«Вышка смотрит на тебя как на целостную личность»: Анна Шабанова — о магистратуре по политологии
Анна Шабанова, выпускница магистерской программы «Сравнительная политика Евразии» 2022 года, прошла путь от лингвиста педагогического вуза до политолога с дипломом с отличием ВШЭ и Университета Тренто. Сложно ли менять направление, изучать международные отношения на программе "постсоветских" исследований и жить в другой стране? Анна делится своим опытом и советами поступающим в этом году.
О том, как попасть на программу без профильного бакалавриата
Свой бакалавриат я провела в Российском Государственном Педагогическом Университете им. А.И.Герцена, училась по направлению «Лингвистика» и профилю «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». Моим основным языком был французский, и поэтому мы также затрагивали дисциплины по страноведению. В частности, в рамках этой дисциплины мы изучали модуль политики, и меня это заинтересовало. Несмотря на лингвистическую направленность моей программы, мне удалось включить в свою бакалаврскую дипломную работу аспект политики: я изучала образ Эммануэля Макрона, Дональда Трампа и Владимира Путина во французских левых, правых и центристских медиа.
По окончании бакалавриата я окончательно поняла, что политика мне была более интересна, чем лингвистика, и я решила продолжить обучение в политологическом направлении. Конечно, мне без соответствующего профильного первого образования было сложно поступать на программы по международным отношениям или политологии, или регионоведению. С точки зрения поступления, как мне показалось, Вышка даёт гораздо больше шансов на смену направления. Например, помимо Вышки я подавала в СПбГУ на международные отношения, и там требуются формальные подтверждения твоих достижений и связи с интересующей областью. То есть без публикаций, конференций и прочих существенных достижений поступить очень сложно. Вышка смотрит на тебя как на целостную личность, оценивает твою мотивированность, готовность развиваться, поэтому смена направления обучения кажется вполне реальной. Мне повезло, что тема бакалаврского диплома была засчитана как опыт в сфере, что добавило баллов портфолио.
Для тех, кто также стоит перед вопросом смены направления, главное помните, что это возможно. Ваш энтузиазм и искреннее желание могут компенсировать отсутствие каких-то регламентированных достижений. Портфолио позволяет показать себя с разным сторон: и с академической, и с творческой, и с профессиональной. Грамотно презентуйте себя, и все получится!
О том, как изучать Европу на программе о "постсоветском" пространстве
С недавнего времени на программе есть треки, в том числе для тех, кто интересуется конкретно международными отношениями. Во время моего обучения такого не было, но мы могли свободно выбирать разные дисциплины к блоку ключевых курсов, в том числе про отношения между регионами или организациями. Несмотря на акцент на регион Евразии, на 1 курсе я писала курсовую работу о “мягкой силе” России в Италии, совместив ключевую страну региона с интересующей меня Европой.
На втором курсе мой трек интересов резко изменился. Европейский Союз по-прежнему включен в исследовательский диапазон, но я заинтересовалась Центральной Азией после курса Олега Владимировича Корнеева. В итоге моя дипломная работа посвящена водным проектам ЕС в Центральной Азии. Так что не стоит смотреть на название программы как на жесткую рамку — адаптировать курсы под свои интересы реально.
О том, чем сильна программа
Я уже упоминала курс по Центральной Азии. С точки зрения расширения кругозора все курсы по разным регионам и системам были для меня очень полезны. Но для особо ценными стали дисциплины по методологиям и методам исследований. Второй курс я провела в Университете Тренто в Италии, и несмотря на то, что здесь тоже потрясающие преподаватели и профессионалы в своих сферах, тот уровень подготовки по реализации исследований в методологической части проигрывает уровню Вышки и программе «Сравнительная политика Евразии». За первый год учебы и во время ассистенства на курсе Олега Корнеева по методам мои навыки прокачались до довольно высокого уровня, и мой диплом, особенно его методологическая часть, являются моим большим достижением и, если честно, гордостью. И, если судить по опыту учебы и в России, и в Италии, умение разбираться в методологических вопросах является довольно уникальным навыком, который помогает не только в академической, но и в практической деятельности.
