«Межкампусные курсы — это возможность выбирать»
В 2020 году в Вышке появились межкампусные курсы. Студенты из Москвы, Петербурга, Перми и Нижнего Новгорода могут одновременно проходить один и тот же предмет. Чтобы у студентов была возможность общаться и обмениваться опытом, в кампусах Вышки появилась общая сетка пар: она учитывает разницу в часовых поясах между городами. В материале — личный опыт студенток из пермской и московской Вышки и Лидии Рахмановой, преподавателя из Питерской Вышки.
Уже несколько лет студенты Вышки посещают пары не только в своем кампусе, но и в других городах, где есть филиалы университета. Это стало возможным благодаря появлению межкампусных курсов. Такие дисциплины встроены в образовательный процесс и почти ничем не отличаются от обычных. За несколькими исключениями: занятия проводятся только онлайн, и одновременно посещать их могут студенты всех четырех кампусов.
Межкампусные курсы — полезная практика как для учащихся, так и для преподавателей. Студенты могут выбирать курсы, которые им интересны, без ограничений, а также заводить новые знакомства в научной среде. Для преподавателей же курсы на межкампусе — возможность выстраивать непрерывный диалог с коллегами из других городов, научных школ и подходов, а также шанс улучшать качество образования за счет новых форматов взаимодействия со студентами.
Включить межкампусный курс в индивидуальный учебный план можно дважды в год в системе SmartLMS. Выбрать можно как курсы своей образовательной программы, так и курсы других программ из любого кампуса Вышки.
Лидия Рахманова, руководитель департамента истории, преподаватель межкампусного курса «Этнография и социальная теория»
Мой курс — часть майнора по социальной антропологии, он входит в двухлетний цикл лекций и семинаров, который состоит из четырех самостоятельных дисциплин. Большинство студентов на курсе из Москвы и Перми, поэтому все занятия мы проводим только онлайн.
Студентами необязательно посещать этот курс, даже в формуле расчета оценки нет такого элемента. Это позволяет студентам приходить на пары, только если им действительно интересно и важно. Конечно, качество дискуссии между преподавателем и студентами в таком случае выходит на новый уровень. Студенты ходят на пары не для галочки, они читают материалы к семинарам и погружаются в темы. Наша задача — не только помочь студентам усвоить материал, но и обучить риторике и аргументации на английском языке.
Несмотря на удаленный формат, межкампусные курсы делают возможным общение между студентами разных научных школ и специальностей. Например, историки Питерской Вышки и историки московского кампуса могут сравнить, как им преподают историю и другие курсы, и проследить разные подходы.
Большим плюсом межкампусных курсов мне видится охват и возможность преподавать социальную антропологию в том подходе, который сложился в Питерской Вышке.
Для студентов это, конечно, возможность выбирать. На этот курс могут приходить как бакалавры и магистры, так и аспиранты разных кампусов Вышки. И они это уже делают. Например, аспиранты из Москвы выбирают наш курс в качестве предмета по выбору и получают за него кредиты. В таком подходе я вижу расширение доступности знания разным уровням обучения. Аспиранты общаются с бакалаврами и магистрантами — в этом состоит особенная атмосфера курсов на межкампусе.
Анна Смирнова, студентка 3-го курса ОП «Психология» в московской Вышке
Я попала на курс «Этнография и социальная теория» через майнор по социальной антропологии. И мне очень нравится! Нравится, что через этнографию и социальные теории антропология предлагает очень глубокий взгляд на мир — заставляет задумываться над неожиданными вещами, которые есть во всем привычном. Нравится читать и обсуждать работы разных социальных антропологов. Оказалось, они высказывают необычные идеи, которые многое объясняют в обществе. И еще — очень нравится команда преподавателей!
Межкампусный курс открыл множество возможностей для меня. Я узнала очень много крутых и талантливых ребят из разных городов и с разных образовательных программ, нашла друзей, съездила в экспедицию. Без их разных взглядов и подходов, разных областей знаний и увлечений было бы гораздо менее увлекательно!
Влада Семенова, студентка 4-го курса ОП «История» в пермской Вышке
У меня было несколько межкампусных курсов. На майнор по социальной антропологии я наткнулась в официальной беседе в VK нашего кампуса. Несмотря на то что майнор преподавался на английском языке, это было интересное исследование, по-настоящему академическая работа с литературой и реальными полевыми исследованиями. Возможно, лично для меня майнор стал важнее и увлекательнее основной учебы в вузе, ведь он открыл возможности выйти в полевой мир антропологии и живых исследований с людьми. Я не только подтянула свой уровень английского, но и стала лучше понимать логику окружающего мира и людей в целом. У каждого студента свой бэкграунд и при объединении различных мнений действительно рождалась истина.
На втором курсе участвовала в курсе по социальному проектированию от петербургского кампуса, на который записалась через ярмарку проектов. На проекте были студенты разных кампусов и специальностей, что помогало вырабатывать интересные точки зрения на семинарах и смотреть на проблему под разными углами: как историки, лингвисты, социологи и даже философы.