• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гипотезы, проекты и тренинги: как прошел хакатон по анализу данных для старшеклассников

В выходные с 24 по 25 сентября в корпусе на Кантемировской прошел хакатон олимпиады DANO по анализу данных для школьников. Его организует Высшая школа экономики в партнерстве с «Тинькофф». В мероприятии приняли участие более 120 школьников. Рассказываем, как прошли соревнования в Петербурге.

Гипотезы, проекты и тренинги: как прошел хакатон по анализу данных для старшеклассников

Фото Питерской Вышки

Хакатон олимпиады DANO помогает участникам попробовать себя в роли аналитиков данных и поработать над собственным исследованием больших данных. Так ребятам намного проще понять, подойдет ли им эта профессия в будущем. Соревнования предназначены для школьников 9–11-х классов. Чтобы участвовать, ребята разбивались на команды от четырех до шести человек.

Михаил Сергеевич Мухин, декан Школы физико-математических и компьютерных наук

Мухин Михаил Сергеевич

Для участников работа над проектом хакатона может стать первым шагом на пути в IT-сферу, способом увидеть профессию изнутри. Для факультета это возможность познакомиться с потенциальными абитуриентами. С каждым годом мы отмечаем все больший интерес к проектному обучению, когда теория чередуется с практикой. По итогу каждый участник получает готовый кейс, который может стать первым в портфолио.

Наш факультет имеет большой опыт в проведении подобных мероприятий и старается всячески их поддерживать. Мы уже два года реализуем собственную проектную школу по программированию и анализу данных, и именно поэтому мы приветствуем такие форматы, как хакатон. Ведь мы верим в эффективность таких образовательных подходов.

Задания на хакатоне выстроены таким образом, что школьники учатся работать с большими массивами данных на близких к реальным задачах. Например, в этот раз команды участников должны были исследовать оценки, которые пользователи онлайн-карт из Москвы и Петербурга ставят местным кафе и ресторанам. Были данные как об отзывах, так и о самих кафе — среднем чеке, среднем рейтинге и особенностях заведений. Команды сопоставляли их и выдвигали гипотезы, полезные для бизнеса или государственного регулирования. Для жюри важно, чтобы конкурсанты проверяли данные для разных подгрупп и формулировали ограничения внутри своих гипотез.

В первый день соревнований участники разбились на команды и начали работать над проектом. Во второй они продолжали решать задание, а потом упаковывали полученные результаты в презентации. Дальше ребятам нужно было защищать свои гипотезы перед жюри, которое состояло из преподавателей, академических руководителей программ и представителей компаний-партнеров.

Эксперты довольны работами участников: кто-то лучше совладал с инструментами анализа данных, а кто-то — с гипотезами и идеями.

Алена Владимировна Суворова, академический руководитель магистерской программы «UX-аналитика и проектирование информационных систем»

Суворова Алёна Владимировна

Работы участников мне в целом понравились. Все они очень разные: в одних лучше проработана техническая часть, в других больше интересных идей и вопросов. В этом и прелесть проектов по анализу данных для проверяющего: нет правильных ответов, неожиданные идеи всегда есть, хотя данные одни и те же. 

Мне кажется, основная польза от хакатона для ребят состоит в том, чтобы понять — хотят ли они быть аналитиками. На соревнованиях школьники работают с реальными, хоть и почищенными данными: в них нужно разобраться, с первого взгляда непонятно, как с ними работать дальше, в них может чего-то не хватать для ответа на интересный вопрос. Для аналитиков это рутинная работа. Не всегда есть понятный алгоритм действий, нужно самостоятельно формулировать гипотезы, нужно их проверять, нужно их менять и задавать себе вопросы. Если ребята поймут, что им такое не подходит, это тоже нормально: у них будет больше времени на поиски. А если им понравилось, то отлично, можно разбираться дальше.

Школьники не оставались с задачами один на один. Им всегда можно было попросить помощи у менторов из числа студентов профильных программ Питерской Вышки. Менторы подталкивали конкурсантов к гипотезам и давали полезные подсказки.

Евгений Гухман, 1-й курс, ОП «Прикладная математика и информатика»

Евгений Гухман, 1-й курс, ОП «Прикладная математика и информатика»

[На мероприятии] я хотел пообщаться с будущими первокурсниками. Менторы помогают разобраться со своими проектами и в том, чего им хочется в будущем. Мне задавали вопросы насчет презентаций, прогрузки слайдов и графиков. Менторы всегда помогают участникам, но не делают все за них. Если человеку дать рыбу, он не научится ее ловить, а вот если дать удочку, то он разберется. Мы стараемся натолкнуть участников на мысль о том, как решить задачу, если у ребят что-то не получается. 

Все участники могли общаться между собой во время кофе-брейка. Но были и дополнительные активности от Питерской Вышки. Студенческая театральная студия «Свой вариант» приготовила для участников тренинг на внимательность и открытость. А Школа физико-математических и компьютерных наук провела экскурсию по корпусу на Кантемировской, в конце которой Федор Борисович Свинарев показал для ребят опыты по физике.

Ульяна Келеева, участница хакатона, учится в 10-м классе

Ульяна Келеева, участница хакатона, учится в 10-м классе

Я до этого участвовала в одном кружке от Вышки и ходила на пару олимпиад, и мне пришло на почту сообщение о хакатоне. Я заинтересовалась и захотела поучаствовать. Мне было интересно просто попробовать, потому что это явно не последний мой хакатон — правда, не знаю, по этому направлению или нет, но опыт такой должен быть обязательно. Если я даже [пойду] не в анализ данных, то в программирование, а значит, мне придется иметь дело и с хакатонами, и с совместными проектами, и с незнакомыми людьми, поэтому уж лучше учиться сейчас, чем потом. 

Было интересно сидеть и разбираться в том, что успела забыть или даже не знала до этого. Сложнее всего было уложиться и [сделать все] вовремя, потому что у нас в команде было четыре человека, поэтому мы сдавали презентацию и одновременно загружали ее на диск и отсылали.

Анна Толстая, участница хакатона, учится в 9-м классе

Анна Толстая, участница хакатона, учится в 9-м классе

В таком мероприятии я участвую впервые, у меня остались прекрасные ощущения: с нами были менторы, которые были для нас как педагоги. Для меня хакатон стал возможностью увидеть себя в профессии аналитика и хорошо провести время. И в целом мероприятие останется для меня хорошим воспоминанием, потому что оно дало мне новые умения, новые знания и работу в команде — все, что понадобится дальше в жизни.

Не могу выделить на хакатоне ни самого сложного, ни самого легкого задания. Создание проекта, презентация и защита — все эти три этапа были сложными. Сама по себе работа была проблемно-интересной.

Призовые места места на хакатоне получили три команды. Это позволит школьникам сразу пройти на второй этап олимпиады DANO. Если они потом покажут отличные результаты на самой олимпиаде, то смогут учиться в Вышке на местах за счет средств университета или получат дополнительные баллы для поступления. 

Список победителей

Поздравляем ребят и желаем им удачи на втором туре олимпиады DANO.

I место

Дмитрий Колесников 

Даниил Костин  

Николай Красненко 

Николь Кузьмина  

Ксения Тальберг

II место 

Виктория Владыка 

Артем Меркурьев 

Ева Рипп

Диляра Шарафетдинова

Елизавета Яваева

III место 

Алена Баранова 

Роман Геллер

Максим Левонюк 

Василий Микаэлян 

Анастасия Холоднюк