• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Санкт-Петербург глазами приезжей молодежи»: новый студенческий проект Центра молодежных исследований

Студенты-социологи бакалавриата и магистратуры проведут исследование путей социального включения в жизнь мегаполиса молодых людей, приехавших на обучение в Петербург. Руководитель проекта Ирина Лисовская рассказывает о задачах и планах исследовательской группы.

«Санкт-Петербург глазами приезжей молодежи»: новый студенческий проект Центра молодежных исследований

© iStock

Переезд в крупный город для получения образования для многих сопряжен с трудностями, связанными не только с адаптацией к процессу обучения в университете, но и с адаптацией к ритму нового города, новым людям. По сути, все, что окружает приезжего, — новое и непривычное. Студенты-мигранты имеют различные мотивы переезда, образы и представления о городе, которые становятся неотъемлемой частью их личных образовательных и биографических траекторий, опыта социального включения. 

В проекте «Санкт-Петербург глазами приезжей молодежи: образы города, пути социального включения в жизнь мегаполиса» фокус сделан на изучении индивидуальных путей социального включения студентов-мигрантов, а также на осмыслении мотивов и образов, связанных с Санкт-Петербургом. Для реализации задачи будут задействованы визуальные методы и интервью-прогулка. 

Это не первый проект Центра молодежных исследований, посвященный образовательной миграции. Летом 2022 года в Казани исследователи из Питерской Вышки собирали полевой материал в рамках партнерского проекта «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Казанского федерального университета (КФУ). Во время экспедиции студенты Питерской Вышки гуляли по городу, а выпускники КФУ делились с ними своим личным восприятием Казани. Помимо интервью-прогулок были собраны ментальные карты — информантов просили схематически нарисовать Казань, как они ее видят.

Подробнее о стартующем в Петербурге проекте рассказывает Ирина Лисовская, руководитель проекта и младший научный сотрудник Центра молодежных исследований.

Ирина Лисовская, преподаватель, младший научный сотрудник Центра молодежных исследований

Лисовская Ирина Викторовна

У нас в Центре молодежных исследований есть проект, который называется  «‎Сценарии образовательной миграции»‎. Нынешний проект «Санкт-Петербург глазами приезжей молодежи: образы города, пути социального включения в жизнь мегаполиса» с участием студентов идет в дополнение к основному. 

Основная задумка проекта — посмотреть, как приезжие студенты включаются в жизнь Петербурга, как развивают свою гражданственность, как участвуют в городских и университетских мероприятиях, как преодолевают барьеры, возникающие в процессе освоения на новом месте. Еще нам интересно прослеживать, как меняются мотивации студентов во время обучения. 

Этим летом магистранты программы «Современный социальный анализ» проводили аналогичное исследование в Казани. Тогда в нашу выборку входили иногородние студенты и выпускники КФУ. Во время исследования мы заметили очень яркие образы Казани. Здесь я говорю о мотивах образовательной миграции, которые связаны с представлением о городе, — такой некий романтический шлейф. Часто студенты говорили, что выбирают не столько вуз, сколько город. 

Сейчас мы решили рассмотреть приезжую молодежь Петербурга еще детальнее — включить в выборку студентов не только Вышки, но и других вузов города. Интересно посмотреть, как изменятся образы города и образовательные мотивы при расширении выборки. 

Что мы будем делать? Во-первых, разберемся в том, через какие городские локации студенты чаще всего выстраивают свой опыт взаимодействия с городом: где они находят друзей, где проводят свободное время. Ну а во-вторых, посмотрим, как опыт включения трансформируется во времени и какую роль играют образы Санкт-Петербурга. Чтобы отследить изменения, мы обратимся к интервью с текущими студентами и выпускниками Вышки.

Мы уже набрали студенческую исследовательскую группу. Должно было быть десять человек, но взяли чуть-чуть больше. На мое удивление, проект вызвал ажиотаж среди студентов и бакалавриата, и магистратуры.