• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дай пять: что советует почитать Мария Андреевна Сафонова

Впереди еще пять дней майских каникул. Обязательно проведите это время на природе, а лучшим спутником для прогулок в парке может стать книга. Доцент департамента социологии Мария Андреевна Сафонова составила подборку произведений, которые помогут провести длинные выходные с пользой и интересом.

Дай пять: что советует почитать Мария Андреевна Сафонова

Фото из личного архива Марии Андреевны Сафоновой

Фрэнк Герберт, «Дюна»

Вслед за недавно вышедшей экранизацией прочитайте или перечитайте «Дюну», лучше на языке оригинала, чтобы получить все то исключительное содержание, которое осталось за рамками фильма. В книге в упаковке социальной фантастики показана тема, со времен Карла Маркса интересная всем социальным ученым: взаимосвязь религии и властных отношений. Кроме того, в ней дан один из лучших примеров антропологического описания культуры: от повседневных практик питания и гигиены до представлений о социальном порядке и происхождении мира. В книге культура (бытовые и политические практики, космогонические верования) является стержнем, удерживающим увлекательный сюжет; главные герои используют свое понимание этой культуры для того, чтобы быть политически успешными.

Маргарет Мид, «Культура и мир детства» 

Книга, которая помогает научиться смотреть на мир сквозь призму социальных наук, — старый русскоязычный сборник работ Маргарет Мид про «человека социального» (глава «Взросление на Самоа» в особенности). Если у вас есть представления о каких-то биологически данных свойствах людей (классические примеры Мид — конфликтность подростка или любовь матери к ребенку) — почитайте Мид и,  возможно, многие из ваших представлений пошатнутся. В книге показано, насколько разными (в зависимости от общества) могут быть представления о человеке, о любви и семье, возможностях человека, его потребностях в любви или заботе, в достижениях и т. д.

Майкл Баксандалл, «Живопись и опыт в Италии XV века» 

Читайте Майкла Баксандалла чтобы понять, как общества структурируют восприятие изображений и способность что-то распознать. Баксандалл предлагает вам машину времени: после этой книжки вы сможете взглянуть на живопись так, как смотрели на нее молодые люди из семейства Медичи в Ренессансной Флоренции. Перевод этой классической работы по социальной истории искусства (Painting and Experience in Fifteenth-Century Italy: A Primer) вышел относительно недавно, но, если у вас есть возможность, прочитайте в оригинале, чтобы приобщиться к чудесному академическому английскому.

Ирвинг Гоффман, «Тотальные институты» 

Если предыдущие книги были в основном чтением приятным, то эта может быть чтением тяжелым. Баксандалл предлагал вам опыты элит, Гоффман предлагает побыть в робе (или даже без одежды совсем) и камере/палате заключенного или душевнобольного. Гоффман показывает нам, что тотальные институты могут рассказать об общих свойствах коммуникации в наших обществах, и почему эти институты так разрушительны для личности.

Джоан Роулинг, «Гарри Поттер и Орден Феникса» 

Если вы студент, а до этого много лет были школьником, перечитайте (или переслушайте в исполнении Стивена Фрая) пятую книгу серии, уделяя особенное внимание специфическому действующему агенту — государству — в лице Долорес Амбридж, действующей от имени Министерства магии. Почему это может быть полезно: чтобы знать, как устроены школы и университеты, в которых вы учитесь, вам нужно понимать, что образовательные институты есть результат разворачивающегося во времени взаимодействия между агентами трех типов: учащимися и родителями, преподавателями и институтами государства.