• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Будьте цельными и ценными для своей команды»: Ольга Макарова — о работе в бизнесе и преподавании

Ольга Макарова — преподаватель Школы экономики и менеджмента Питерской Вышки. В 90-е она была среди тех счастливых людей, которые хорошо разбирались в экономике и иностранных языках. Благодаря этому она долгое время работала финансовым руководителем в таких крупных компаниях, как AT&T, Gillette CIS, Tele2, Pratt & Whitney, а потом перешла в образование и консалтинг. Как Ольга Всеволодовна начала карьеру и что стоит взять на заметку студентам — в нашем материале.

«Будьте цельными и ценными для своей команды»: Ольга Макарова — о работе в бизнесе и преподавании

Фото НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

— Вы долго работали в разных крупных международных компаниях. Тяжело было в них попасть?

— Мне повезло. В 1993 году я окончила специалитет по международным экономическим отношениям в ФИНЭКе, знала два языка и уже работала бухгалтером. Это был первый выпуск программы, аналогичных специалистов на рынке не существовало. Иностранные компании в 1993-м как раз начали активно заходить на российский рынок, и мы были нарасхват. Когда я поступала, такой потребности не было, экономика была еще советской. Прислушалась к мнению родителей, хотя очень не хотела быть бухгалтером.  

Устраиваться на работу в крупные компании тогда было страшновато, я даже пряталась от телефонных  звонков. Ведь мне сразу начали предлагать должности главного бухгалтера. Я недоумевала, почему они вообще ищут на эту позицию человека, который ни разу в жизни не вел бухгалтерию. Как оказалось, в то время был такой тренд: компании старались нанимать людей, не «испорченных» советскими знаниями, чтобы их научить с нуля. Но это оказалось большой ошибкой: все-таки нельзя игнорировать законодательство и правила страны, куда входишь. Для руководящих должностей знания и опыт очень важны, просто надо уметь их гибко использовать. 

Но однажды я все-таки взяла трубку и сама сказала: «Главным бухгалтером не буду». Это была компания AT&T.  Отказ поняли, но предложили просто прийти пообщаться. В итоге я проработала там четыре года — ассистентом финансового контролера по Европе, а первые три месяца одна полностью вела все участки бухгалтерии.

Я очень горжусь, что не перескочила через «черную работу руками» в своей карьере. Это совершенно необходимо: надо лично изучить механизм, чтобы все понимать, когда окажешься наверху. Благодаря знакомству с первичным учетом, я  оказалась среди первых специалистов, которые выявили проблему использования данных российского учета для подготовки отчетности по стандартам GAAP и стали искать методологические решения.

— Без чего у вас не получилось бы достичь успеха?

— Без помощи родителей на старте и без поддержки единомышленников по пути. Студентам нужно с чего-то начинать, должны быть люди, которые в них верят и закладывают для них фундамент. Но дальше все зависит от того, как вы сами строите команду поддержки. Еще, конечно, на все новое нужны бесстрашие и характер трудоголика, особенно в 90-е —  экономика только строилась.

— Вы работали в бизнесе больше 15 лет. Какие у вас впечатления от этого?

— Работа внутри бизнеса — пороховая бочка. С одной стороны, это всегда интересно и много драйва, а с другой — очень тяжело, особенно когда все постоянно меняется. Все-таки ресурс человека не безграничен, а мы и по ночам иногда работали, да и раньше десяти вечера уходили домой редко. Очень интенсивный график: ни на что, кроме работы, времени не хватало. Я думала, это временно, все построим и будем спокойно работать… Но оказалось, динамика и неопределенность — это новая нормальность, и скучно не будет никогда.

И было еще одно откровение: чем старше мы становимся, тем меньше у нас свободного времени. Активный человек всегда чем-то занят, просто кто-то выбирает для себя хобби, а кто-то — бизнес. Я с детства была мотором, постоянно чем-то увлекалась — от музыки и театра до альпинизма. Совмещала это с непростой учебой в английской школе, затем в физико-математическом лицее № 239 и дальше — в престижном вузе. Часто не высыпалась, постоянно пробовала что-то новое и двигалась вперед. Так что на моем жизненном пути интересы не столько менялись, сколько пополнялись новыми. Их разнообразие сделало меня цельным человеком.

Бизнес стал моим новым, уже профессиональным увлечением. Настоящее приключение — погружаться в специфику каждой новой компании: узнавать, как в ней выстроены процессы, как вообще работает этот механизм. Узнавать бизнес — все равно что знакомиться с новым человеком, это завораживает.

— Потом вы постепенно начали заниматься консалтингом. Как вы восприняли переход к чему-то новому?

— Консалтинг стал органичной деятельностью, когда я ушла из бизнеса в образование, именно он проявил ценность опыта в разных компаниях. Менять работу время от времени — это тренд в нашей экономике последние 25 лет, но нормой он стал совсем недавно.

Когда я меняла работу примерно раз в четыре года, мне было немножко стыдно, хотя в новую компанию я шла за своей командой или по приглашению: что-то спасать, внедрять или развивать. Многие мои возрастные коллеги работали на предприятиях и по 20 лет. Но время направило меня по другому пути и дало огромный опыт для консалтинга, это стало моим конкурентным преимуществом. И, конечно, пройдя через разные коллективы, я обрела главную ценность — профессионалов-единомышленников, с которыми продолжаю общаться и по сей день. 

Думаю, если работать увлеченно и ответственно, полностью отдаваться своему делу и доверять коллегам, то окажется, что ваш путь был правильным и выигрышным.

