«Главное качество социолога — незашоренность сознания, способность смотреть детскими глазами»
Наталья Чернышева учится на втором курсе магистерской программы «Современный социальный анализ» и планирует поступать в аспирантуру. Магистрантка занимается наукой и работает в Центре молодежных исследований, а в 2022 году выиграла в стипендиальном конкурсе благотворительного фонда Владимира Потанина. До конца учебы в магистратуре она будет получать стипендию в 25 тысяч рублей. Наталья рассказала редакции, как заинтересовалась социологией и какими темами она планирует заниматься.
Интерес к социологии
Я не шла к социологии целенаправленно: окончила бакалавриат по конфликтологии в другом вузе. Параллельно изучала философию, этнологию, психологию и социологию. Интереса к конкретному направлению у меня не было — зато был к социальной жизни. Социология же просто показалась мне наиболее эффективным способом изучать общество и жизнь.
Я помню этот момент, когда меня особенно взбудоражила социология. Читала Льюиса Козера и подумала: есть природа с законами физики и математики, созданными извне. Мы эти правила только осваиваем, словно первооткрыватели. Правила социальной жизни будто бы созданы именно нами, но нужно приложить усилие, чтобы их отрефлексировать. Социологи пытаются понять мир, созданный людьми, и у них это получается — иногда даже из своих кабинетов.
При этом у меня нет стремления объяснить реальность, чтобы подогнать ее под какие-то правила. Есть смешная фраза: «У самурая нет цели, есть путь». Для меня путь намного ценнее, чем цель. Нет желания объяснить все, есть желание объяснять.
Я не ограничиваюсь любовью к социологии, мне многое интересно: от квантовой физики до эволюционной биологии. К междисциплинарности меня подтолкнул Жан Бодрийяр. У него в конце каждой книги есть словарик терминов, и вот в одном из произведений было много терминов из квантовой физики. Я подумала: «Ничего себе! Постмодернистский философ пользуется физическими терминами для описания восприятия реальности, как это вообще такое может быть?»
Старт исследовательской карьеры
Еще в бакалавриате я изучала миграцию. Сначала занималась мигрантами, которые приезжают в Россию из других стран. Меня интересовала их адаптация: как человек входит в новую культуру, что вызывает сложности, как принимающее общество реагирует на такого человека. Потом я постепенно сместила фокус на детей мигрантов: они показывают большее гражданское участие и у них ярче выражены конфликты идентичностей. Дети не всегда могут четко определить, кто они и откуда, какой язык у них родной.
Когда я поступила на первый курс магистратуры «Современный социальный анализ», то пошла на количественный трек. Мы много общались с Даниилом Александровичем Александровым, и я подумывала пойти в лабораторию «Социология образования и науки». Тем более там тоже занимались миграциями. Но потом у меня случился нервный срыв и я взяла академический отпуск.
В академическом отпуске я стала думать, что делать дальше: восстановиться на количественном треке, продолжить изучать миграцию или же в корне изменить методологию. Тогда я решила, что хочу заняться гендерными исследованиями и качественной методологией — брать интервью, вести включенное наблюдение и т. д.
Академические руководители магистерской программы поддержали мое желание. Поэтому получилось так, что первый курс я проучилась дважды: на количественном и на качественном треке.
Однако я не перестану заниматься количественной методологией. Смешанный метод дает те результаты, которые позволяют сделать открытие или получить новые данные. Это не желание быть чтецом, жнецом и на дуде игрецом. Я просто хочу оставаться востребованной: нам всем нужен интеллектуальный капитал, чтобы развиваться. Чем он разнообразнее, тем больше уверенности.
Работа в Центре молодежных исследований
На качественном треке у меня сменились преподаватели, почти все они состояли в вышкинских лабораториях. Общение с ними подтолкнуло меня к тому, что мне тоже понадобилось научное комьюнити. В тот момент в Центре молодежных исследований начали набор стажеров-исследователей, и я подала мотивационное письмо. Меня взяли, я в команде с мая 2021 года.
