Ольга Шарапановская — об учёбе на дизайнера, творческом конкурсе и киноклубе
Ольга Шарапановская — студентка третьего курса программы «Дизайн». Она выбрала это направление, потому что хотела заниматься творчеством и развивать карьеру. Сейчас Ольга активно осваивает специальные программы, а ещё занимается внеучебкой в дискуссионном клубе 35mm. Студентка рассказала, как выбирала профессию, из каких этапов состояла подготовка к творческому конкурсу и за что она благодарна Андрею Григорьевичу Люблинскому, куратору профиля «Коммуникационный дизайн».
Выбор профессии
Я всегда любила рисовать: меня даже отдали в художественную школу в первом классе, хотя принимали туда только со второго. Год посещала занятия подпольно и наблюдала, как взрослые выводят линии на занятиях. Мне хотелось, чтобы у меня получалось так же.
В художке я училась семь лет, заниматься творчеством мне очень нравилось. Так что мои родители были уверены, что я свяжу своё образование с рисованием и творчеством.
Я удивила всех своих родных и поступила на филологический факультет.
Однако уже через две недели я поняла, что филология — это не мой путь, и забрала документы с программы. Моя бабушка расстроилась: она не хотела, чтобы я перепоступала и теряла год. Бабушка даже позвонила школьной учительнице литературы и попросила отговорить меня. Учительница оказалась на моей стороне, она сказала: «Поступай, как считаешь нужным».
Мне хотелось связать жизнь с рисованием. Я посоветовалась с мамой, и она сказала, что профессия художника в среднем не очень прибыльная. Мы договорились, что я найду профессию, которая совместит мои творческие амбиции и возможность строить карьеру.
Так я стала искать, где в России можно учиться на дизайнера.
Поступление в Школу дизайна Питерской Вышки
Я нашла Питерскую Вышку и программу по «Дизайну» через поисковик. На сайте мне всё показалось таким крутым и современным, поэтому я сразу решила, что хочу сюда и никуда больше.
Я — гражданка Молдовы, поэтому поступала как иностранная студентка. В связи с этим мне не нужно было сдавать литературу, только русский язык и творческий конкурс. Экзамен по русскому я прошла без проблем, у меня всегда были очень хорошие оценки.
А вот творческий конкурс был по-настоящему сложным. Он состоял из двух этапов: на первом нужно было показать работы, на втором — пройти собеседование. Я прошла его успешно, но пришлось попотеть.
Как я готовилась к творческому конкурсу
Смотрела задания прошлых лет. Правда, даже с ними я не чувствовала себя полностью уверенной — слишком в новинку для меня были все задания.
Подготовила семь рисунков. Объединила их по теме: нарисовала портреты своих кумиров. Каждый — в определённом цвете, который что-то значил. Возможно, я немного запутала комиссию своей идеей: у меня был невысокий балл за рисунки.
Законспектировала историю искусств. Запомнила основные события, течения, имена, даты и эпохи, картины. Всё это нужно было для собеседования. Однако я не учла, что мне будут ещё и показывать картины.
Обдумывала свои творческие планы. Один из вопросов на собеседовании был о том, кем я себя вижу в будущем, какие у меня амбиции и что мне интересно. Чем чётче и глубже будет ответ на этот вопрос, тем лучше комиссия будет знать о вашей мотивации к учёбе.
Учёба на программе и прикладные задачи
Оказалось, дизайнеру не обязательно даже уметь рисовать. Главное — чтобы в его проекте были смысл и идея. Кроме того, важно быть насмотренным, чтобы знать азы композиции и сформулировать идею. Мне рисование пригодилось на одном предмете за три года, он назывался «Арт-практика».
Мы много работаем в специальных программах по дизайну, например, с пакетом Adobe — Illustrator, Photoshop, Indesign, Premier. Photoshop даётся мне тяжело: я путаюсь в интерфейсе, хотя в этой программе можно сделать много полезных вещей. А вот работать в Illustrator у меня получается хорошо, я сразу подружилась с векторной графикой. Ещё мы много работаем в Figma, а когда делали сайты, то использовали Readymag и Miro для черновиков.
Пары по основным предметам у нас дважды в неделю. Когда модуль только начинается, преподаватели рассказывают нам, над какими проектами мы будем работать. Они дают советы и показывают работы других студентов. Дальше мы выбираем темы проектов, готовим к ним-что-то и обсуждаем. У нас всегда отчасти командная работа: все смотрят на работы других ребят, помогают им и высказываются. Иногда ещё у нас бывают тематические лекции: например, про шрифты, если нам нужно подготовить книжку для проекта.
