• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Питерской Вышке ищут решение проблем современной школы

21 марта в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург проходит VIII Педагогический конгресс по теме: «Кого воспитывает современная школа?». Участники конгресса обсуждают воспитательный потенциал системы образования в условиях перемен, происходящих в обществе и в мире. 12 марта под эгидой конгресса прошел научный семинар, посвященный необратимым и обратимым процессам в системе образования.

Пленарное заседание VIII Педагогического конгресса

Пленарное заседание VIII Педагогического конгресса
© НИУ ВШЭ ― Санкт-Петербург / Степан Лихачев

Контекстом для обсуждения воспитательной проблематики в рамках Педагогического конгресса 2022 года стал социальный запрос на реализацию воспитательного потенциала системы образования в условиях происходящих в обществе перемен (вызванных политической повесткой, пандемией, распространением цифровых технологий и изменениями климата), ведущих к изменениям в привычном образе жизни.

Открывая конгресс, его научный руководитель Олег Лебедев — доктор педагогических наук, профессор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, член-корреспондент Российской академии образования (РАО) — задал рамку дискуссии, обращая внимание участников на то, что за вопросом «кого воспитывает современная школа?» стоят вопросы «кого должна воспитывать», «кого на самом деле воспитывает» и «кого может, то есть имеет возможность воспитывать школа». Олег Ермолаевич подчеркнул, как важно готовить учащихся к ситуации выбора и насколько необходимо соотносить стоящие перед школой проблемы воспитания с повседневной образовательной практикой, чтобы понять, как эта практика влияет на формирование ценностных ориентиров школьников.

Этот тезис поддержал Сергей Цыпляев, президент Фонда «Республика», главный редактор журнала «Власть». «Необходимо формировать навыки творческого и критического мышления, которые обеспечивают гибкость свободного творческого ума и стимулируют открытия. Выходя из школы, человек должен отличать добро от зла. Как это сделать – серьезный выбор для школы», – сказал он.

В течение дня участники конгресса представляют свой опыт решения аналитических и воспитательных задач, обозначая факторы успеха и неудач, а также презентуют успешные педагогические проекты. Конгресс работает в гибридном режиме, в обсуждениях в рамках восьми круглых столов и восьми проблемных сессий примут участие более 600 человек.

Предваряя Педагогический конгресс, 12 марта по инициативе Олега Ермолаевича Лебедева прошел научный семинар с участием экспертов, представляющих образовательные и научные учреждения Санкт-Петербурга, Москвы, Салехарда и Белгорода. Семинар собрал более двух десятков участников. Предметом их анализа стали порожденные целым рядом значительных явлений в системе образования процессы, рассматриваемые с точки зрения их оценки как обратимых или необратимых.

Одним из поставленных в фокус явлений стал переход от всеобщего общего образования для всех к всеобщему образованию для каждого, определяемый как персонализация образования. Предметом дискуссии стало как само понимание персонализации, так и связанные с ней возможные риски. Так, выступление директора Центра образовательной среды (Москва) Елены Булин-Соколовой было посвящено ключевым измерениям персонализации, а профессор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Наталья Заиченко в контексте обсуждения образовательной инклюзии как новой культуры подняла вопрос о том, как соотносятся справедливость, инклюзия и результативность — что должно быть равным, что может быть неравным, и как это должно отразиться на оценках.

Одной из граней дискуссии стала возможная оценка результата — должен ли он быть одинаковым или одинаковой должна быть та дельта, которая фиксирует достижение определенного прогресса. На это обратил внимание Павел Сергоманов, директор Центра лидерства в образовании и управлении школой Института образования НИУ ВШЭ, руководитель академической лаборатории ООО «СберОбразование». Вопрос же необратимости или обратимости, с его точки зрения, определен переходом управления результатом к управлению эффектом: если такой переход/передача управления осуществлен, инновация имеет эффекты и потому необратима, если нет — то обратима.

Еще одним обсуждаемым явлением стала цифровизация образования и управление этим процессом, о чем говорили директор Института кибернетики и образовательной информатики им. А. И. Берга ФИЦ ИУ РАН (Москва) Алексей Семенов и профессор Белгородского государственного университета Галина Макотрова.

