• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Через межкампусные дисциплины мы формируем сообщество Вышки»

Межкампусные курсы — это онлайн-дисциплины, которые предназначены для всех кампусов Вышки. Они существуют в университете с 2020 года и за это время стали естественной частью учебного процесса. Рассказываем об их особенностях и преимуществах.

«Через межкампусные дисциплины мы формируем сообщество Вышки»

Фото из архива НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

На межкампусных курсах друг с другом пересекаются студенты разных кампусов — Питерской Вышки, московской, пермской и нижегородской. Так, учащиеся в Петербурге могут слушать курсы московских или пермских преподавателей. И наоборот. Некоторые студенты из интереса записываются на пары другого кампуса.

Учебный процесс благодаря курсам изменился. В кампусах Вышки появилась общая сетка пар: она учитывает разницу в часовых поясах с Пермью. Таким образом студенты могут пересекаться друг с другом на онлайн-парах.

Межкампусными могут быть также майноры и МАГОЛЕГО — дополнительные образовательные траектории студентов Вышки. 

В целом межкампусные предметы созданы для того, чтобы улучшать качество образования в университете и развивать научную среду. Студенты обрастают новыми знакомствами и получают дополнительные знания. О преимуществах межкампусного образования рассказывают преподаватели Питерской Вышки.

Марк Маркович Заславский, ведет межкампусный курс «Мобильная разработка»

Заславский Марк Маркович

Я читаю «Мобильную разработку» студентам уже несколько лет, и опыт межкампусного преподавания положительно отразился на качестве предмета. Необходимость дистанционного преподавания позволяет по-другому взглянуть на подготовку, а также способы сдачи. В таких условиях необходимо четче обрисовать задания и критерии оценивания, а также подготовить материалы в максимально удобном виде.

Курс изначально спроектирован как проектно-проблемный. Студенты осваивают дисциплину во время групповой работы над семестровым проектом, в основе которого лежит реальная потребность рынка или идея самой команды. Цель проекта — создать работоспособное мобильное приложение, которое бы учитывало интересы пользователя. При этом процесс разработки зависит от структуры курса — от идеи и пользовательского интерфейса к реализации и программированию. Это позволяет снизить риски проекта, а также повысить его привлекательность для конечного пользователя.

На занятиях мы совместно со студентами разбирали материал по жизненному циклу мобильных приложений. Также предметно обсуждали состояние дел по проектам каждой из команд, рассматривали примеры и обсуждали, как реализовывать те или иные элементы приложения.

Существенным преимуществом стало то, что работу над проектом удалось сделать менее рутинной и более творческой. Обычно команды общаются раз в неделю и за этот малый промежуток времени пытаются сдать свои наработки. Мы со студентами построили более живой и динамичный процесс, в котором я играл роль заказчика приложения, а они — роль команды разработчиков. Это позволило лучше погрузиться в специальность и предмет.

Елена Игоревна Кудрявцева, ведет межкампусный майнор «Коммуникации в бизнесе»

Елена Игоревна Кудрявцева, ведет межкампусный майнор «Коммуникации в бизнесе»

На нашем майноре собрались студенты со всех кампусов Вышки. Он очень популярный, свободные места сразу разбирают. Слушатели у нас с разных направлений: и филологи, и математики, и юристы, и экономисты. 

В начале учебы мы стараемся собрать учебные группы, куда включаем студентов сходных направлений. Это нужно для того, чтобы ребята разговаривали примерно на одном языке и лучше понимали друг друга. Например, математикам нужно подольше объяснять то, что уже знают экономисты. Но смешанные группы тоже есть: в них встречаются юристы, экономисты и специалисты по государственному управлению. Разный опыт наших студентов помогает им лучше увидеть специфику предметов.

У студентов есть лекционные, семинарские и проектные занятия. На лекциях рассказывают теорию, на семинарах — разбор частных вопросов и изученного материала. Практика начинается уже на проектах. На примерах мы показываем, как разными инструментами коммуникации можно реализовать продвижение: и свое собственное, и своих идей, и для решения маркетинговых задач. 

Преимущество таких курсов состоит в том, что студенты разных кампусов могут увидеть преподавателей  других кампусов. У нас, например, много московских студентов. Они пишут, что специально выбирают немосковские майноры, чтобы посмотреть, как и что преподают в Питере. 

Через межкампусные дисциплины мы формируем сообщество Вышки. Если даже в учебную группу вошли представители схожих направлений, то кампусы-то все равно разные. На наших дисциплинах они начинают общаться друг с другом и по своим профессиональным вопросам, становятся друзьями. Для них это, несомненно, нетворкинг.

Максим Ростиславович Демин, ведет межкампусный курс «Философия»

Демин Максим Ростиславович

В прошлом году я вел JEA «Аргументация и критическое мышление». Мой курс представляет собой комбинацию из онлайн-занятий, предзаписанных лекций и онлайн-тестов. Предполагается, что студенты сами могут решить, когда именно в течение недели они ознакомятся с видеолекциями и пройдут тесты.  На онлайн-встречах я расставляю акценты, рассказываю про новые исследования, на семинарах мы обсуждаем и закрепляем материал.  

Межкампусный формат существенно расширил аудиторию курса. Так, в семинарах участвуют слушатели разных образовательных программ и возрастов. Мне нравится такое разнообразие. При обучении критическому мышлению важно участие людей, предлагающих разные перспективы.

Александра Сергеевна Пахомова, ведет семинары на межкампусном курсе «Семиотика культуры»

Александра Сергеевна Пахомова, ведет семинары на межкампусном курсе «Семиотика культуры»

Впечатления от преподавания у меня самые положительные. В группе собрались студенты с разных факультетов и специальностей. Конечно, учебный процесс межкапусной дисциплины сложнее организовать. Нужно одновременно вовлекать в занятие как студентов в аудитории, так и тех, кто участвует онлайн. Такой гибридный формат поначалу создает трудности, однако когда схема отрабатывается, он становится привычным.

Курс «Семиотика культуры» знакомит студентов с основным методологическим инструментарием семиотики, с областью ее применения. Он также дает возможность прибегать к семиотическим построениям в собственной научной работе. Кроме того, этот курс знакомит с историей развития гуманитарных наук в ХХ веке в целом. Я считаю, что это необходимое фоновое знание для студентов многих специальностей — филология, социология, медиа. 

Семинарские занятия проходили в гибридном формате: часть студентов была в аудитории, часть присутствовала онлайн. Кроме того, некоторые студенты писали письменные ответы на обсуждаемые на семинарах вопросы, если не могли присутствовать на занятиях. Расписание у всех разное и сложно подобрать время, которое будет одинаково удобным. Это очень важно — давать слово всем, кто хочет высказаться. 

Присутствие студентов из разных кампусов позволило расширить темы обсуждений и совместить разные точки зрения. Семиотика культуры — обширная сфера, и для лучшего ее понимания нужно учитывать разный личный опыт и научный бэкграунд. Межкампусный курс для этого хорошо подходит.