• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дизайнер Анастасия Врублевская — об инициативе для «Севкабель Порта» и навигационных шрифтах

Летом 2021 года студентка Школы дизайна Питерской Вышки Анастасия Врублевская предложила навигационный шрифт для «Севкабель Порта». Он подчёркивает эстетику пространства и удобен для чтения издалека. Поговорили со студенткой о том, как она работала над инициативным проектом и чем отличаются навигационные шрифты.

Дизайнер Анастасия Врублевская — об инициативе для «Севкабель Порта» и навигационных шрифтах

Фото из личного архива Анастасии Врублевской

— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о шрифте, который вы предложили «Севкабель Порту». Чья это была идея?

— Сам «Севкабель Порт» ко мне с таким предложением не обращался, это полностью инициативный проект. Идею мне предложил мой куратор Родион Серебренников. Нам хотелось сделать из городского кластера самостоятельный речной городок, добавить ему аутентичности. Так мы задумались о навигации в этом общественном пространстве.

Мы обратили внимание, что для навигационных табличек в кластере используют акцидентный шрифт. Такой обычно берут для плакатов и рекламных объявлений. Но для навигации он не очень подходит: этот шрифт — очень плотный, узкий и тёмный. Издалека он плохо читается, поэтому совсем не подходит для навигации. Тогда мы с куратором решили создать свой навигационный шрифт для Севкабеля — но такой, чтобы он и под основной подходил.

— Какую идею вы заложили в шрифт?

— Я отталкивалась от образа «Севкабель Порта». Учитывала, что этот кластер расположен на берегу Невы, а значит, шрифт тоже должен отражать его речную эстетику. Поскольку рядом с кластером находится морской вокзал, он ассоциируется и с кораблями. Это я тоже решила взять за основу. В итоге характер шрифта сложился из полукруглых форм, заквадраченных овалов и немного вычурных подъёмов, как в букве «Е».

Первые буквы, которые я сделала, — это русская «О» и латинская «N». В целом именно с них всегда стоит начинать работу над шрифтом. По ним проще придумать ширину и высоту следующих букв. «О» у меня получилась похожей на окно корабельного иллюминатора.

Дальше я искала компромиссы. Мне было важно уловить характер каждой буквы, сделать их разными, но при этом сохранить все принципы наборного шрифта. В этом мне помогал мой куратор. Ведь задача — сделать шрифт, который не перетянет на себя внимание с основного. Но характерность «а» и «p» мне удалось сохранить.

— Что нужно учитывать при работе над навигационным шрифтом?

— Поскольку такой шрифт будет использоваться в пространстве, на дизайнера накладываются немного другие обязательства. Иногда нужно пренебречь своими эстетическими чувствами — уйти от характера и прийти к результату. А это очень непросто [для творческого человека]. 

Самое важное для навигационного шрифта — чтобы его было легко читать издалека. Нельзя, чтобы буквы слипались. Именно поэтому буква «С» должна быть скорее овалом, а не кругом. Так расстояние между её кончиками больше, а значит,  букву лучше видно. Ещё каждая буква должна быть уникальной, даже если у них общие элементы. Например, латинские «p» и «b» должны отличаться от перевёрнутых «d» «q».

Ну и наконец, нужно стараться, чтобы шрифт не был слишком вычурным. Для этого я решила создать не только заглавные, но и строчные буквы. По пропорциям мои строчные были не сильно ниже и меньше заглавных — благодаря этому они не путались с заглавными, но и не уступали в размере. Получившийся шрифт можно писать и заглавными буквами, и строчными. 

— Может, у вас были какие-то референсы?

— Референсов по форме и характеру букв у меня как таковых не было, но в целом на другие проекты я посмотрела. Например, обратила внимание на то, как создавался навигационный шрифт в Белгороде и как работали над навигацией для «Ростеха» и «Москвы-Сити». Но и в этих случаях я скорее ориентировалась на теорию: смотрела, на что стоит обращать внимание в своём проекте. 

— Сколько времени у вас ушло на этот проект?

— Сначала я несколько раз ездила в «Севкабель Порт», фотографировала там все объекты. Смотрела, где что находится и на какие вещи обратить внимание. Недели две-три я просто погружалась в увиденное и искала начертания букв карандашом. Потом я приступила к работе в графическом редакторе и месяц рисовала буквы. Сгруппировала буквы по схожим элементам, чтобы работать быстрее.

— После этой инициативы вам поступали заказы на новые шрифты?

— Когда об этом проекте опубликовали пост в группе Школы дизайна, мне написали из одной строительной компании и предложили разработать иконки и пиктограммы для навигации. Моим тестовым заданием  были довольны, но я в итоге решила не браться за этот проект. Я всё-таки хочу заниматься дизайном шрифтов — может, даже навигационных. Иконки и пиктограммы — это всё-таки немного другая сфера и ответственность.  

— Чем вы планируете заниматься в дальнейшем?

— Хотелось бы исключительно шрифтами, хотя дизайн мне в целом тоже интересен. Надеюсь найти направление, где смогу совместить интерес к брендингу и шрифтам. Мне кажется, в Москве это сейчас востребовано: я видела много проектов, где шрифт стал основной интонацией брендинга. Так, например, было у большого проекта «Рихтер» (ESH gruppa). Очень характерный и запоминающийся шрифт нанесли на всевозможные носители бренда, и он стал визитной карточкой фирменного стиля проекта.

Мне в целом кажется, что шрифтовая культура растёт и в России, и за рубежом. Люди обращают всё больше внимания на буквы и их внешний вид. Это даже по Instagram заметно: там теперь в сторис несколько видов шрифтов, и люди реально ими пользуются. 

Кроме того, можно заметить, как эстетическая и эмоциональная составляющая бренда становится всё важнее для потребителей. Иногда даже в большей степени, чем концепция или качество. Например, люди могут прийти в кафе не ради вкусного кофе, но за красивым стаканчиком. Шрифты могут подчёркивать эстетику и дополнять её, а значит, мне будет чем заняться в этом направлении. Остаётся только развиваться, чтобы становиться всё более востребованным специалистом.

С 2022 года в Школе дизайна Питерской Вышки открывается новый образовательный профиль — «Шрифт. Книга. Типографика». Он предназначен для тех, кто хочет углубиться в изучение шрифтов и типографики. Выпускники этого трека смогут заниматься в том числе и разработкой шрифтов. Подробнее о треке можно прочесть по ссылке