Алексей Семенов, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН и РАО:

Исходная провокационная тема обратимых и необратимых изменений — очень хорошая. Она выглядит общей, но на самом деле является ключевой для самых разных вещей, которые мы делаем в образовании. Например, можно создать замечательную школу и даже отстоять ее независимость от разных внешних вмешательств, но после смены директора по тем или иным причинам выстроенная в школе система в большинстве случаев (по моим грубым оценкам, распределение на 80 и 20 %) растворяется, исчезает, становится совершенно другой. Почему так происходит? Я часто использую фразу «никогда еще изменения не были такими быстрыми и такими медленными, как сегодня». Мы занимаемся изменениями, которые происходят обратимо или необратимо за годы и даже за месяцы, а когда-то это были столетия. Так что это абсолютно вечная сегодняшняя тема.

В результате обмена мнениями собравшейся на семинаре цивилизованной публики, объединенной общей целью развития российского и в какой-то степени мирового образования, мнение каждого изменится и таким образом они (мы) создадут нечто новое, общее — некое новое решение как совокупность мнений.

Третьим из числа обсуждавшихся на семинаре явлений стало расширение круга людей, влияющих на трансформационные процессы в системе образования, и одновременно усреднение лидерства, проявляющееся в исчезновении общепризнанных лидеров изменений и увеличение числа заявок на различные инновации, оценки изменений и т. д. Участники дискуссии отметили, что усложнение образовательной системы и изменение состава ее участников ведут к проявлению проблем в управлении образовательным процессом. Так, директор лицея НИУ ВШЭ Дмитрий Фишбейн обратил внимание на то, что ввиду роста рынка дополнительного офлайн и онлайн образования и реализации семьями многообразных образовательных траекторий современная школа вынуждена конкурировать за ребенка, особенно на ступени общего среднего образования (10–11-й классы). Целая серия мнений, касающихся обратимых и необратимых процессов в образовании, была высказана участниками семинара в формате «свободный микрофон».

Дополнительная рамка дискуссии была задана происходящими в мире событиями. Участники отметили, что время обсуждения можно рассматривать как неподходящее и, наоборот, как вполне подходящее, потому что происходящие события невозможно игнорировать. Они будут иметь долговременные последствия, и будут возникать вопросы о том, как эти последствия скажутся на процессах в системе образования. Эксперты сошлись во мнении, что даже в условиях раскола общества общее образование может и должно объединять людей. Что можно изменить в системе образования, какие процессы задействовать для сохранения функции интегрирования системы общего образования в условиях несистемных процессов — это предмет для обсуждения и анализа.

Олег Лебедев, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО:

Дискуссия позволяет выявить основные процессы, которые происходят в системе образования, возможные направления их развития и развилки на этом пути, а также варианты принятия решений. Такого рода анализ представляет интерес для научного сообщества — для определения направления исследовательской деятельности, для экспертного сообщества — ему это дает возможность выявить и инициировать дискуссию по наиболее сложным проблемам развития образования, и для тех руководителей образовательных учреждений, управленческих структур и педагогов, кто интересуется стратегическими вопросами.

Напрямую перенести результаты обсуждения в образовательную практику «на следующей неделе» невозможно — это материал для размышлений о том, что важного и что случайного есть в опыте каждого, как может и должна измениться повседневная образовательная практика, на какие цели должна ориентироваться система образования в ситуации неопределенности. Когда в обществе происходят весьма противоречивые процессы, когда за одиннадцать лет школьного обучения жизнь в мире и в стране существенно меняется, надо определить для себя те ценности, которые окажутся неизменными для детей и пока они учатся в школе, и после ее окончания. Это может стать стержнем всей педагогической деятельности.

Если исчезает точное представление о будущем, школа оказывается в состоянии кризиса, потому что не очень понятно, к какому будущему надо готовить. В связи с этим перед системой образования и в теории, и на практике будет постоянно возникать вопрос о том, кого школа воспитывает и кого она должна воспитывать в условиях меняющегося общества, в котором трудно предвидеть сам ход событий. Что остается тогда стабильно-постоянным для самой школы? История образования и культуры в целом показывают, что система образования не только зависит от происходящих в обществе изменений, но также обладает определенной автономностью. Не только выполняет определенный заказ, но и влияет на этот заказ, влияет на развитие общества. Поэтому, обсуждая перспективные направления развития системы образования, надо исходить из того, какую роль система образования могла бы сыграть в тех трансформационных процессах, которые происходят в обществе.