• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Дизайн часто воспринимается как дополнительные траты и излишняя роскошь. Но это ошибочно»

Дизайн остается актуальным направлением для работы и учебы. Услуги дизайнеров по-прежнему нужны бизнесу, но запросы меняются. Теперь клиенты просят оформлять витрины маркетплейсов. Какие изменения претерпел рынок дизайна и как составить крепкое портфолио — рассказывает преподаватель Школы дизайна Питерской Вышки и арт-директор и партнер брендингового агентства ENDY Алексей Пушков.

«Дизайн часто воспринимается как дополнительные траты и излишняя роскошь. Но это ошибочно»

Фото из архива Школы дизайна Питерской Вышки

Есть ли у клиентов запрос на дизайн

Если коротко — да. Некоторым компаниям действительно не повезло, а кто-то нашел перспективы в бизнесе и расцветает. Есть и те, кто прямо сейчас перестраивается: им нужно многое переделывать и создавать заново. К дизайну это тоже относится.

В ENDY я вижу, что уходят только совсем маленькие клиенты и проекты. Зато остаются те, на которых можно сосредоточиться и сделать что-то крутое. За услугами приходит и крупный бизнес, который уверенно чувствует себя на рынке. 

Дизайн часто воспринимается как дополнительные траты и излишняя роскошь. Но это ошибочно. Даже когда самый дешевый товар выходит на рынок, его нужно как-то упаковать. Тогда компания обращается к дизайнерам, вопрос только в том — к каким. Кто-то идет в крупное агентство с большим прайсом, потому что может себе это позволить. Кто-то ищет надежного фрилансера, потому что это дешевле.

С блокировкой некоторых соцсетей компании начали задумываться, как им теперь размещать рекламу. А маркетплейсы создают новые инструменты для продвижения брендов. В итоге рекламные возможности перетекают из соцсетей прямиком на площадки. Вот Ozon запустил «Моменты» — это такая лента, где продавцы могут публиковать фотографии и видео.

От клиентов сейчас очень много запросов на e-commerce и оформление карточек товаров в магазинах. Если раньше оформляли витрины обычных магазинов и пытались сделать упаковку продукта более конкурентоспособной на полках, то сейчас все пытаются переплюнуть друг друга в маркетплейсах вроде Ozon, «Яндекс.Маркета» и прочих.

Кому будет нужен новый дизайн

Более компактным компаниям, которые быстро подстраиваются под рынок. Мне кажется, именно они сейчас думают, в какую сторону свой бизнес повернуть. Дизайн может им понадобиться. Более крупные и неповоротливые компании также пытаются быстро сформировать антикризисные команды внутри и проникнуть в новые для себя ниши на рынке. Здесь и становятся необходимыми услуги брендингового агентства, так как своей экспертизы для быстрой упаковки и вывода нового продукта может не хватить.

В ближайшее время вряд ли стоит делать ставку на эксклюзивные товары и премиум-класс. Если открывать новое направление, лучше сосредоточиться на массмаркете. Из-за большой конкуренции правильная маркетинговая стратегия и дизайн помогают обойти конкурентов.

Самим агентствам новый дизайн вряд ли понадобится. Однако они никогда не славились особым подходом к своей айдентике. Вечные сапожники без сапог. Но главный показатель качества агентства — его портфолио, а его можно презентовать и без дополнительного дизайна или брендинга. Если у агентств появляются ресурсы, они скорее делают интересные спецпроекты, потому что нужно как-то продвигать себя с помощью пиара.

Что будет в тренде

Не люблю говорить о трендах, потому что они слишком сиюминутные. Для меня тренд — это хайп. Какой-то прием появился, стал модным, его нужно хватать и внедрять. Через полгода придется его убирать отовсюду, потому что уже неактуально. 

Сейчас расскажу про несколько тенденций. Больше трендов вот в этом материале на Sostav, новостном сайте о маркетинге.

Демократичный дизайн

Это тот самый вид дизайна, который понятен всем. Там нет глубоких высокохудожественных приемов, он говорит в лоб и на понятном языке. Такой архетип славного малого. 

