«Пока карандашом»: студенческий подкаст для и про молодых учителей
Две студентки магистерской программы «Медиапроизводство и медиааналитика» запустили подкаст, посвященный теме школьного образования. Создательницы подкаста рассказывают, откуда появилась идея проекта о школе и учителях.
Студентки МП «Медиапроизводство и медиааналитика» Александра Мородецкая и Ксения Захарова запустили подкаст «Пока карандашом», в котором обсуждают тему школьного образования с молодыми педагогами со всей России, экспертами из разных сфер, а также родителями и их детьми. Вышло уже пять выпусков подкаста. Поговорили с создательницами подкаста о том, как родилась идея говорить о школьном образовании, и почему это важная тема.
— Как вы пришли к идее создания подкаста про школьное образование и молодых преподавателей?
Александра Мородецкая:
— Изначально нами двигало любопытство. Было интересно исследовать формат подкастов: как с ними работать? Как продвигать? Мы ни разу не делали этого. Плюсом ко всему нам интересна сама тема образования. В этой сфере много сложностей и проблем, которые нужно решать. Моя коллега Ксюша Захарова на своем опыте прочувствовала, каково это — быть молодым педагогом в школе без поддержки со стороны коллег, с бесконечной бюрократией и огромным количеством работы за низкую ставку. Подкаст — это отличный формат для честного, личного и откровенного разговора. Нам важно изучить не только негативный, но и позитивный опыт в сфере школьного образования.
Ксения Захарова:
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отправиться назад в прошлое. Между моим бакалавриатом и магистратурой было три года, в которые я «искала себя» в SMM, копирайтинге, журналистике и, как ни странно, в преподавании тоже. Прошла курсы переподготовки, получила нужные для работы в школе знания и документы и вошла в мир муниципального образования. У меня был свой курс по SMM — мы с ребятами учились писать посты, разбирались, как работает умная лента, придумывали контент-планы. С одной стороны, я продолжила свой путь в медиа, а с другой — узнала, что значит быть молодым педагогом.
Из школы в итоге ушла, потому что мне было интереснее развиваться в качестве автора, медиаменеджера. В школе мне не хватало комьюнити начинающих учителей и честного современного медиа о проблемах, с которыми они сталкиваются. Не хватало и позитивного новостного фона, например вдохновляющих историй от других молодых педагогов.
Когда я поступала на программу «Медиапроизводство и медиааналитика», подкаст для и про молодых педагогов был моим проектом в портфолио. В первые же дни учебы я познакомилась с Сашей, у которой тоже был связанный со сферой образования проект. На этом интересе к теме современной школы мы и сошлись. Доработали идею, докрутили концепцию, и вот уже пять выпусков нашего подкаста можно послушать на разных платформах.
— Откуда вы черпаете вдохновение для новых выпусков?
Александра Мородецкая:
— Большую роль играет любопытство: нам важно, чтобы тема была интересна нам самим. Ведь подкаст — это не типичное интервью с героем, а живая беседа, в которой и ведущие активно участвуют и рассказывают собственные истории. Мы следим за тем, что пишут учителя в социальных сетях. Особенно нас интересуют группы, где можно писать анонимно. Такие посты помогают понять, какие проблемы и темы действительно волнуют педагогов. Ну и, конечно, мы отталкиваемся от актуальной повестки. Чем ближе период ЕГЭ, тем больше об этом хочется говорить. Так мы придумали наш финальный выпуск первого сезона. Он о том, как учителя проводят свои каникулы.
Ксения Захарова:
— В первую очередь идеи для новых выпусков приходят из воспоминаний о личном опыте работы в школе. Еще меня идейно вдохновляют друзья и родственники, которые там работают. Много интересных историй о реальной школьной жизни можно найти в социальных сетях. Например, я читаю посты в группах, где своими историями делятся преподаватели.
— Почему о профессии учителя важно и нужно говорить?
Александра Мородецкая:
— Статистика умалчивает, как много молодых специалистов уходят из школы после пары месяцев работы. Одна из самых частых причин для увольнения — отсутствие поддержки со стороны коллег. Школьный учитель — это тот человек, которого дети видят порой чаще, чем собственных родителей. Не только дети, но и педагоги нуждаются в постоянной поддержке. Их труд важен, и они заслуживают, чтобы о них рассказывали больше. Нам не стоит забывать, что учителя — это люди, они могут быть разными. Мы хотим развеивать стереотипы о традиционном восприятии учителя и «А голову ты дома не забыл?» для того, чтобы сделать профессию педагога ближе к людям.
Ксения Захарова:
— Я думаю, что действительно многое зависит от образования: начиная с благополучия отдельного человека и заканчивая процветанием всего государства. Учитель — это тот самый человек, от которого зависит, что именно будет видеть ребенок в школе. Если он будет видеть, что насилие –– это плохо, а мир вокруг очень разный, то эти же установки он понесет с собой во взрослую жизнь. Как можно переоценить важность учителя?
— Как вы видите развитие вашего проекта?
Александра Мородецкая:
— Сейчас самое главное — продумать детально то, что наша аудитория услышит во втором сезоне, который мы запустим в сентябре. Если мыслить глобально, мы хотим создать комьюнити молодых педагогов. Стать неким аналогом профессионального сообщества, но в дружеском и открытом формате. Самая масштабная цель — выход в офлайн. В каком это будет формате? Время покажет.
Ксения Захарова:
— Хочется пригласить в гости еще больше интересных молодых учителей, родителей и учеников, чтобы обсудить больше важных тем. Еще мы планируем заниматься продвижением, чтобы о подкасте узнало как можно больше людей. Думаем над проведением офлайн-мероприятий. Планов много, отдохнем на каникулах — и с новыми силами возьмемся за работу.