• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Завершился первый этап школы по практическому программированию и анализу данных

Более 300 старшеклассников приняли участие в школе по программированию и анализу данных – 2023. За пять дней они прослушали девять лекций от преподавателей Питерской Вышки и экспертов таких компаний, как VK, «Сбер», «Тинькофф», «1С» и BIOCAD и отработали знания на двух воркшопах. В мае состоится второй, очный этап, подать заявку можно до 2 апреля. Чем запомнится первый этап школы – в материале.

Завершился первый этап школы по практическому программированию и анализу данных

© iStock

В конце февраля состоялся первый этап школы по практическому программированию и анализу данных – 2023. Пять дней преподаватели университета и специалисты из крупных IT-компаний, рассказывали старшеклассникам о машинном обучении и нейросетях, а также о задачах, с которыми сталкиваются аналитики и разработчики. Первый этап школы прошел в онлайн-формате. Всего в нем поучаствовали 370 участников из более чем 80 городов.

Михаил Мухин, декан Санкт-Петербургской школы физико-математических и компьютерных наук

Мухин Михаил Сергеевич

Несмотря на то, что проектная школа проходила в праздничные и выходные дни, многие школьники предпочли провести их с пользой, изучая основы машинного обучения, алгоритмов и программирования.

Большой интерес привлекли лекции индустриальных партнеров проектной школы: VK, «Сбер», «Тинькофф», «1С» и BIOCAD. У участников была замечательная возможность познакомиться с задачами, которые решают компании, познакомиться с разработчиками и экспертами по анализу данных, пообщаться напрямую и узнать особенности их работы. Мы старались показать участникам широкий перечень IT-тематик, чтобы они смогли найти интересные для себя направления.

К первому этапу присоединилось большое количество старшеклассников из разных регионов страны. Мы получили более 350 заявок на участие в онлайн этапе.  Примерно 30% участников из Санкт-Петербурга, остальные – из Москвы (15%), Екатеринбурга (7%), Московской области (5%), Новосибирска (3%), Нижнего Новгорода (3%), Уфы (3%), Перми (3%) и других городов. Среди участников онлайн этапа было достаточно много школьников, увлеченных IT-направлениями, которые продемонстрировали свои успехи в профильных предметных олимпиадах.

В мае на очном этапе школьники в командах до пяти человек будут решать реальные задачи по машинному обучению, анализу данных и программированию от партнеров проектной школы. Ребята будут работать под кураторством сотрудников IT-компаний и представителей факультета. Они получат важный опыт совместной работы: распределения ролей, следования дедлайнам, нахождения общего языка в команде и взаимовыгодного сотрудничества. Участие в очном этапе – возможность выполнить классный проект, который станет ценным дополнением к резюме. Он поможет попасть на стажировки, например, после первого курса обучения в университете. Мы будем рады, если им станет Питерская Вышка.

Первую лекцию школы провел Олег Свидченко, стажер-исследователь Центра анализа данных и машинного обучения. Он объяснил, в чем разница между  искусственным интеллектом и машинным обучением.  Искусственный интеллект — это общее название алгоритмов, которые умеют решать интеллектуальные задачи, но не обязательно обучаются. С машинным обучением все сложнее – оно само строит алгоритмы обучения. Также Олег Анатольевич рассказал, как обучить нейросеть. Новые знания слушатели отрабатывали на воркшопе, где в режиме реального времени нужно было написать свою модель. 

Второй день начался с лекции Дмитрия Чубченко, продуктового аналитика Tinkoff Origination Platform. В своем выступлении он рассказал о задачах продуктового аналитика «Тинькофф». Это и построение ML-моделей, алгоритмов и дашбордов, и A/B-тестирование, и проверка продуктовых гипотез, и общение с пользователями. Продуктовые аналитики ищут наиболее подходящие решения для бизнеса и оптимизируют затраты на выпуск продукта в компании. Слушателям школы, которые в дальнейшем видят себя в аналитике, спикер рассказал о стажировках в «Тинькофф». 

О принципах обработки больших данных рассказал Дмитрий Бугайченко, управляющий директор по исследованию данных в компании «Сбер». Лекция была построена вокруг одной задачи, которая появилась еще в 2016 году на хакатоне от «Одноклассников» – предсказать дружбы пользователей по графу дружб. Тогда задача оказалась не самой простой, и даже опытные исследователи данных не могли ее решить. На лекции слушатели вместе со спикером обрабатывали данные и изучали, как это можно делать: с помощью хэш-таблиц, фильтра Блума и так далее. 

В третий день прошли две лекции: одна — про линейную модель от Олега Свидченко, а другая — про рекомендательные системы. О последних рассказал Николай Анохин, ведущий специалист по машинному обучению в «Одноклассники». На примере музыкальных рекомендаций, Николай объяснил, как устроены рекомендательные системы. Они помогают пользователям найти то, что им могло бы понравиться, а бизнесу – улучшить пользовательский опыт, увеличить продажи и повысить лояльность клиентов. 

Предпоследний день школы начался с лекции Александра Трифонова, программиста в АО «Кронштадт». Вместе с коллегой, Иваном Михновичем, Александр рассказал про алгоритмы принятия решений в роевых системах. Это суперкомпьютеры, которые отвечают за хранение или обработку данных. Такие системы могут быть распределены по всему миру и содержать огромное количество серверов. На лекции слушатели узнали, как управлять роевой системой и какие основные алгоритмы для этого используются. Второй лекцией четвертого дня стало выступление Александра Пащенко, преподавателя курса «Проектирование высоконагруженных систем» в «VK образование». Он рассказал, чем занимаются backend-разработчики, дал советы, как всегда быть востребованным специалистом и как сделать свою работу интересной.

В завершающей день перед участниками школы выступили Александр Морозов, руководитель отдела обеспечения качественной и эффективной работы программ у корпоративных клиентов компании «1С», и Максим Кольцов, руководитель отдела разработки биоинформатических сервисов BIOCAD. Александр рассказал про SRE-инженеров, которые поддерживают бесперебойную работу высоконагруженных сервисов. А Максим познакомил слушателей с темой «Практический опыт использования Haskell для реализации быстродействующих алгоритмов и интеграция этих решений в другие системы». Эксперт рассказал про преимущества Haskell и поделился способами его интеграции в  IT-инфраструктуру.

Второй этап школы пройдет с 1 по 6 мая. Он состоится в очном формате в «Кочубей-центре». На этом этапе участники будут работать над собственным проектом под руководством ведущих экспертов из отрасли. Чтобы принять участие в очном этапе, нужно пройти онлайн-курс по алгоритмам, принять участие в контесте, а также подать заявку на участие до 31 марта. Подробнее об условиях участия можно почитать на сайте школы.