«Я чувствую в себе желание учиться дальше»
В 2022 году Ксения Ничеухина окончила магистерскую программу «Международный бизнес». Во время учебы она часто делала проекты для крупных компаний вместе со своими однокурсниками. Сейчас выпускница работает в Центре международного образования Питерской Вышки и пользуется полученными знаниями. Поговорили с Ксенией о поступлении, востоковедном бэкграунде и учебе на программе.
Поступление на «Международный бизнес»
В 2020 году я окончила бакалаврскую программу «Востоковедение» Питерской Вышки. Когда пришло время подавать документы в магистратуру, я рассматривала для себя разные направления: востоковедение, смежную с ним политологию и международный бизнес. А потом я подумала — в бакалавриате у меня уже были предметы по истории, культуре, политологии. Найти книги и прочесть их заново будет несложно. Намного интереснее попробовать что-то новое, да еще и прикладное. Так я и выбрала «Международный бизнес».
В том году, когда я поступала, программа только открылась. По названию мне было не очень понятно, кого и с какими навыками на нее смогут принять. Но оказалось, программа открыта для студентов с разным бэкграундом, в том числе востоковедным, техническим или регионоведческим. Не нужно быть великим математиком или экономистом, чтобы на нее поступить. Для меня это стало большим облегчением, потому что точные науки давались мне сложнее.
Выбор программы очень удивил моих родителей. Я никогда не видела себя в бизнесе, и у меня не было интереса к нему, хотя мой отец в прошлом бизнесмен. Но я изучила список курсов и поняла, что содержание программы и мое представление об этой сфере расходятся. Можно поступить на «Международный бизнес», чтобы потом заняться предпринимательством, а можно — чтобы погрузиться в маркетинг, стратегическое планирование и HR.
Впечатления от учебы
В бакалавриате у меня было много индивидуальной работы, и мы часто писали исследовательские рефераты. На «Международном бизнесе» мы сфокусировались на практике: мы почти все время работали в команде, и это было круто. Теперь я умею определять, у кого какие сильные стороны. Ну и, конечно же, мне стало проще распределять свою нагрузку и подстраиваться под других людей.
Учебный процесс был комфортным. В начале года учебный офис пошел нам навстречу с расписанием пар. Некоторые мои однокурсники уже работали, а остальные постоянно просматривали вакансии и искали стажировки. Нам удалось построить график занятий так, чтобы работа и пары вообще не пересекались.
Сама учеба была у меня полностью на английском, но это оказалось не так сложно, как я думала на старте. Большая часть занятий у меня прошла в онлайн-формате, но это не испортило впечатления. Все семинары и лекции проходили прекрасно, а командные презентации или тексты было даже удобнее делать в онлайне. Сидишь в Google Docs, обсуждаешь написанное — и сразу исправляешь, если что-то пошло не так. К тому же благодаря онлайну я могла совмещать учебу с работой — это тоже было удобно.
Больше всего мне запомнились три предмета. Первый — «Маркетинг в сфере искусства и культуры: цифровое и реальное пространство», его вела Елена Михайловна Зеленская. У нас с ребятами было много совместных работ на этом курсе, и он был очень приятным. Второй — «Управление персоналом в международных компаниях». До этих занятий я ничего не знала о сфере HR, она казалось мне слишком узкой. Но оказалось, это вообще не так. Третий предмет — «Управление промышленным предприятием». Наш преподаватель был руководителем предприятия, и после его курса я начала очень серьезно относиться к технике безопасности. Он подробно объяснял, с какими проблемами можно столкнуться, если не соблюдать правила.
Еще у нас было много проектных дисциплин и работы с преподавателями-практиками. У нас вела преподавательница — практикующий юрист, специалисты из Unilever, Nordgold и других крупных компаний. За два курса у меня было около трех проектов для Unilever, проект для Nordgold и проект развития и анализ рынка для компании Admitto, его я делала на BarCamp.
На некоторых предметах нам объясняли цикл для запуска своего бизнеса — от идеи до питчинга перед комиссией. На курсе «Предпринимательство» с Галиной Викторовной Широковой мы защищали идею сервиса по примерке одежды EFit для интернет-магазинов, чтобы покупатели в период пандемии COVID-19 могли спокойно выбирать и примерять одежду прямо из дома. На дисциплине «Глобальные стратегии и новые бизнес-модели» мы придумали проект по организации и сопровождению онлайн-ивентов и занятий для учебных заведений. Преподаватель даже сказал, что сам вложился бы в такую идею, если бы мы ее доработали. С первым проектом мы даже участвовали в HSE Startup Cup, но сильно не продвинулись.
Самым ярким и классным моментом был выпускной этого года. Когда я окончила бакалавриат, очного праздника не было из-за коронавирусных ограничений. Поэтому я смотрела на выпускной через экран ноутбука вместе с ребятами из четырех кампусов Вышки, подпевала песням Валерия Меладзе. Получилось мило, но не было тогда ощущения завершенности. В этом году мне удалось поставить галочку напротив пункта «выпускной». Это мое первое массовое мероприятие в университете после пандемии и ограничений, поэтому впечатления были разные. Но мне кажется, все были рады, что выпускной состоялся. Думаю, больше всего мне понравилась речь Анны Андреевны Декальчук. Очень сложно облечь свои впечатления в слова, но думаю, я была очень рада наконец стоять на сцене в мантии и с дипломом.
Карьера
Сейчас я работаю в Центре международного образования Питерской Вышки. Там я стажировалась еще с третьего курса бакалавриата, а на первом году учебы на «Международном бизнесе» я стала координатором приема иностранцев на программы магистратуры. Сейчас я перевожусь на должность директора Центра.
Когда я была координатором, мне нужно было консультировать абитуриентов, помогать им с оформлением документов, напоминать о вступительных экзаменах. Думаю, в должности директора я больше займусь стратегией приема.
На работе мне пригодилось все, что мы изучали по HR-менеджменту, маркетингу и проджект-менеджменту. Все это мне очень помогает. Вот, например, недавно мне нужно было искать нового сотрудника, и я обращалась к знаниям с курса по управлению персоналом. Очень помогло то, что я могу легко общаться в команде и писать письма кому угодно. А бонусом с востоковедения было то, что я могу сама переводить дипломы абитуриентов с арабского языка и не просить ни у кого помощи.
Сейчас я довольна своей работой. Мне хочется остаться в Центре, а еще было бы здорово поступить в аспирантуру. Я чувствую в себе желание учиться дальше, но не знаю, получится ли у меня поступить в этом году. Если что, попробую в следующем.
Совет абитуриентам
Самое главное — внимательно изучить страницу программы. Во время подачи документов посмотрите еще раз на название. Проверьте, что в своих файлах вы везде его верно указали и что подали документы именно в наш кампус.
Если вас интересует программа, смотрите видеоматериалы о ней, ходите на мероприятия, которые она организует. Я сама недавно ходила на конференцию CIBA, которую организовывала магистерская программа «Менеджмент в индустрии впечатлений». Мне кажется, абитуриентам полезно бывать на таких мероприятиях, чтобы лучше понимать, чем они смогут заниматься в магистратуре.
На магистерской программе «Международный бизнес» 25 бюджетных и 10 платных мест, а также 7 платных мест для иностранцев. Подать документы можно онлайн через личный кабинет абитуриента.
Зеленская Елена Михайловна
Департамент менеджмента: Доцент
Ничеухина Ксения Андреевна
Центр международного образования: Ведущий специалист