Скорее всего, бизнес будет стремиться к уже проверенным ходам, не желая рисковать. Ведь в каждой категории есть стереотипы, которые делают ее простой и понятной.  Если это коробка молока, то там обязательно появится корова на лугу, на сайте авиакомпании будет небо, для B2B-компаний — образы современных бизнесменов. И это все вовсе не значит, что дизайн станет хуже, просто образы будут понятнее с первого раза.

Важно понимать, что демократичный дизайн — не значит минималистичный. Минимализм — просто стиль в графике. Воспроизвести его не всегда просто, быстро и дешево. 

Биодизайн

Недавно студенты обратили мое внимание на биодизайн — это природные формы в дизайне. Много таких работ увидел, и они впечатляют. Экологическая повестка никуда не уходит, но трансформируется в новые направления. Раньше коммуникации в основном строились на том, как уберечь виды животных или растений от исчезновения и не утонуть в мусоре. Сейчас молодые дизайнеры больше пытаются осознать, как жить в симбиозе с природой и стать ее частью. Здесь можно увидеть переосмысление дизайна эпохи модерна или новое прочтение биоморфизма — моделирования с помощью природных образов. Школа дизайна Питерской Вышки как раз планирует организовать выставку, где можно будет увидеть много таких работ.

Можно ли дизайнеру сейчас найти работу

В ENDY мы начали искать дизайнеров еще в январе, опубликовали вакансии в Telegram-каналах. То ли мы удачно выбрали каналы, то ли стало больше крутых специалистов на рынке труда, но откликов было много. С конца февраля рынок дизайна изменился: некоторые специалисты потеряли работу или подработки, поэтому можно поймать кого-нибудь действительно крутого. Даже позиции младших дизайнеров закрыть более сильными специалистами. 

Новичкам искать работу всегда труднее. Но я вижу, что мои студенты при деле, кризисных ситуаций у них нет. У них есть работа или проекты. Даже для итоговых работ они неохотно берут вышкинские брифы, им интереснее работать со своими заказчиками.

Семь советов для крутого портфолио

Включайте в портфолио проекты, которые полезны для бизнеса. Это любят все — и агентства, и заказчики. Польза выигрывает по сравнению с красотой и эстетикой.

Обоснуйте решение задачи инфографикой. Расскажите, как ставилась задача, что вы сделали и почему. Текстом лучше не описывать — получится слишком длинно.

Добавляйте проекты с большим количеством носителей. Так вы покажите умение мыслить системно, для брендинга это важно. Я сам закрываю те портфолио, где есть проект «Визитка» или «Плакат». Но если помимо визитки есть другие элементы бренд-системы — бланк, папка, оформление автомобиля, сувенирная продукция — это уже интересно.

Расскажите о пользе для клиента. KPI в дизайне посчитать сложно. Но вот рассказать, какую роль для маркетинга играет ваш дизайн-продукт — полезно. Если вы задизайнили простой лендинг для сбора заявок, то смотреть будут на простоту и функциональность. Если лендинг — имиджевый, то на креативность. 

Подумайте, какие каналы коммуникации важны для проекта. Пусть в портфолио будут именно такие: дизайн сайта, страницы в маркетплейсе, наружная реклама, стикерпак для Telegram-канала. А на соцсетях я бы, наоборот, не стал делать акцент: некоторые ушли, некоторые заблокированы, а альтернатив пока мало.

Указывайте проекты с крупными клиентами. Это говорит о коммуникативных навыках: значит, человек смог договориться с корпорацией, разбирается в маркетинге и бизнес-задачах. Выгоднее рассказать про какой-то средний проект с большим брендом, чем отличный для маленького. 

Придумайте проект сами, если не работали с клиентами. Почему-то кто-то стесняется выставлять такие придуманные проекты, а мне кажется, это нормально. Особенно если они классные и могут привлечь внимание. Под такой проект можно придумать любой бренд, концепцию, маркетинговые задачи и дизайн. Но главное, чтобы получилось жизненно.