О международности программы
Это прекрасная черта программы — учиться и развиваться в международной среде. На программе встречаются студенты с разными бэкграундами, из разных стран и даже карьерных сфер, что делает обсуждение любого вопроса дискуссионным, предлагает различные перспективы на темы — это тоже уникальный и ценный опыт. Я не чувствовала языковых барьеров, мне сложнее было влиться в среду людей, которые разбираются в политологии лучше меня. Но даже здесь я не чувствовала давления или осуждения: и студенты, и преподаватели с пониманием относятся к ошибкам, незнанию терминов. Весь этот микс бэкграундов, взглядов и языков создает дружелюбную и толерантную среду, способствующую развитию навыков и повышению профессионализма.
О двойном дипломе с Университетом Тренто
Еще на бакалавриате я участвовала в программах обмена по стипендии Erasmus, ездила на семестр в Свободный Университет Брюсселя в Бельгию и в Университет Сорбонны во Францию. На магистратуре не хотелось прерывать этот опыт, поэтому я также искала варианты учебы за границей. В одном из разговоров с Олегом Корнеевым, прежним руководителем программы, упомянула, что хотела бы поучаствовать в мобильности, а в ответ получила совет подать заявку на двойной диплом. С того момента начала ориентироваться именно на эту опцию обмена. Образовательная программа Университета Тренто специализируется на Европейских исследованиях, но также предлагает варианты по совмещению ЕС и других регионов, поэтому я без сложностей работала над своим дипломом. На время обучения мне предоставлялась стипендия от Питерской Вышки, что, конечно, очень приятный бонус.
В Тренто дружелюбная и ориентированная на студента среда, существуют различные специалисты и сервисы поддержки для международных студентов. Тебя никто не бросает наедине с проблемами в другой стране. Английский язык облегчает общение, но можно встретить и русскоговорящих студентов. Система обучения отличается от Вышки: ВШЭ про индивидуальный подход, большой акцент делается на семинарах и личных контактах, в Италии глобально все пары — это лекции. То есть ты фиксируешь для себя материал в конспектах, а потом самостоятельно изучаешь и углубляешься в информацию. Мне такой формат тоже был удобен, так что проблем с учебой не возникало, сессию закрыла на отлично, несмотря на сложные дисциплины. Программа двойного диплома предполагает защиту дипломной работы перед комиссией, состоящей из преподавателей обоих университетов. Сначала было волнительно, но процедура мало отличается от привычных защит, так что этого бояться не стоит.
С началом текущих мировых событий было волнительно, как продолжится учеба тех, кто уже находится на обмене. Нас тогда пригласили к руководству программы и успокоили, что все продолжится в обычном режиме и ничто не повлияет на процесс обучения. Так все и сложилось. Конечно, мы столкнулись с трудностями получения стипендии и перевода валют, но поддержку по решению таких вопросов мы от университета получали.
О дальнейших планах
Еще в начале обучения на магистратуре я поняла, что хочу дальше идти в аспирантуру. Планы по-прежнему такие же: я подала заявку на поступление здесь в Италии и жду ответа. Планирую продолжить изучение Центральной Азии и наконец-то реализовать полевое исследование в Казахстане, которое планировалась на второй семестр второго курса, но сорвалось. Еще летом приготовила проект исследования, надеюсь, получится его реализовать в рамках PhD.
Программа «Сравнительная политика Евразии» — отличный старт для карьеры в очень разнообразных областях. Этот опыт показал мне, что главное — идти по маршруту своих интересов, не бояться выходить из зоны комфорта и открывать для себя что-то неизведанное. Я безумно благодарна преподавателям программы за то, что дали мне шанс рискнуть и попробовать себя в чем-то новом, помогли мне раскрыться и развить свои интересы. Особую благодарность мне хотелось бы выразить Олегу Владимировичу Корнееву за веру в меня и за постоянную академическую поддержку не только в написании моей магистерской диссертации, но и реализации других проектов, которыми я занималась в последние два года.
Корнеев Олег Владимирович
Департамент политологии и международных отношений: Доцент