими глазами на работу реставраторов и оценить ее сложность. После того как знакомишься с музейной работой изнутри, начинаешь по-другому смотреть на музейные экспонаты, поскольку понимаешь, сколько труда вложено сотрудниками в то, чтобы сохранить эту вещь и показать ее посетителям.
Самым смешным оказался поход в лабораторию реставрации мебели, поскольку ее проводил глава лаборатории, который полностью погрузил нас в ее работу. Мы изучали запах разных пород древесины, держали в руках бивень мамонта и клык моржа, а еще сотрудник показывал нам фокус, чтобы продемонстрировать, как расширяются от воды поры дерева — выдувал из деревяшки мыльную пену.
Отдельное спасибо хочется сказать сотрудникам Эрмитажа, которые провели с нами эти две недели и поделились своим опытом. И спасибо работникам столовой, которые обеспечивали нас вкусным обедом каждый день
Текст: Арина Москаленко,
студентка 2 курса ОП «История»