Дай пять: что советует почитать Мария Андреевна Сафонова
Впереди еще пять дней майских каникул. Обязательно проведите это время на природе, а лучшим спутником для прогулок в парке может стать книга. Доцент департамента социологии Мария Андреевна Сафонова составила подборку произведений, которые помогут провести длинные выходные с пользой и интересом.
Фрэнк Герберт, «Дюна»
Вслед за недавно вышедшей экранизацией прочитайте или перечитайте «Дюну», лучше на языке оригинала, чтобы получить все то исключительное содержание, которое осталось за рамками фильма. В книге в упаковке социальной фантастики показана тема, со времен Карла Маркса интересная всем социальным ученым: взаимосвязь религии и властных отношений. Кроме того, в ней дан один из лучших примеров антропологического описания культуры: от повседневных практик питания и гигиены до представлений о социальном порядке и происхождении мира. В книге культура (бытовые и политические практики, космогонические верования) является стержнем, удерживающим увлекательный сюжет; главные герои используют свое понимание этой культуры для того, чтобы быть политически успешными.
Маргарет Мид, «Культура и мир детства»
Книга, которая помогает научиться смотреть на мир сквозь призму социальных наук, — старый русскоязычный сборник работ Маргарет Мид про «человека социального» (глава «Взросление на Самоа» в особенности). Если у вас есть представления о каких-то биологически данных свойствах людей (классические примеры Мид — конфликтность подростка или любовь матери к ребенку) — почитайте Мид и, возможно, многие из ваших представлений пошатнутся. В книге показано, насколько разными (в зависимости от общества) могут быть представления о человеке, о любви и семье, возможностях человека, его потребностях в любви или заботе, в достижениях и т. д.
Майкл Баксандалл, «Живопись и опыт в Италии XV века»
Читайте Майкла Баксандалла чтобы понять, как общества структурируют восприятие изображений и способность что-то распознать. Баксандалл предлагает вам машину времени: после этой книжки вы сможете взглянуть на живопись так, как смотрели на нее молодые люди из семейства Медичи в Ренессансной Флоренции. Перевод этой классической работы по социальной истории искусства (Painting and Experience in Fifteenth-Century Italy: A Primer) вышел относительно недавно, но, если у вас есть возможность, прочитайте в оригинале, чтобы приобщиться к чудесному академическому английскому.
Ирвинг Гоффман, «Тотальные институты»
Если предыдущие книги были в основном чтением приятным, то эта может быть чтением тяжелым. Баксандалл предлагал вам опыты элит, Гоффман предлагает побыть в робе (или даже без одежды совсем) и камере/палате заключенного или душевнобольного. Гоффман показывает нам, что тотальные институты могут рассказать об общих свойствах коммуникации в наших обществах, и почему эти институты так разрушительны для личности.
Джоан Роулинг, «Гарри Поттер и Орден Феникса»
Если вы студент, а до этого много лет были школьником, перечитайте (или переслушайте в исполнении Стивена Фрая) пятую книгу серии, уделяя особенное внимание специфическому действующему агенту — государству — в лице Долорес Амбридж, действующей от имени Министерства магии. Почему это может быть полезно: чтобы знать, как устроены школы и университеты, в которых вы учитесь, вам нужно понимать, что образовательные институты есть результат разворачивающегося во времени взаимодействия между агентами трех типов: учащимися и родителями, преподавателями и институтами государства.