Центр молодежных исследований — это семья. Здесь чудесно работать: я чувствую себя востребованной и мотивированной и мы всегда поддерживаем друг друга в команде.
В Центре молодежных исследований я нашла не только профессионалов. Для меня ученые — это в первую очередь люди. У каждого преподавателя есть личность, которая не прикрыта никакими социальными масками. Они не просто дружелюбно к нам относятся, потому что дружелюбие всегда немного про игру. У них все с чувством.
Я включалась в большое количество проектов. Для стажеров-исследователей это не очень частая история. Началось все с того, что меня включили в проект, который получил грант от Российского научного фонда и стартовал в 2021 году. Это исследование стратегий талантливой молодежи Северо-Западного региона России: как они принимают решение о переезде в другие города и собственном дальнейшем развитии. Меня в проект включили благодаря моему количественному прошлому.
Параллельно я участвовала в нескольких краткосрочных проектах. Один из них — исследование абитуриентов Питерской Вышки. Мы проводили интервью с людьми, которые в итоге к нам не поступили, первокурсниками, приемной комиссией и академическими руководителями программ. Пытались понять, какие есть сложности, связаны ли они с COVID-19. В конце мы составили отчет, который разослали академическим руководителям. Выявили как преимущества программ, так и их слабые места.
Также у нас идет проект, где мы исследуем реакцию молодежи на пандемию. Мы смотрим, как госслужащие, работники по найму, самозанятые и студенты реагировали на изменения в жизни, связанные с COVID-19. Героями исследования стали студенты Вышки и ребята из Ульяновска. По этому проекту мы готовим отчет прямо сейчас.
Победа в стипендиальном конкурсе фонда Потанина
Последние два года я активно подаюсь на всевозможные конкурсы — это такой способ воспитать себя. Как всякие мотивационные курсы в духе «чтобы перебороть себя, получи тысячу отказов». Поэтому, когда учебный офис прислал письмо про стипендиальный конкурс благотворительного фонда имени Владимира Потанина, я подала заявку. Тем более среди моих знакомых уже были стипендиаты-победители.
Плюс податься на конкурс легче, чем написать статью для журнала. Я вообще только сейчас жду публикацию одной статьи в «Социологических исследованиях», а мой предыдущий опыт был неудачным. Один раз выбрала плохой журнал, а второй — не поняла редактора. Это вообще очень драматичная история. Я получила хороший ответ от рецензента: он предложил внести правки и продолжить сотрудничество. Но я была совсем неопытной и посчитала его слова отказом от публикации.
В заявке я рассказывала сразу про два исследования. Одним я занимаюсь сейчас — это исследование женской дружбы, основанное на теоретических подходах гендерной социологии. Рассказала и о том, что буду исследовать людей с инвалидностью и их трудоустройство. Какой из этих проектов больше привлек внимание — непонятно. Но важно было показать не столько сами темы, сколько личную вовлеченность в исследовательскую деятельность. Если ты заинтересован, то финансовая помощь позволит вовлечься еще больше.
Исследование женской дружбы в Петербурге
Я изначально хотела изучать усвоенную мизогинию у женщин. Пришла на научно-исследовательский семинар и с горящими глазами рассказала преподавателям, как эту тему исследуют в количественной парадигме. Они посоветовали мне использовать качественную методологию и найти необычный угол для исследования об отношениях женщин друг к другу. Тогда я решила писать о дружбе, потому что это не настолько популярно.
На первом курсе я изучала, что женщины понимают под дружбой и как определяют ее для себя. А сейчас я пытаюсь найти наиболее часто встречающиеся сценарии дружеских отношений.
В прошлом году я проинтервьюировала 30 женщин-миллениалов в возрасте от 24 до 40 лет. Включила в выборку женщин, у которых есть отношения и которые сейчас одни. Также я смотрела, откуда они родом — из Петербурга или другого города. Как правило, приезжие женщины рассказывают дополнительные истории о том, как им удалось или не удалось сохранить дружбу на расстоянии.