На программе много возможностей для профессионального развития. У нас есть в фейсбуке группа для студентов: там на доске объявлений преподаватели постоянно публикуют новости о волонтёрстве на выставках, конкурсах или новых проектах. Желающие могут подавать заявки и участвовать. Ещё у нас очень много внеучебных лекций: как-то раз к нам приходил создатель шрифта для продукции «Брест-Литовск».
Любимые предметы и преподаватели
У нас на программе очень лояльные преподаватели, мы с ними свободно общаемся. Кроме того, они нас тоже хорошо знают, ведь у нас пока было не так много наборов на программу.
Во втором семестре первого курса мне очень нравилась философия с Максимом Ростиславовичем Деминым. Мне было легко высказывать ему свои мысли на парах, и сами занятия были очень интересными. Ещё мне запомнилась социология с Маргаритой Игоревной Кулёвой. Одно из наших занятий было посвящено анализу профилей других людей в соцсетях. Мы открывали их аккаунты в инстаграме и смотрели, какими они хотят казаться себе и общественности.
Ещё у нас крутой куратор — Андрей Григорьевич Люблинский. С ним можно связаться в любое время, и он всегда даёт хорошие советы. Когда у нас была с ним первая пара, он спросил, кем мы себя считаем художником или дизайнером. Ему нужно было понимать, в каком направлении мы больше мыслим — коммерческом или художественном. Я тогда сказала, что считаю себя художником.
Но именно благодаря Андрею Григорьевичу я научилась больше мыслить коммерчески. Он помог мне найти интересную тему для проекта и ответить на важные вопросы о целевой аудитории и сути бренда
Внеучебная жизнь в клубе 35mm
Мой интерес к внеучебке проявился, когда мы отправились на дистант в марте 2020 года. Я провела полгода в Москве, где ограничения были очень строгими: несколько месяцев сидела в квартире, изредка выходила за продуктами. Мне в тот момент очень хотелось чего-то нового.
Тогда-то я и увидела набор в дискуссионный киноклуб 35mm. Я знала про ребят со Дня Питерской Вышки: мы с другом участвовали в их конкурсе, где угадывали кадры из фильмов, ели конфеты. На встречи до дистанта я не попадала, а тогда решила подать заявку.
Чтобы я меня приняли, нужно было сделать пробное задание — написать рецензию к фильму. А меня ещё и попросили сделать афишу, потому что я учусь на дизайнера. Я рассказала про одно аниме, которое меня тогда впечатлило. Ребята в команде тоже высоко оценили мою работу, и меня быстро приняли. Втянулась я тоже быстро: тогда шла подготовка к студенческому общекампусному онлайн-фестивалю: клуб готовил викторины и подкасты, а я помогала дизайнить обложки.
Осенью я стала руководителем киноклуба. Рина, которая до меня занимала эту должность, поступила в магистратуру и поняла, что у неё не будет хватать времени. А я наоборот очень загорелась идеей этого киноклуба, и кино обожаю с детства. Именно поэтому Рина выдвинула мою кандидатуру. В целом Рина и сейчас мне помогает, и вообще у нас очень дружная команда.
Сейчас я отвечаю за организацию мероприятий: бронирую аудитории для встреч, пишу заявки на финансирование, создаю атмосферу. Ещё через меня мы договариваемся о коллаборациях с подписчиками и студенческими организациями: например, к Хэллоуину мы делали подборку фильмов для ШЭМ.
Планы на будущее
Я пока не уверена, что хочу поступать в магистратуру. Для тех, кто закончил бакалавриат по дизайну, это как будто ещё два года работать на оценку, хотя можно и на реальных заказчиков. Ведь практика тоже важна: она не только деньги даёт, но и развитие.
Но магистратура может помочь и дизайнеру, если ему нужно усовершенствовать какие-то навыки или получить больше знаний.
Я бы хотела искать работу, больше всего мне хочется попасть в команду дизайнеров. Это даёт больше возможностей: если я не буду знать чего-то, коллега сможет помочь мне или передать свои знания. Кроме того, работать в команде — значит, генерировать больше идей и видеть разные точки зрения. Коллегам можно постоянно друг друга направлять, а качественно креативить в одиночку очень сложно.
Демин Максим Ростиславович
Департамент социологии: Доцент
Кулева Маргарита Игоревна
Департамент социологии: Доцент
Люблинский Андрей Григорьевич
Отделение дизайна и современного искусства: Приглашенный преподаватель