«Мои ожидания не были напрасными»: археологическая практика и находки студентов-историков
Летом две группы студентов ОП «История» съездили на археологическую практику в Великий Новгород и Старую Руссу. Ребята со старших курсов и Адриан Александрович Селин курировали работу студентов. Как прошла практика, каковы цели этого образовательного метода и что ребята нашли на раскопках — в нашем материале.
В этом году студенты-историки вели археологические работы на Троицком раскопе в Великом Новгороде и на Пятницком раскопе в Старой Руссе. Троицкий раскоп — один из самых больших и известных в Великом Новгороде. Когда-то на нем работал знаменитый историк Валентин Лаврентьевич Янин, который первым использовал берестяные грамоты в качестве исторического источника. Сейчас раскоп делится на несколько участков, на некоторых из них археологические исследования продолжаются.
В Новгороде студенты Питерской Вышки работали на Троицком раскопе-15, где находилась усадьба достаточно обеспеченной семьи. Они добрались до слоев X–XI веков и дошли до слоя, в котором уже не было следов жизнедеятельности человека. Слой датирован по методу дендрохронологии — то есть, по количеству годичных колец у ствола дерева. В Старой Руссе студенты работали на Пятницком-II. Они раскапывали городскую усадьбу с видимым въездом, кусочком улицы и забором. В этот раз ребята добрались до слоев, которые датируются концом XII — началом XIII века. Все находки студентов относятся к тем же периодам.
Цель археологической практики для студентов ОП «История» — познакомить студентов с археологией и еще одним методом исследования. Он полезен даже тем ребятам, которые планируют связать свои работы с другим историческим периодом. Практика помогает развивать междисциплинарность, что особенно полезно для гуманитарного образования. Куратор практики в Великом Новгороде и студент 4-го курса Иван Бурмистров изучает политическую субъектность в разнообразии Российской империи XIX и начала XX века, но считает практику полезной. «Новгород — тоже воплощение этого разнообразия. Просто здесь оно видно не по архивным текстам, а по археологическим находкам», — говорит студент.
Адриан Александрович Селин, академический руководитель ОП «История»
Важнейшая задача, которая ставилась перед ребятами во время практики, — разобраться, что могут дать археологические источники и методы, а чего дать не могут. Полагаю, это очень важно для всех коллег, получающих историческое образование, вне зависимости от эпохи или проблемы, которыми придется заниматься в дальнейшем.
Тем, кто изучает Средние века, археологическая практика особенно полезна. Куратор практики в Старой Руссе и студент 4-го курса Виталий Клейменов занимается военной и социальной историей Северо-Запада Руси в Средние века. Он мечтал съездить на практику повторно, потому что после отъезда ребят в прошлом году на этом раскопе нашли несколько предметов из комплекса вооружения всадника. «Это редкие находки, не всегда получается реконструировать комплекс вооружения конного воина полностью. В этом году я надеялся, что будут похожие, и мои ожидания были не напрасными! Нашли бронебойный наконечник стрелы и хорошо сохранившийся фрагмент шпоры», — делится Виталий.
Что студенты нашли на раскопе в Новгороде
Женский бронзовый браслет. Студенты нашли верхнюю часть пластины, на которой были углубления по бокам.
Нож с деревянной рукояткой, который хорошо сохранился и не истлел. Размер находки — около 20 сантиметров. Студенты предполагают, что нож был хозяйственным. Однако они допускают, что его могли использовать для работы с деревом или кожей, потому что обработка древесины была важным ремеслом для Новгорода.
Дно берестяного короба диаметром 30 сантиметров. Предмет обнаружили в дегте, и именно поэтому он сохранился — его спас деготь. Студенты говорят, что если проанализировать остатки на этом дне, можно понять, что хранили в коробе.
Сковородка. Ее нашли между деревяшками внутри дома, сохранилась она не полностью. Однако этой находке все очень обрадовались. Если исследовать пригар с этой сковородки, станет понятно, что ели жители этой усадьбы в XI веке.
Остатки жизнедеятельности. Студенты находили лоскутки кожи от одежды и кости животных. Студенты предположили, что на этом участке активно вели сельское хозяйство.
Что студенты нашли на раскопе в Старой Руссе
Фрагмент деревянной стрелы. Это либо детская игрушечная стрела, либо стрела с тупым наконечником для охоты на пушного зверя. Такие использовались, чтобы не портить шкурки.
Украшения. Главные находки — фрагмент серебряного браслета и несколько бусин. Были еще части стеклянных браслетов, но археологи часто их находят. Такие украшения были очень популярными в домонгольский период. После нашествия Батыя их начали делать реже, а декора на таких браслетах стало меньше.
Целый поршень. Это такая простая кожаная обувь: лоскут прилегает к ноге, а через него продет шнурок. Находки из кожи и дерева часто встречаются в Новгороде и Старой Руссе: из-за особенностей почвы этих мест они не разлагаются.
Шиферное пряслице — это такой грузик для веретена. Если семья была небогатой, то в ней пользовались обычным костяным. Однако если нужно было подчеркнуть свою статусность, можно было выбрать пряслице подороже — например, из шифера.
Во время практики студенты не только работали на раскопках, но и ездили на экскурсии в Новгородский Кремль и другие музеи, общались друг с другом, заводили новых друзей — не только из Вышки. Кураторы поддерживали ребят и помогали им продумать досуг.
Виталий Клейменов, студент 4-го курса ОП «История»
Мне очень нравится участвовать в самих раскопках. Надеюсь, что приеду на практику и в следующем году. В этом и прошлом году я познакомился и подружился с ребятами из НовГУ. Еще мне было приятно лишний раз провести время с вышкинским первым курсом, знакомых у меня там было много. У нас на программе любят говорить, что если вы подружились с кем-то на практике, то это навсегда.
Иван Бурмистров, студент 4-го курса, ОП «История»
Главная задача куратора — создать условия, когда хочется предлагать идеи. И таких инициатив у нас было достаточно много — ездили купаться, ходили смотреть на картины передвижников в Новгородском Кремле. Больше всего мне запомнился поход в Центр музыкальных древностей, который реконструирует музыкальные инструменты по находкам археологов. Впечатления очень сильные: это тот самый момент, когда историю можно не только потрогать, но и услышать. Разумеется, никто не знает, как звучали эти инструменты на самом деле и какую музыку на них играли. Но это и не так важно. Зато можно посмотреть, как идеи об одних и тех же инструментах появлялись в разных точках мира.
Руководитель программы Адриан Александрович Селин тоже доволен результатами практики. Он надеется продолжить работы на Троицком раскопе в Великом Новгороде и на Пятницком раскопе в Старой Руссе.
Адриан Александрович Селин, академический руководитель ОП «История»
С одной стороны, я очень доволен теми ребятами, которые в этом году участвовали в археологической практике. За очень небольшим исключением, всем все было интересно: ребята показывали высокую лояльность к тем археологическим задачам, которые перед ними стояли. С другой стороны, наши партнеры-организаторы практики — Новгородский музей и Центр археологических исследований Новгородского университета — помогли нам решить наши учебные задачи. Немаловажен и командный дух, который всегда воспитывается во время археологической практики.
Селин Адриан Александрович
Академический руководитель ОП "История"