Кого воспитывает современная школа?
Видеозаписи мероприятий Конгресса
Презентации Конгресса
Сертификаты участников VIII Педагогического Конгресса
21 марта 2022 г. в Санкт-Петербургском кампусе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург) состоялся VIII Педагогический Конгресс по теме: «Кого воспитывает современная школа?».
Выбор темы Конгресса обусловлен несколькими обстоятельствами.
Первое обстоятельство, поправки к закону «Об образовании в Российской Федерации», принятые в 2020 г., касаются самого понятия «воспитание» и организации воспитательной деятельности в учреждениях образования. Они отражают социальный запрос на реализацию воспитательного потенциала системы образования в условиях перемен, происходящих в обществе и которые ведут к изменениям в привычном образе жизни. Факторами перемен в образе жизни выступают не только политические, но и иные события — пандемия, распространение цифровых технологий, признаки существенных изменений климата. В ситуации, когда школа должна подготовить своих учеников к будущему, которая сама школа слабо себе представляет, возникает проблема определения ценностных ориентиров для учащихся, обеспечивающих возможность их самоопределения в условиях турбулентных социальных процессов, имеющих нередко противоречивый характер. Такая проблема может быть решена средствами воспитания, которыми располагает система образования.
Второе обстоятельство, которое обуславливает необходимость определения программы воспитания, заключается в том, что поиски эффективных средств воспитания окажутся результативными в том случае, если анализируются и учитываются особенности социальной среды, в которой протекает воспитательный процесс. Такой процесс является лишь одним из компонентов более сложного процесса – социализации личности. При решении воспитательных задач необходимо учитывать влияние на личностное развитие учащихся особенностей среды – культурных традиций и существующих норм, ценностей различных социальных групп, возможностей для самореализации.
Третье обстоятельство связано с проблемой индивидуализации образовательного процесса, тенденцией перехода к персонализации образования. С одной стороны, эта тенденция может способствовать индивидуальному подходу к детям при решении конкретных воспитательных задач. С другой стороны, возникает вопрос о том, как сочетать ориентацию на индивидуальные и общие ценности.
Четвертое обстоятельство связано с разнообразием взглядов на то, что должна представлять собой программа воспитания в системе образования. Речь идёт не о документе под названием «программа воспитания», а о сущности воспитания в системе образования.
Предполагаемые вопросы для обсуждения: своя точка зрения
- В обществе многое меняется. Чем отличаются современные цели воспитания школьников от целей воспитания в конце прошлого века?
- Почему результаты воспитания могут не соответствовать его целям?
- Школа должна готовить к жизни, которая есть на самом деле, или к жизни, которая должна быть? К какой жизни готовит современная школа?
- У современного поколения выпускников нет кумиров?
- Школа отвечает за соблюдение учащимися норм поведения в школе? А за соблюдение учащимися норм поведения за пределами школы?
- Патриотическое воспитание предполагает эмоциональную оценку всех событий и явлений прошлого?
- Какое отношение к религии соответствует целям воспитания современного поколения школьников?
- Отношение к детям их родителей и педагогов объединяет или разъединяет взрослых?
Опыт решения аналитических и воспитательных задач: факторы успеха и неудач
- Как «школьные стены» могут влиять на поведение учащихся?
- Как влияет на развитие личностных качеств учащихся организация образовательного процесса? Развитие каких личностных качеств является целью воспитания?
- Оценка воспитывает. Кого и как?
- Опыт решения каких проблем может быть предметом обсуждения на уроках? Как эти проблемы связаны с содержанием предмета?
- Как влияет на воспитание учащихся характер отношений участников образовательного процесса?
- Какой уклад жизни школы привлекает/ не привлекает учащихся?
- Для кого и чем важны общешкольные мероприятия?
- Какой опыт принятия самостоятельных решений приобретают учащиеся за годы обучения в школе?
- У выпускников школы есть жизненные планы? Это планы ближайшие? Среднесрочные? Долгосрочные? Школа на них влияет?
- Выпускники школы оценивают значимость полученного образования? Если оценивают, то как?
- Как учитывать особенности социализации разных групп учащихся?
- Какие общие ценности создают школьный класс?
Педагогические проекты (ноу хау –знаю как)
- Как сочетать индивидуализацию образовательного процесса с формированием общих ценностей, коллективизма?
- Как стимулировать самостоятельные оценочные суждения учащихся и избежать при этом поощрения дилетантизма?
- Как объективно оценивать результаты образовательной деятельности учащихся и поощрять при этом даже небольшие успехи?
- Как избежать превращение школьных мероприятий, посвященных знаковым событиям в жизни страны, в привычные ритуалы?
- Как сочетать подготовку учащихся к решению конкретных проблем, которые придётся решать в первые послешкольные годы с долговременными ценностными ориентирами?
- Как формировать необходимые нормы поведения учащихся - запрещать? Разрешать? Информировать?
- Какие общие требования к взрослым и детям необходимы в условиях школы?
- Как противодействовать буллингу?
- Какие ценностные ориентиры надо формировать в классе, в котором учатся дети из малообеспеченных семей? («Не в «мерседесе» счастье- а в чём?).
- Как распределить функции и ответственность между участниками образовательного процесса?
Научный руководитель Конгресса: д.п.н, профессор, член-корр. РАО, О.Е. Лебедев и координатор проекта: к.п.н., доцент А.Н. Бакушина.
Видеозапись консультации к VIII Педагогическому Конгрессу от 21.10.2021г.
Видеозапись занятия "Педагогический авангард в системе образования" преподаватель Лебедев О.Е. 28.10.2021г.
Видеозапись консультации к VIII Педагогическому Конгрессу от 11.11.2021г.
Видеозапись вебинара ( руководитель - академик О.Е. Лебедев): « Готовимся к проведению круглых столов на Конгрессе: что имеет смысл обсуждать?» 20.01.2022г.