• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Лучший способ предсказать будущее — создать его самому»: в Питерской Вышке прошел Форсайт-конгресс 2023

Форсайт-конгресс с 2015 года проводится на площадке Питерской Вышки. В этом году мероприятие вошло в программу Петербургского международного образовательного форума. На конференцию зарегистрировались более 700 человек, среди которых 159 докладчиков. Как прошел Форсайт-конгресс 2023 — в материале.

«Лучший способ предсказать будущее — создать его самому»: в Питерской Вышке прошел Форсайт-конгресс 2023

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

25 марта Питерская Вышка в девятый раз стала площадкой для Форсайт-конгресса. В этом году конгресс прошел под названием «Образовательные инициативы: Новые отношения». Конференция объединила педагогов, управленцев, методистов, социальных предпринимателей, психологов, исследователей, родителей и учеников.  Дискуссия строилась вокруг позитивных практик, которые точечно применяются в обучении уже сейчас и в ближайшем будущем смогут стать ориентиром в изменяющемся мире. 

В этом году мероприятие вышло на качественно новый уровень и впервые проходило в рамках Петербургского международного образовательного форума.

Всего на Форсайт-конгресс зарегистрировались более 700 участников и 159 спикеров из пяти стран мира: России, Беларуси, Великобритании, Финляндии и Германии. 

НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

На пленарной сессии Форсайт-конгресса в качестве открывающего спикера выступил заместитель председателя Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга Михаил Пучков. Он задал рамку всем последующим дискуссиям конгресса — отношения в сфере образования трансформируются под грузом внешних вызовов: новые технологии, цифровизация, экономический кризис и так далее. Отсюда появляется вопрос: как эффективно поддерживать высокое качество отношений между субъектами образовательного процесса?

Поиском ответа на этот вопрос и занимались участники конгресса на шести инициативных сессиях: 

  • «Инициаторы экстраполяций»,

  • «Инициаторы проектов»,

  • «Инициаторы управления»,

  • «Инициаторы футурологии»,

  • «Инициаторы фантастики»,

  • «Инициаторы цифры». 

На каждой сессии два ключевых спикера представляли свои доклады. Например, на сессии «Инициаторы экстраполяций» выступили Наташа Керш, доктор философии в Институте образования Университетского колледжа Лондона (UCL), и Татьяна Канонир, директор Аспирантской школы по образованию Московской Вышки. Доклад первой был посвящен переходу от школы к работе: как сделать так, чтобы этот путь был менее сложным эмоционально для детей, родителей и педагогов? Исследовательница подняла вопросы о том, какие траектории перехода превалируют среди молодых людей сегодня и какие методы уже используются. За докладами ключевых спикеров следовали выступления участников конгресса, которые делились эффективными решениями и инициативами. 

В сессии «Инициаторы фантастики» ключевая роль была отведена старшеклассникам. Вместе с экспертами участники детского Форсайта обсуждали проектную культуру и способы ее формирования. Учебные проекты и исследования могут помочь конкретной школе стать лучше, но на сегодняшний день проектный потенциал в школах используется мало в сравнении, например, с университетами, где проекты стали повседневной практикой.

НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Финалом Форсайт-конгресса стал Меморандум для Школы 2030 — документ, в который вошли разработанные на инициативных сессиях тезисы. Меморандум предлагает видение современной школы в условиях изменчивости и неопределенности. Она может стать местом зарождения позитивных изменений за счет практико-ориентированных проектов и использования потенциала цифровых технологий.

Наталья Заиченко, профессор департамента государственного администрирования и академический руководитель магистерской программы «Управление образованием»

Заиченко Наталья Алексеевна

В 2023 году эстафету научного руководства конгрессом передали мне от профессора, члена-корреспондента РАО Олега Лебедева. Я считаю конгресс знаковым и традиционным мероприятием Питерской Вышки — другого научно-общественного события подобного рода в Питерской Вышке нет. 

Включенность Форсайт-конгресса в повестку Петербургского международного образовательного форума — новый высокий статус нашего мероприятия, ведь у Петербургского форума гораздо большие горизонты и в российском, и в международном масштабе. Нам важно быть в пуле форума, именно там наш конечный адресат — люди, считающие себя ответственными за образование.  

На таких мероприятиях «люди идут на людей», поэтому важны не столько темы, сколько ключевые докладчики и руководители сессий, готовые обсуждать заявленные темы. В этом основной фокус Форсайта 2023 — ключевые люди конгресса, ключевые модераторы. 

Форсайт — это всегда разговор о будущем с разных точек зрения. Наш интерес — Школа в широком понимании этого слова, или образование. А образование — это прежде всего отношения. Заглавная тема этого года — поиск ответов на вопрос: «Что мы готовы взять из настоящего, чтобы попасть в успешное образовательное будущее к 2030 году?». По сути, это разговор о том, насколько ответственно мы, люди из образования, бизнеса и культуры, ведем себя сегодня, и думаем ли мы о том, что мир принадлежит детям наших детей, и что мы передаем им для будущего, которое наступает сегодня. 

Эти темы важно обсуждать всегда, не только сегодня. Просто сегодня разговор про завтра особенно актуален. Мы вновь переживаем эпоху сложности, хрупкости и неопределенности. Как нам не думать о будущем? По словам Питера Друкера, лучший способ предсказать будущее — создать его самому, вот для это мы и собрались.

Лариса Цветкова, заместитель директора по научной деятельности НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Цветкова Лариса Александровна

Форсайт-конгресс объединяет сотрудников системы образования, и это важно! Если мы не будем думать сегодня о будущем образования, мы не успеем подготовиться к тому, что будет завтра. Особенностью современного мира является его быстрая изменчивость. Уметь прогнозировать и быть готовым к быстрым изменениям — важная компетенция сотрудников системы образования, тем более что в целом система образования, скорее, не является быстро меняющимся институтом. В этом есть свои плюсы — умение сохранять накопленный опыт, и свои минусы — можно не успеть за изменениями, которые происходят вокруг, а значит, навсегда отстать.

Важно, чтобы все управленческие решения в системе образования принимались на основе результатов научных исследований, это происходит не всегда. Важно, чтобы наука и практика образования были не оторваны друг от друга, но тесно взаимодействовали.