Но летать с одной работы на другую раз в несколько месяцев все-таки тоже не стоит. Очень важно вдумчиво выбирать профессиональную и ценностную дорогу, не отбрасывать накопленный опыт. Если человек находит интерес во всем и считает это своим преимуществом, — здорово, он сможет применить это дальше. Нельзя обесценивать свой опыт и знания только потому, что дело человеку перестало казаться интересным. Это не гибкость, а безответственность.

— Как студенту устроиться на работу в сферу консалтинга? Какие есть варианты?

— Можно устроиться в какую-то маленькую консалтинговую компанию. Там, как и в другом небольшом бизнесе, можно с ходу себя проявить и сразу работать автономно и креативно… Если повезет. Но вот на масштабные проекты и системность там вряд ли можно рассчитывать. И не факт, что найдется компетентный наставник. Если хочется масштабности и системного опыта — лучше идти в российские подразделения бывшей «большой четверки» или другие крупные компании. Там накоплен большой опыт и достаточно профессионалов, у которых многому можно научиться. Но сначала нужно будет стать хорошим исполнителем. 

Плюсы работы в большой компании в том, что вы научитесь понимать масштабный бизнес, станете частью большого механизма, и у вас будет некоторая стабильность. Конечно, это скучно на первых этапах, но зато полезно. Вот, например, в Gillette, куда меня пригласили на управленческую позицию, у меня было очень много исполнительской работы: мы постоянно делали отчеты, что-то сводили и анализировали. Ничего нового мы, конечно, не создавали. По сути, задача была — обеспечить бесперебойную работу системы и ее развитие. Но зато там я изучила кучу инструкций и правил о том, как все должно работать в большой компании и при этом эффективно расти. Вот такому в маленькой компании не научишься.

— С 2008 года вы начали преподавать и с тех пор могли наблюдать за подходами к образованию в самых разных университетах. Чем вам близка Вышка?

— В Вышке есть акцент на то, чтобы работать с реальными кейсами и практиками компаний. Таким образом университет преодолевает проблему, когда студенты получают исключительно теоретические знания из учебников. Важно, чтобы от нас выходили не только с дипломом и кучей теории в голове, но и с умением проанализировать любую компанию, предложить реалистичную программу ее развития. Это не самая простая задача, зато у выпускников потом выше шансы на более интересные проекты в компании, если они лучше понимают, как все работает на практике.

На занятиях мы тоже часто разбираем ситуации в реальных компаниях. Люблю давать задания на то, чтобы ребята выбрали какую-нибудь существующую компанию, информацию по ней, отчетность, а потом объяснили, что сейчас с этой компанией происходит, как она выглядит экономически, какие перспективы.

Еще мне радостно, когда студенты задают вопросы. Они при этом говорят иногда: «У меня глупый вопрос». А я вот считаю, что глупых вопросов не бывает. Если человек интересуется, готов рассуждать — уже получается интересный диалог. Сейчас к 3–4-му курсу у наших студентов бакалавриата обычно накоплено столько знаний, что они могут с легкостью общаться не только с преподавателями, но и вести профессиональный диалог с бизнесом. А у магистрантов обычно еще и опыт работы есть!

Мне очень нравится учиться у студентов — когда заинтересованные ребята приносят какие-то интересные факты, статьи или вопросы по экономике и бизнесу, новости компаний. Очень здорово потом обсуждать с ними все эти материалы, потому что в одиночку за всеми бизнес-новостями уследить сложно, а тут нас много. Пытаемся понять, как применить к этим новостям полученные знания.

— Что может помочь студенту продвинуться в карьере, если у него экономическая специальность?

— Начните с интересного и перспективного места работы. Экономическое мышление нужно везде. Но не пытайтесь перепрыгнуть сразу на позицию руководителя, попробуйте сочетать ее с чем-то попроще — так у вас будет больше опыта. Можно, например, такой вариант предложить: «Я стану руководителем проекта, но при этом буду вести какой-то участок учета или отчетности в компании. Или стану участвовать во внедрении какой-нибудь IT-системы». Я сама внедряла много учетно-аналитических систем, потому что это было необходимо, и это всегда помогает лучше понять и выстроить бизнес, с которым работаешь. 

Не отказывайтесь от бесплатных стажировок — особенно если речь про большую и достойную компанию. Ведь в самом начале пути еще нужно себя проявить и накопить опыт. Есть такой фильм с Уиллом Смитом «В погоне за счастьем» — он как раз об этом. Там у главного героя была семья и проблемы с деньгами, но он согласился на бесплатную стажировку в знаменитой брокерской компании ради работы мечты и вкалывал как проклятый. Пройдя через лишения, он стал знаменитым бизнесменом и очень богатым человеком. Можно повторить историю его успеха!

Но самое главное — будьте полезными для своего коллектива и руководства компании. Если вы видите, что нужно компании, и готовы это делать, то вас безусловно оценят. Можно начать с какого-то маленького и несложного задания, с которым вы можете легко помочь. А когда освоитесь, сможете разглядеть какую-то комплексную проблему, предложить руководству, как ее решить и поучаствовать в этом. Если постоянно быть в активной и помогающей позиции — легко взобраться на самый верх. Но будьте готовы трудиться без устали. 

А еще помните, что наверх нельзя попасть в одиночку: вы обязательно должны быть с коллективом и нести ответственность за команду, которую создали. Умение наладить отношения с коллегами и найти единомышленников — это важное качество, нужно быть эмпатичным и готовым слушать других. В одиночку — будь человек хоть самый образованный и знающий — развиться в бизнесе невозможно. Мечтайте аналитично, трудитесь увлеченно, общайтесь эмпатично, берите на себя ответственность — и порадуетесь знакомству с самим собой!

18 декабря в Питерской Вышке пройдет День открытых дверей программы «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике». На встрече можно будет задать вопросы академическому руководителю программы. Чтобы участвовать, необходимо зарегистрироваться.