Потом я смотрела, что эти женщины говорят о дружбе и что больше влияет на дружеские отношения: замужество, переезд в другой город или вообще в другой район. Иногда смена района оказывалась даже более значимой.
Один из самых важных выводов — для некоторых женщин дружба не является чем-то ценным. Они ориентируются на идеал дружеских отношений и чувствуют себя неполноценными, поскольку для них дружба не так значима, как это принято в нашей эмоциональной культуре.
Одним девушкам важнее карьера, а другие вообще не считают какую-то сферу жизни наиболее значимой. У некоторых остается зависть к молодым людям с большим количеством друзей, хотя самим девушкам все это не нужно. Такой вот внутренний конфликт. Для женщин много таких моментов: важно иметь молодого человека, быть в окружении подружек и так далее. Но не всем этого в действительности хочется, и общественное давление мешает проявить индивидуальность.
Исследование трудоустройства людей с инвалидностью
Я начала изучать инвалидность на первом курсе благодаря Ярмарке проектов. Нам заказала исследование одна петербургская благотворительная организация, которая занимается трудоустройством людей с инвалидностью.
Мы пытались понять, что работодатели и люди с инвалидностью вообще вкладывают в понятия «инвалидность» и «работа», почему это сложно совмещать. Выяснилось, что обе стороны по-разному понимают, что такое работа для человека с инвалидностью. Работодатели не понимают, как провести адаптацию, и это очень большой барьер. Наиболее эффективным оказывается тип трудоустройства, когда есть человек, который помогает адаптироваться и понимает человека с инвалидностью.
Я брала интервью у людей с ментальной или интеллектуальной инвалидностью об их работе и вела включенные наблюдения. Разговоры были непростыми: они не всегда могут понять, какая проблема мешает им работать. Поэтому я просто спрашивала, какой у них опыт общения с биржей труда и какие есть истории про работу.
На этом исследование не закончилось. Мы сфокусировались на людях с инвалидностью и попытались понять, как они сами хотят проявлять себя в разных сферах жизни и что может предложить рынок труда.
К сожалению, биржа труда часто не знает, что и как предложить людям с инвалидностью. Чаще трудоустройство происходит с помощью значимых взрослых — родственников и родителей. При этом сами родители часто не хотят, чтобы их дети с инвалидностью работали. Однако они не учитывают, что после их смерти позаботиться о ребенке будет некому. Одинокого человека с ментальной инвалидностью могут поместить в психоневрологический диспансер, где будут плохие условия.
Планы на будущее
Я планирую поступать в аспирантуру в Питерскую Вышку на направление «Социальные науки». Настраиваюсь на то, чтобы захотеть изучать миграцию в аспирантуре: это перспективно и база знаний по этой теме у меня накоплена.
Мое исследование будет посвящено Северо-Западному региону и людям, которые решили сюда переехать. Я хочу изучать локальные идентичности и чувство места — что в городах такого, что удерживает там людей. Сейчас молодежь часто ездит домой даже не за людьми, а за знакомой природой и ландшафтами. У небольших городов есть свое очарование, которое большие утратили.
Также молодые люди меньше хотят переехать в Москву или Петербург. Они чаще говорят про Сочи и Краснодар, где есть море. Это сильно отличается от 2010-х, когда важнее были карьерные пути. Работа отступает на задний план, и пандемия здорово на это повлияла. Люди побольше пожили с собой наедине и подумали, чего хочется именно им.
Качества хорошего социолога
Хороший социолог придерживается профессиональной социологической этики. Он не хочет управлять полученным знанием и позволяет другому человеку быть самим собой. Он не подгоняет полученные данные под свои взгляды и учитывает все переменные.
Но главное качество социолога — незашоренность сознания, способность смотреть детскими глазами. Не нужно пытаться сразу все объяснить, надо понять слова другого человека, статистику, тренды.