• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дай пять: что советует почитать Егор Алексеевич Королев

Лето считается лучшим временем для путешествий. Если вы любите путешествовать, реально или виртуально, и готовы прислушиваться к хорошим советам других путешественников, свою подборку любимых книг предлагает руководитель образовательной программы бакалавриата «Медиакоммуникации» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Егор Королев.

Дай пять: что советует почитать Егор Алексеевич Королев

© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
1. Петр Вайль. Гений места

Человек-оркестр, человек мира, великий читатель и не менее великий рассказчик, Вайль приглашает нас «на прогулку» по различным городам в хорошей компании: по Праге вместе с Гашеком, по Парижу с Дюма, по Стамбулу — с Байроном и Бродским. Складывается впечатление, что автор знал их лично и в каждом городе прожил всю жизнь. Он разгадывает связь человека с местом его обитания. Даже если вы сейчас не можете полететь в Афины, Вайль предлагает вам прочитать Аристофана. Он уступает роль гида по городам и весям великим творцам и делает вид, что они тут главные. Но Вайль так мастерски пишет, что вслед за ним хочется не только путешествовать, но и читать, смотреть, замечать.

2. Павел Муратов. Образы Италии

Легкие и добрые эссе человека, который знает толк в завитке виноградного листа и жемчужине в уборе женщин. Поклонник самой красивой страны тихо объясняет, почему Флоренция — легкий и светлый город, «свившийся из весеннего голубого дыма». Муратов уверен, что для флорентийского художника не было ничего малого и незначительного в зрелище жизни, и благодаря этому знатоку европейской культуры мы можем прикоснуться ко всему значительному в итальянских соборах и музеях. «В самом коричневом цвете здешних дворцов есть высшее благородство — плащ такого цвета был бы уместен на плечах короля, скрывшего свою судьбу под судьбой странника».

3. Даниил Гранин. Неожиданное утро

Наш большой писатель объясняет, как выбраться из «заколдованного круга чужих впечатлений» и приглашает в Пушкинские горы и в Австралию, Англию, Голландию, Гонконг, на Кубу и на Капри. Учит быть разумным путешественником. После этих путевых заметок никогда не будешь в туристической горячке ставить галочки в путеводителе. Надо не бегать по городу, надо уметь видеть его и чувствовать, не бояться заглянуть туда, куда ведут ноги, а не путеводители и блогеры.

4. Константин Симонов. Япония, 46

В 1946 году Симонов приезжает в Японию, отбрасывает политику и наблюдает все японское — от исключительной вежливости до умения создавать красивое и тихое. Рассказывает о японском вкусе и японской усмешке, древних садах и о старом учителе чайных церемоний Кавасэ, который «говорил очень серьезно, что любит сначала некоторое время полюбоваться тем, что он будет есть потом».

5. Александр Степанов. Феноменология архитектуры Санкт-Петербурга

Вдумчивое признание в любви Петербургу. Для автора маскарад старого Петербурга — это постоянно действующая выставка архитектурных одежд: «По контрасту с этим воодушевляющим зрелищем архитектура районов-спален — тысячи лежащих и стоящих голых параллелепипедов, этакий круглогодичный нудистский пляж». Степанов приглашает на выставку в центр города, чтобы мы увидели то, мимо чего мы часто проходим: соперничество Зимнего дворца и Главного штаба, Неву перед Адмиралтейством, балконы и ограды.