• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

День олимпиадника в Питерской Вышке: как это было

21 мая в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург прошел День олимпиадника, были вручены дипломы победителям и призерам Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» и представлены разнообразные адресные программы для выдающихся абитуриентов и студентов. На встречу с административной командой кампуса пришли более двухсот человек. Участники мероприятия поделились своими впечатлениями.

День олимпиадника в Питерской Вышке: как это было

© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург / Анна Зырянова

День олимпиадника Питерской Вышки собрал на площадке кампуса порядка 150 школьников — победителей разнообразных олимпиад, дающих льготы при поступлении в вуз. Многие пришли с родителями. Еще более двухсот человек подключились к прямой трансляции мероприятия.

В торжественной обстановке 121 человек из числа победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» получили свои дипломы, при этом некоторые из них стали лучшими по двум, трем и даже четырем направлениям. Всем им, а также призерам других олимпиад, присутствовавшим на встрече, вручили памятные подарки.

Заместитель проректора НИУ ВШЭ по вопросам довузовской подготовки и работы с абитуриентами Данил Федоровых отметил, что в Питерской Вышке очень дружелюбное, человечное сообщество, ради которого, в том числе, имеет смысл сюда поступать. Он также обратил внимание гостей кампуса на то, что, помимо олимпиады «Высшая проба», у Вышки есть много других проектов, в которых можно участвовать тем, кто еще не достиг выпускного класса, а абитуриентов пригласил уже в статусе студентов приходить на состязания волонтерами, менторами и организаторами.

Данил Федоровых, заместитель проректора НИУ ВШЭ по вопросам довузовской подготовки и работы с абитуриентами, начальник Управления развития интеллектуальных состязаний

Доля студентов, которые поступают на бюджетные места без вступительных испытаний по результатам олимпиад, в последние годы стабильна — от 40 до 45 %. Это важный канал привлечения талантливых абитуриентов. Сдавая ЕГЭ, нужно быть многостаночником и стремиться к планке «100 баллов» по трем или четырем предметам сразу, но у некоторых ребят есть фокус на каком-то одном предмете, а планки нет: если бы можно было набрать 150 баллов, они и 150 набрали бы. На предметных олимпиадах они могут показать, на что способны за пределами стандартного курса для 100-балльного экзамена.

И те, и другие абитуриенты должны иметь возможность поступать в Вышку. Поэтому, с одной стороны, мы проводим масштабные олимпиады — та же «Высшая проба» собирает больше 100 тысяч участников каждый год — и активно привлекаем ребят с хороших олимпиад, которые проводим не мы. С другой стороны, мы сохраняем места для конкурса по итогам ЕГЭ. Даже на самых востребованных среди олимпиадников программах Вышка выделяет не менее 25 % от числа бюджетных мест на общий конкурс по ЕГЭ, даже если придется учить поступивших абитуриентов за свой счет. Например, в 2021 году были выделены дополнительные места с финансированием за счет университета для конкурсного отбора на программы Питерской Вышки по востоковедению, филологии и политологии.

У Вышки нет планов по отказу от приема олимпиадников или, напротив, искусственному увеличению их доли в наборе. При этом наши олимпиады становятся более разнообразными и приобретают современные форматы. Уже сейчас есть несколько новых — Национальная олимпиада по анализу данных DANO, Конкурс игровых судебных процессов «Суд да дело», чемпионат сочинений не по литературе «Своими словами». Они не похожи на стандартные олимпиады, потому что включают командную работу, проектную деятельность, игровые механики и требуют от участников включения в течение всего учебного года, а не только в течение нескольких дней, когда проходят этапы. Сейчас они дают дополнительные баллы при поступлении и места за счет НИУ ВШЭ, но мы уверены, что набор возможностей для их участников будет расширяться.

В ходе мероприятия прошла презентация образовательных возможностей Питерской Вышки. Декан Школы гуманитарных наук и искусств Ирина Щемелева представила петербургский кампус и сформировавшуюся здесь уникальную модель образования, обеспечивающую лидерство университета среди вузов Санкт-Петербурга и всей страны, а также ведущие позиции в международных рейтингах. Директор Центра развития карьеры Анна Котова рассказала о программе менторства для выдающихся первокурсников бакалавриата и магистратуры. Был представлен проект Школы социальных наук и востоковедения Social Sciences Honors Track, проект повышенной академической нагрузки (ПАН) Школы экономики и менеджмента и Школы физико-математических наук, которая планирует введение ПАН в 2022/23 учебном году.

Далее в ходе постерной сессии гости кампуса смогли в свободном режиме пообщаться с руководителями образовательных программ бакалавриата, со студентами кампуса — победителями и призерами олимпиад прошлых лет, а также представителями приемной комиссии и задать им все интересующие вопросы.

Анна Верховцева, директор Центра довузовских программ, проектов и организации приема в бакалавриат и магистратуру НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

У тех, кто в этом году заканчивает 11-й класс, два больших дела — максимально проявить все свои знания и творческие способности и выбрать вуз. Первое они уже сделали, и мы сегодня от души поздравляем победителей и призеров «Высшей пробы» и других олимпиад. Второе большое дело еще впереди. Со своей стороны хочу напомнить, что абитуриенты могут заявить свои достижения только в один вуз, и именно там они будут считаться претендентами на поступление без вступительных испытаний. У нас в Высшей школе экономики конкурс между поступающими без вступительных испытаний не проводится, все пришедшие с этими достижениями будут зачислены на первый курс интересующей программы. Ждем всех, кто мечтает стать частью команды Питерской Вышки.

Евдокия Губина, ученица 10-го класса Гатчинской гимназии им. К. Д. Ушинского, обладатель диплома «Высшей пробы» по филологии:

Впечатления от встречи очень яркие. Я приехала сюда, чтобы получить диплом и узнать об университете, и не разочаровалась. Понравилось, что здесь реализуется много полезных программ для поддержки абитуриентов и студентов, а также тех, кто пока еще учится в школе и интересуется олимпиадным движением, — мне кажется, это здорово и очень помогает в развитии. Хотелось бы поступить на программу по медиакоммуникациям, но я пока учусь только в 10-м классе, поэтому в будущем году надеюсь вернуться сюда за еще большими достижениями.

Максим Белоусов, гимназия № 56 Санкт-Петербурга, обладатель диплома по обществознанию:

Здесь есть возможность близко и довольно неформально взаимодействовать с преподавателями университета, мне это очень нравится. Нам в целом рассказали всю структуру подачи документов: как ты после ЕГЭ обратишься в приемную комиссию и как тебе там помогут. Было информативно. Рассказы про большой объем нагрузки не пугают — если ты поступил и тебе это нравится, то учеба будет только во благо. Думаю о том, чтобы поступать в Вышку на юриспруденцию либо на политологию.

Адриан Селин, академический руководитель ОП «История» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, участник постерной сессии

В этом году много вопросов о практике и о карьерных возможностях. Кроме того, мне кажется, есть изменение в общественном восприятии образования — слово «компетенции» перестало пугать общество. Когда мы в 2012 году открывали программу, люди волновались, услышав, что Высшая школа экономики дает «компетенции», а не «знания». Теперь общество в целом и абитуриенты в частности стали нормально к этому относиться: в эпоху Википедии нет смысла преподавать историю как «историю того, кто куда ходил». В диалоге с абитуриентами понимание необходимости нового подхода, обучения навыкам, а не фактам проявляется, и это хорошо. Я считаю эти изменения, а также изменившийся запрос на гуманитарное образование важной частью общественной реальности.