Дай пять: что советует почитать Ярослав Викторович Болдинов
Учебный год постепенно подходит к концу — уже прошли защиты ВКР, через неделю завершатся последние экзамены. Вот-вот настанет заслуженный отдых, который можно посвятить чтению. О том, каким книгам обязательно нужно уделить внимание, рассказал Ярослав Болдинов, старший преподаватель кафедры финансового права Юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Адам Мицкевич, «Пан Тадеуш»
Наша жизнь — это путешествие. И в этом путешествии очень важно уметь замечать мир вокруг и открывать его для себя. Одним из ключей к пониманию мира, без сомнения, является поэма «Пан Тадеуш» в переводе Святослава Свяцкого. В этом произведении есть все: любовь и отвага, добрые друзья и грозные баталии, а еще летний лес, бурные реки, крестьяне, собирающие грибы. Быт и уют здесь сплетаются с легендой и ностальгическим мифом о былом. От этой истории веет одновременно чем-то диковинным и необыкновенно близким и родным. История западает в душу, родня нас с окружающим миром.
Артур Конан Дойл, «Пять зернышек апельсина»
Во всем многообразии художественной литературы есть произведения, которые мы читаем ради сюжета — как, например, «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя. Но есть и те, которые мы читаем ради языка, как роман «Дар» Набокова. Но удивительнее всего те из них, которые одновременно и увлекают в мир сюжета, и очаровывают своим слогом. Безусловно, таковыми стоит признать произведения Артура Конана Дойла. Сэру Дойлу везло и везет на хорошие переводы, но они лишь отражение авторского языка, который является самостоятельным и самодостаточным произведением искусства. Особое место в его творчестве занимает сравнительно небольшой рассказ «Пять зернышек апельсина». Я весьма рекомендую читать его в оригинале — это подлинное удовольствие.
Но кроме уникального языка писателя, важен также сюжет, особенно для юристов. Это произведение рассказывает нам, что наше мастерство должно заставлять нас каждый день расти над собой, повышать градус своего мастерства, ведь наш разум — это инструмент, а не гарантия успеха. Также он показывает цену ошибки мастера. И чем выше мастерство, тем выше цена. А еще это история о том, что разум — главное оружие добра, позволяющее рассеять тьму зла в любом самом отдаленном уголке мира.
Терри Пратчетт, «Роковая музыка»
Юристы часто твердят, что право — это искусство добра и справедливости. С этим я полностью согласен, но это определение будет неполным, если не сказать, что искусство — это самая мощная сила. Именно ему и посвящена эта добрая и ироничная история Терри Пратчетта. «Музыка, в которой звучит глас рока» меняет мир вокруг, преображая все и всех на своем пути, наполняя даже камни смыслом и содержанием. Но главное — преображается сам творец, открывая в себе новые горизонты. А еще это книга про дружбу и немного про то, что для восстановления порядка необходимо иногда пренебречь рядом правил.
Анджей Сапковский, «Последнее желание»
Эта книга в первую очередь про профессию и про выбор, который мы делаем здесь и сейчас, но который определит весь наш путь до конца. А еще это книга о том, что самым важным кодексом, самым непреложным и безусловным заветом в нашей жизни является наша совесть. И что самое удивительное — именно этот кодекс определит ответ в дилемме, от которой наше ratio придет в оцепенение. И этот ответ будет пронзительно верен. А еще это книга про доблесть, чувства и путешествие на край света. Конечно же, с лучшим другом.
Далтон Трамбо, Johnny Got His Gun
Есть книги, которые просто нельзя выпускать из виду, нельзя забывать ни на минуту их сюжет. Johnny Got His Gun — одна из них. Не даром до сих пор это произведение является одним из самых издаваемых произведений Далтона Трамбо, не говоря уже о бесчисленном количестве экранизаций. Да что уж там, даже Metallica вдохновлялась этим произведением при написании одного из своих главных хитов — One.
А все потому, что это произведение о простом человеке и той цене, которую он платит за ошибки общества. Далтон Трамбо затрагивает самые тонкие и сложные аспекты морали и выбора, отношений между личностью и обществом. Заглядывает за грань всего того, что видят наши глаза, слышат уши, улавливает нос и осязают руки. И там, за гранью, он находит человеческий разум, способный строить и открывать миры, созидать вселенные не менее реальные, чем сама реальность.